Разделы презентаций


Запрос об информации

Типы запросов клиента и способы их трансформации Под запросом мы понимаем явно выражаемую клиентом просьбу или жалобу, его первое словесное формулирование своих трудностей, в разрешении которых он ожидает найти помощь у

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Запрос об информации





Выполнила: Зюзина Александра

Запрос об информации  Выполнила: Зюзина Александра

Слайд 2Типы запросов клиента и способы их трансформации
Под запросом мы понимаем

явно выражаемую клиентом просьбу или жалобу, его первое словесное формулирование

своих трудностей, в разрешении которых он ожидает найти помощь у психолога.
Не всякий запрос позволяет непосредственно перейти к содержательной работе. Ведь задача, адресованная себе и психологу изначально может быть сформулирована как нерешаемая. Поэтому можно говорить о степени конструктивности запроса со стороны клиента.
Под неконструктивными понимаются запросы, содержащие предельное обобщение («хочу быть всегда спокойным, научиться никогда не волноваться, никогда не совершать ошибок» и т.п.). Запросы с предельным обобщением связаны с нереалистическими ожиданиями в возможности отказа от изменения и развития, установкой не на решение проблем, а на его избегание. Частой формой такого избегания является перфекционизм, т.е. стремление к первенству и совершенству всегда и во всем, соответствие идеализированным, нереальным нормам.

Типы запросов клиента и способы их трансформации Под запросом мы понимаем явно выражаемую клиентом просьбу или жалобу,

Слайд 3Перфекционизм, на первый взгляд, выступает как стремление к достижению, но

на глубинном уровне выражает постоянную тревожность и мотивацию избегания по

типу «если я буду самым совершенным, то никто и ни в чем не посмеет упрекнуть меня и все неприятности обойдут меня стороной».
Другим видом неконструктивного запроса является манипулятивный . Он содержит просьбу о помощи в изменении не самого клиента, а третьих лиц, об управлении другим человеком без его согласия. Такой запрос встречается часто и связан с распространенными иллюзиями о психологе как специалисте по построению разнообразных «хитростей» в манипулировании другими людьми. Встречаясь с подобным запросом, нужно сообщить клиенту, что нельзя решать проблемы третьих лиц заочно. Мы можем только помочь клиенту решить его проблемы, возникающие в связи с отношениями с этими третьими лицами.
Исключение составляет запрос родителей относительно ребенка с тяжелыми поведенческими и психическими нарушениями, поскольку родители обычно продолжают нести ответственность за таких детей, по крайней мере, до их совершеннолетия, а их собственные ресурсы взаимодействия с таким ребенком полностью исчерпаны.
Манипулятивный запрос возникает в тех случаях, когда человеку бессознательно хочется сохранить иллюзию всемогущества в отношении третьих лиц, уверенность в том, что существуют такие варианты его поведения, которые могут изменить в желательном направлении поведение других людей. Эта иллюзия широко распространена, поскольку позволяет снизить тревожность и сохранить надежду на контроль ситуации в объективно неопределенных условиях
Перфекционизм, на первый взгляд, выступает как стремление к достижению, но на глубинном уровне выражает постоянную тревожность и

Слайд 5Конструктивные запросы :
Запрос об информации встречается в нашей культуре достаточно

часто. В известном смысле это связано с объективным недостатком психолого-педагогической

информации у населения. Чаще всего его предъявляют подростки, обладающие в силу возраста ограниченными знаниями и жизненным опытом.
Люди, оказавшиеся в новых для них, необычных жизненных условиях, также могут предъявить этот запрос, особенно если их близкие тоже не обладают опытом решения подобных проблем. Это типично для периода быстрых социальных изменений.
И, наконец, третья группа лиц с таким запросом, — это родители, интересующиеся соответствием своих детей возрастным нормам развития, а также его прогнозом и возможностями коррекции.
Предоставляя клиенту необходимую информацию, психологу следует стремиться избегать долженствования в своих рекомендациях, помня о вероятностности любого прогноза и оставлять возможность выбора вариантов действия за самим клиентом.
Тем не менее, психологу стоит в ряде случаев (например, при патологических формах обращения родителя с ребенком) открыто заявить о том, к каким последствиям это может привести. Возлагая ответственность на клиента, ему можно сказать, что когда эти последствия возникнут, он не будет иметь право сказать, что не знал, к чему это приведет, а, стало быть, сознательно выбрал такое свое поведение вместе с его последствиями.
Конструктивные запросы :Запрос об информации встречается в нашей культуре достаточно часто. В известном смысле это связано с

Слайд 6Запрос о помощи в самопознании также характерен для подростков и отражает

возрастные закономерности их развития. Часто его возникновение провоцируется проблемами профориентации

(«какие у меня способности?») и трудностями общения со сверстниками. Взрослые также предъявляют его в кризисных жизненных ситуациях, требующих пересмотра отношений к себе, своих установок и взглядов, переструктурирования Я- концепции. Нередко этот запрос возникает при внезапном тяжелом соматическом заболевании (рак, ишемия и др.). Это связано с адекватной интуицией клиента о том, что ему необходимо произвести некоторые изменения в понимании себя и окружающих. Наиболее естественно он может возникать у религиозных людей, связывающих болезнь с какими-то своими ошибками и неправильными решениями. При работе психолога с таким запросом следует стремиться к тому, чтобы растущее самопонимание клиента носило позитивный характер и не вылилось в самобичевание и самообвинение. Так же, как и в предыдущем случае, клиенту можно порекомендовать соответствующую литературу.
Запрос о помощи в самопознании также характерен для подростков и отражает возрастные закономерности их развития. Часто его возникновение

