Слайд 1Занятие 3
Форма литературного произведения
Изображенный мир
Слайд 2Структурные уровни формы художественного произведения
Изображенный мир
Художественная речь
Композиция
Слайд 3Мир художественного произведения
Д. С. Лихачев:
«Отдельные элементы отраженной действительности соединяются в
этом внутреннем мире в некоей определенной системе, художественном единстве».
Мир произведения
– это художественно освоенная реальность.
В этом мире, созданном с помощью вымысла, строительным материалом служит реальность. Мир произведения включает в себя объект изображения (кто, что изображается) и субъект изображения (тот, от чьего лица ведется повествование), помещенные в определенное время и пространство; мир произведения – это и определенная словесная форма, которая запечатлевает всё созданное автором.
Слайд 4Изображенный мир
Наиболее крупными единицами изображенного мира становятся персонажи, составляющие систему,
и события, из которых слагаются сюжеты, а также:
– акты поведения
персонажей, черты их наружности и психики (портреты);
– факты окружающего героев бытия (вещи, подаваемые в рамках интерьеров; картины природы – пейзажи);
– детали
Слайд 5«Пусть мы имеем дело с миром совершенно ирреальным, в котором
ослы летают, а принцессы оживают от поцелуя. Но при всей
произвольности и нереалистичности этого мира должны соблюдаться законы, установленные в самом его начале <…> Писатель – пленник собственных предпосылок».
Умберто Эко
«…преобразование действительности связано с идеей произведения».
Д. С. Лихачев
Слайд 6Художественные детали
Художественные детали - мельчайшая выразительная или изобразительная художественная подробность:
элемент пейзажа или портрета, отдельная вещь, поступок, психологическое движение и
т. п.
Внешние (портретные, пейзажные, вещные) и психологические (мысли, чувства, переживания, желания и т. д.). Внешняя деталь становится психологической, если передает душевные движения или включается в ход размышлений и переживаний героя (реальный топор и образ топора в душевной жизни Раскольникова).
Детали-подробности и детали-символы. Подробности описывают предмет или явление со всех сторон, символическая деталь единична, показывает сущность явления, выделяя в ней главное (.
Слайд 7Портрет
Портрет – изображение всей внешности человека: лица, телосложения, жестикуляции, мимики,
одежды, манеры поведения.
Индивидуализированная деталь, закрепляясь за персонажем, может стать его
опознавательным признаком: блестящие плечи Элен, вечная улыбка Гуинплена, лучистые глаза княжны Марьи, длинный нос Буратино, разные глаза Воланда, голубые волосы Мальвины.
Слайд 8
Формы портретных характеристик
портрет-описание
портрет-сравнение: «У Аксиньи были серые наивные глаза, которые
редко мигали, и на лице постоянно играла наивная улыбка. И
в этих немигающих глазах, и в маленькой голове на длинной шее, и в ее стройности было что-то змеиное; зеленая, с желтой грудью, с улыбкой, она глядела, как весной из молодой ржи глядит на прохожего гадюка, вытянувшись и подняв голову».
портрет-впечатление: «Лицо его точно дверью прищемлено или мокрой тряпкой побито».
Слайд 9М. И. Цветаева
Поэма горы (фрагмент)
Есть пробелы в памяти, бельма
На
глазах: семь покрывал…
Я не помню тебя — отдельно.
Вместо че́рт —
белый провал.
Без примет. Белым пробелом —
Весь. (Душа, в ранах сплошных,
Рана — сплошь.) Частности мелом
Отмечать — дело портных. <…>
Вороной, русой ли масти —
Пусть сосед скажет: он зряч.
Разве страсть — делит на части?
Часовщик я, или врач?
Ты — как круг, полный и цельный:
Цельный вихрь, полный столбняк.
Я не помню тебя отдельно
От любви. Равенства знак. <…>
1924
Слайд 10Д. Сухарев
ДВЕ ЖЕНЩИНЫ
Две женщины проснулись и глядят —
Проснулись и
глядят в окно вагона.
Две женщины умылись и сидят —
Друг
дружку наряжают благосклонно.
Две тайны примеряют кружева,
Им так охота выглядеть красиво!
Одна из них пять платьев износила —
Она пять лет на свете прожила.
Одна пять лет на свете прожила
И повидала разного немало.
Другая — пять смертей пережила
И пятый свой десяток разменяла.
Две ясности, две хитрых простоты
Играют в дурачка на нижней полке,
А сам дурак лежит на верхней полке,
Заглядывая в карты с высоты.
Там на заход валетик желторотый,
Там на отбой четыре короля,
Там козырями черви под колодой,
Там за окном летучая земля.
И карты сообщают так немного,
И так земля летучая легка,
И так длинна, так коротка дорога,
Что можно спать, не слушая гудка.
1977
Слайд 11Пейзаж
Пейзаж - изображение живой и неживой природы, незамкнутое пространство.
Функции пейзажа:
Обозначить
время и место, присутствие автора
Сюжетная мотивировка
Демонстрация характера героя
Психологическая, создание эмоциональной
атмосферы
Самоценный объект изображения
Слайд 12 Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской
ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный
небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник — ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посереди неба... Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще белее, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены. Песни умолкли. Все тихо. Благочестивые люди уже спят. Где-где только светятся узенькие окна. Перед порогами иных только хат запоздалая семья совершает свой поздний ужин.
Н. В. Гоголь «Майская ночь…»
Слайд 13Мир вещей
Мир вещей – рукотворное окружение человека (персонажа).
Вещная деталь –
один из способов характеристики человека; может выражать его индивидуальность, а
также авторское к нему отношение (пепельница в виде серебряного лаптя у Павла Петровича на столе).
Слайд 14
А. Тарковский
25 июня 1939
И страшно умереть, и жаль оставить
Всю
шушеру пленительную эту,
Всю чепуху, столь милую поэту,
Которую не удалось прославить.
Я
так любил домой прийти к рассвету,
И в полчаса все вещи переставить,
Еще любил я белый подоконник,
Цветок и воду, и стакан граненый,
И небосвод голубизны зеленой,
И то, что я — поэт и беззаконник.
А если был июнь и день рожденья
Боготворил я праздник суетливый,
Стихи друзей и женщин поздравленья,
Хрустальный смех и звон стекла счастливый,
И завиток волос неповторимый,
И этот поцелуй неотвратимый.
Расставлено все в доме по-другому,
Июнь пришел, я не томлюсь по дому,
В котором жизнь меня терпенью учит,
И кровь моя мутится в день рожденья,
И тайная меня тревога мучит,—
Что сделал я с высокою судьбою,
О Боже мой, что сделал я с собою!
Слайд 15Психологизм
Психологизм – это освоение и изображение средствами художественной литературы внутреннего
мира героя: мыслей, переживаний, желаний, эмоциональных состояний.
Существует 3 основных формы
психологического изображения:
– прямая, когда изображается внутренний мир героя: его мысли, переживания и т. д. (внутренние монологи Р. Раскольникова, дневник Печорина и т. д.).
– косвенная, когда о внутреннем состоянии героев можно догадаться по их поведению
– суммарно-обозначающей формой называется авторский комментарий поведения или слов героя
Слайд 16Основные приемы психологизма в произведении
Повествование от 1-ого или 3-его лица
Повествование
от 1-ого лица создает большую иллюзию правдоподобия психологической картины, поскольку
о себе человек рассказывает сам, усиливая исповедальное начало. Этот прием применяется тогда, когда в произведении – один главный герой, за сознанием и поведением которого и следит читатель (Толстой «Детство», «Юность»).
Повествование от 3-его лица позволяет автору вводить читателя во внутренний мир сразу нескольких персонажей, а также объяснить причинно-следственные связи между впечатлениями, мыслями и переживаниями героев.
Слайд 172. Психологический анализ и самоанализ. Суть обоих приемов в том,
что сложные душевные состояния раскладываются на составляющие части и тем
самым объясняются, делаются понятными для читателя.
3. Внутренний монолог -- как бы «подслушанные» мысли героя во всей их естественности, непреднамеренности, необработанности.
4. «Поток сознания» (термин принадлежит Уильяму Джеймсу) -- внутренний монолог, созданный в форме хаотичного, неупорядоченного движения мыслей и переживаний.
Слайд 185. «Диалектика души» (термин принадлежит Чернышевскому): как одно чувство переходит
в другое, одна мысль перетекает в другую.
6. Прием умолчания. Писатель
ничего не говорит о внутреннем мире героя, заставляя читателя самого производить психологический анализ: народ безмолвствует в финале трагедии «Борис Годунов».
Другие приемы психологизма: имитация интимных документов (письма, дневники), сны, видения, создание персонажей-двойников и др.
Слайд 19Практическая работа № 3
Изображенный мир. Художественные детали
Ф. М. Достоевский «Преступление
и наказание».