Слайд 7Нередко обращение к психологу с запросом о помощи в саморазвитии . Это

касается стремления научиться новым навыкам (познавательным, коммуникативным и т.д.) и

формам поведения, а также желания отказаться от старых навыков и их замены чем- то конструктивным. Наличие такого запроса у взрослого человека — благоприятный прогностический признак, и в распоряжении психолога должно быть достаточно средств удовлетворения этого запроса. Вероятность его также вырастает в период быстрых социальных изменений, когда люди вынуждены менять стиль жизни, работу, обучаться новым профессиям.
Также благоприятным признаком является возникновение такого запроса у пожилых людей, которые, возможно, не могли удовлетворить его раньше. Часто эти люди не находят взаимопонимания среди ближайшего окружения в связи со своими новыми устремлениями, поскольку окружению выгодно ожидать от них исполнения привычной роли «пенсионера» или «бабушки» («тебе уже поздно учиться, заниматься абстракциями» и т.д.). Для пожилых наиболее показано включение их в групповые формы психологической помощи, включающие разновозрастный контингент. Характеристика и варианты запроса о помощи в саморазвитиИ.

Нередко обращение к психологу с запросом о помощи в саморазвитии . Это касается стремления научиться новым навыкам (познавательным, коммуникативным

Слайд 8Особым видом запроса является запрос о трансформации (в смысле, характерном для традиции

аналитической психологии К.Г. Юнга). Он включает в себя потребность человека

начать жить «с чистого листа», отказавшись от жесткого детерминизма свой личной истории, осознать новый смысл жизни, отделить в себе свое подлинное от чуждого и наносного.
Такой запрос характерен для людей, столкнувшихся с кризисом середины жизни (второй половины жизни). Этот кризис несет в себе огромный жизненный потенциал самоизменения. Часто эти люди, а нередко и сами психологи, находятся под влиянием «деградантной» концепции возрастного развития («жизнь делится на две половины сначала — подъем, потом — спад). Они могут испытывать чувство вины за «неадекватность возрасту» своих новых устремлений («увлекся философией и ищу смысл жизни, как подросток»).
Конструктивными формами работы психолога здесь будут те, которые включают элементы традиционных и современных духовных практик (психосинтез, логотерапия, Наука Разума, Эмпауэрмент, медитативные и телесно-ориентированные практики и др.).
Следует помнить, что кризис середины жизни нормален, а не патологичен. Патологично стремление его избежать и «протащить» во вторую половину жизни стереотипы и установки первой, отказываясь от ответственности за собственную зрелость.

Особым видом запроса является запрос о трансформации (в смысле, характерном для традиции аналитической психологии К.Г. Юнга). Он включает в

Слайд 9Наиболее часто в психологическом консультировании встречается запрос о снятии симптома. Под термином

«симптом» понимается любое психологическое, телесное или психосоматическое нарушение, беспокоящее человека

и являющееся знаком более глубокой проблемы. Сюда мы относим и энергетические нарушения, типа хронической усталости и переживания «нехватки сил».
Как правило, клиент рассматривает симптом достаточно изолированно, не улавливая глубинной его связи с разными сторонами своего существования. В ряде случаев клиент устанавливает упрощенные или примитивные причинно-следственные связи типа «все причины — в переутомлении, перенесенном гриппе и т.п.».
Запрос о снятии симптома может быть удовлетворен непосредственно, например посредством техник НЛП. Так, если человек испытывает страх перед начальником, то тогда работают именно с этим страхом, не вникая в личную историю клиента и историю развития симптома.
Работа с запросом о снятии симптома может быть осуществлена и другим способом, через осознание психологических источников и функций симптома. Это приведет к построению новых схем поведения и самоосознания и, возможно, к появлению новых конструктивных запросов к психологу.
Любой симптом всегда является решением психологической проблемы человека, пусть и не самым удачным. Он выступает свидетельством того, что человек, во всяком случае, проблему решал, пускай и неосознанно. Поэтому симптом всегда защищает человека от необходимости осуществлять поведение, которое ему представляется безрезультативным или безуспешным, освобождает от ответственности за ряд аспектов свой жизни и по-новому организует отношения с окружающими людьми.
Игнорирование этих функций симптома может привести к серьезным ошибкам в консультировании. Например, в приведенном выше примере страха перед начальником этот симптом может скрывать за собой совершенно различные проблемы.

Наиболее часто в психологическом консультировании встречается запрос о снятии симптома. Под термином «симптом» понимается любое психологическое, телесное или психосоматическое

Слайд 11Рассмотренные аспекты проблемно-ориентированного психологического консультирования, конечно, не являются исчерпывающими. В

любом случае, во всех ситуациях воздействия должны быть соблюдены следующие

принципы:
1. Принятие клиентом собственной ответственности за происходящее;
2. Ориентация клиента на понимание, анализ и принятие собственных чувств как на единственную возможность понимания самого себя;
3. Планирование и осуществление конкретных поведенческих шагов, направленных на изменение существующей ситуации.
Осуществление такой стратегии работы с клиентом опирается на такие аспекты работы консультанта, как:
1. Умение понимать, сопереживать, поддерживать и анализировать чувства клиента;
2. Способность четко и конкретно планировать изменения в жизни клиента, структурировать все, что он говорит и делает, давать обратную связь и корректировать его высказывания.
Использование данных принципов в работе с любыми случаями обращений может успешно служить решению различных задач, возникающих в процессе консультирования.

Рассмотренные аспекты проблемно-ориентированного психологического консультирования, конечно, не являются исчерпывающими. В любом случае, во всех ситуациях воздействия должны

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика