Слайд 1 ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ: УРОКИ ПРОШЛОГО, ПРОБЛЕМЫ НАСТОЯЩЕГО,
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Мурзина Татьяна Феоктистовна
Заведующая кафедрой медико-социальной и психологической помощи
СПбИУВЭК, д.м.н., профессор, академик Петровской академии наук и искусств
Слайд 2История
В 2018 году исполнилось 100 лет социальной защите России, 100
лет – медико-социальной экспертизе , 40 лет – основанию системы
подготовки специалистов учреждений социальной защиты
Слайд 3Начало формирования системы подготовки специалистов учреждений социального обслуживания
Формирование системы
подготовки специалистов учреждений социального обслуживания началось с постановления Министерства социального
обеспечения РСФСР от 13.07. 1978 года № I -396-20 о создании специального курса подготовки врачей домов-интернатов
Слайд 4История
Дата основания этого курса - 18 октября 1978 года, когда
он по приказу ректора ЛИУВЭК доцента П.А. Маккавейского был организован
в составе кафедры ВТЭ при нервных болезнях (зав. кафедрой – доцент П.А. Маккавейский) при курсе ВТЭ при психических болезнях (зав. курсом – доцент Р.М. Войтенко)
Слайд 5Этапы формирования системы подготовки специалистов учреждений СО
Руководителем курса стал
доцент В.П.Беляев, главный психиатр Ленинграда и главный врач психиатрической больницы
№ 4. Министерство выделило 5 преподавательских и 2,5 вспомогательных ставки. Курс был укомплектован из числа научных сотрудников Ленинградского НИИ им. В.М.Бехтерева, медицинских институтов и выпускников ЛИУВЭК
Слайд 6История
С начала 1979 года стали проводиться занятия с врачами психоневрологических
интернатов и домов-интернатов для умственно отсталых детей, а с 1980
года – циклы усовершенствования врачей домов-интернатов для престарелых и инвалидов
Слайд 7Этапы формирования системы подготовки специалистов учреждений СО
Объединение сотрудников нового курса
для специалистов стационарных учреждений социального обслуживания с психиатрами-экспертами оказалось неудачным
из-за слишком разных целей и задач, стоящих перед ними в педагогическом процессе (как и в настоящее время).
В последующие годы проводилась неоднократная реорганизация различных курсов и кафедр по подготовке специалистов учреждений социальной защиты
Слайд 8Этапы формирования системы подготовки специалистов учреждений СО
В разные годы в
этих учебных подразделениях работали:
доц. В.П. Беляев, профессора: В.Н. Катюхин,
И.И. Заболотных, доценты:
С.Г. Филомафитский, Б.А. Сисин, Л.Л. Горелова, Г.П. Квашнина, А.П. Рауш, Т.Ф. Мурзина, ассистенты В.Ф. Батюкова, Г.В. Идрицан, И.П. Коновалова, В.Г.Мужиков,
В.И. Петрова
Слайд 9Главными профессиональными интересами кафедры за весь период ее формирования
были медико-социальное обслуживание и реабилитация детей-инвалидов
Поэтому не
случайно кафедра явилась родоначальником в организации процесса обучения первого поколения педиатров-экспертов в Российской Федерации.
В августе 1997 года на кафедре домов-интернатов была организована интернатура по подготовке врачей-педиатров-экспертов, в организации и проведении которой принимала активное участие доцент
Г.П. Квашнина
Слайд 10Этапы формирования подготовки специалистов системы социальной защиты
С наступлением нового тысячелетия
значительно расширилась область социального обслуживания населения, появилось большое наименование новых
учреждений социальной защиты.
Актуальным стал вопрос о создании кафедры, готовящей специалистов для всех учреждений социального обслуживания
Слайд 11
Мы благодарностью вспоминаем тех, кто оказал содействии в создании новой
кафедры: зам. Министра Минтруда России д.м.н., профессор А.И. Осадчих и
начальник управления Министерства к.м.н. О.И. Лебединская.
После согласования с Минтрудом России и с Росздравом с целью обучения специалистов учреждений социальной защиты населения РФ, в Санкт-Петербургском институте усовершенствования врачей-экспертов была создана кафедра медико-социальной и психологической помощи, заведующей которой назначена д.м.н. Мурзина Т.Ф.
Слайд 12Информационное письмо Росздрава от 27 марта 2007 г. № 10-11/08-3791.
Обучение специалистов учреждений социальной защиты на кафедре медико-социальной и
психологической помощи СПбИУВЭК было рекомендовано информационным письмом Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию от 27 марта 2007 года № 10-11/08-3791.
Слайд 13
В указанном письме приводится перечень руководителей и специалистов органов и
учреждений, рекомендованных для обучения на кафедре медико-социальной и психологической помощи
СПбИУВЭК
руководителей и специалистов органов и учреждений социальной защиты населения, врачей-психиатров, психотерапевтов, неврологов, педиатров, терапевтов, среднего медицинского персонала, медицинских психологов, специалистов по социальной работе, по реабилитации, педагогов, воспитателей
Слайд 14Базы кафедры
Основной учебной клинической базой курса с момента его создания,
а затем кафедры до 2008 г. являлся Психоневрологический интернат №
1 Санкт – Петербурга. Здесь же находилось и первое административное здание института
Слайд 15Базы кафедры
В связи с переездом в Зеленогорск ПНИ №1, с
июня 2008 года новой учебной клинической базой кафедры стал ПНИ
№10» -опорно-экспериментальная площадка Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга.
В настоящее время директор ПНИ №10 им. В.Г. Горденчука - И.А. Веревкин, заместитель директора по медицинской части –
В.И. Скороходова
Слайд 16Практические занятия со слушателями учебных циклов проводятся в РЦ и
клинических отделениях ПНИ № 10
Слайд 17Базы кафедры
Официальной учебной базой кафедры с момента ее создания является
Центр социальной реабилитации инвалидов Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга (директор
Гусак Ю.Л.).
На фото: во время всероссийской научно-практической конференции на базе кафедры
Слайд 18Базы кафедры
С самого начала создания кафедры был заключен договор
о практическом сотрудничестве с Детским домом-интернатом № 5 Комитета по
социальной политике Санкт-Петербурга.
В настоящее время директор ДДИ №5 Л.Э. Вязовая.
На фото: коллектив ДДИ № 5
Слайд 19Базы кафедры
В рамках договора о научно-практическом сотрудничестве кафедра осуществляла свою
деятельность совместно с Центром социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Красногвардейского
района Санкт-Петербурга. Директор – Н.В. Макарова
Слайд 20Базы кафедры
Занятия цикла интернатуры по психиатрии проводились на базе подведомственного
Комитету по здравоохранению психоневрологического диспансера (с дневным стационаром) Фрунзенского района
Санкт-Петербурга (главный врач Бреслав Б.Э.).
На фото: с пациентами ПНД Фрунзенского района
Слайд 21Сотрудничество
Кафедра осуществляет свою деятельность в рамках Соглашения о сотрудничестве с
Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга (председатель- А.Н. Ржаненков), с управлением
координации деятельности подведомственных учреждений (начальник Наумова Н.Г.) и многими подведомственными Комитету учреждениями.
На фото: очередной день социального работника в Смольном
Слайд 22Сотрудничество
Кафедру объединяет сотрудничество с кафедрой психиатрии Военно-медицинской академии (заведующий кафедрой-
главный психиатр МО, д.м.н., профессор Шамрей В.К.), преподаватели которой являются
также преподавателями нашей кафедры: профессор Курасов Е.С., доцент Днов К.В., доцент Тарумов Д.А.
Слайд 23Сотрудничество
Кафедра сотрудничает с Профессиональной медицинской психотерапевтической ассоциацией (президент - главный
психотерапевт Санкт-Петербурга, руководитель городского психотерапевтического центра д.м.н., профессор В.И.
Курпатов). Сотрудники кафедры - активные участники ПМПА.
На фото: во время заседания ПМПА
Слайд 24Сотрудничество
В июле 2017 г. подписано Соглашение о сотрудничестве между кафедрой
медико-социальной и психологической помощи СПбИУВЭК Минтруда России и Минтруда Республики
Крым. Ежегодно утверждается план совместных мероприятий
Слайд 25Программа профилактики профессионального стресса
В рамках соглашения о сотрудничестве между кафедрой
медико-социальной и психологической помощи ФГБУ ДПО СПбИУВЭК Минтруда России и
Минтруда Республики Крым началась реализация программы профилактики профессионального стресса у специалистов учреждений социальной сферы России.
Слайд 26
В программе принимают участие как руководители и специалисты учреждений
СЗ, так и ФБМСЭ
В рамках программы: теоретические занятия по основам
психологии, деонтологии, психологические тренинги и оздоровительные медицинские мероприятия «Антистресс»
Слайд 27
Учебная работа. Циклы подготовки:
Интернатура по психиатрии и терапии (совместно
с кафедрой терапии №1), профпереподготовка по специальностям «Психиатрия», «Терапия»,
«Психотерапия», «Организация здравоохранения и общественное здоровье», «Клиническая психология» (совместно с кафедрой социальной психиатрии и психологии)
Слайд 28Циклы обучения
Сертификационные циклы повышения квалификации:
Для руководителей и специалистов учреждений
социального обслуживания и здравоохранения (директоров, главных врачей, врачей -
психиатров, психотерапевтов, терапевтов, наркологов, медицинских сестер учреждений).
Слайд 29Циклы обучения. Впервые в институте на кафедре проводятся циклы обучения:
Проф.
переподготовка и повышение квалификации по психотерапии.
Повышение квалификации по психиатрии-наркологии.
Различные циклы
по накопительной системе часов.
Краткосрочные циклы во время проведения научно-практических конференций и семинаров.
Педагогика и психология высшей школы и др.
Слайд 30Циклы обучения
Впервые в институте кафедра внедрила в преподавание на учебных
циклах такие темы как профилактика профессионального стресса у специалистов учреждений
социальной защиты, основы психотерапии инвалидов, социокультурная реабилитация инвалидов, менеджмент в социальной сфере и др.
Слайд 31Циклы обучения
Кафедра имеет многопрофильный характер и гуманитарную направленность (психология, психотерапия,
педагогика высшей школы, социокультурная реабилитация и др.). Поэтому неслучайно от
нашей кафедры отделилась кафедра гуманитарных наук, которую возглавила бывший доцент кафедры
Н.Г. Травникова
Слайд 32По заданию Минтруда России сотрудники кафедры неоднократно разрабатывали инновационные реабилитационные
технологии
Разработаны:
*структурно-функциональная модель реабилитационного центра для детей с патологией
опорно-двигательного аппарата и ЦНС (материалы работы использованы при создании детского восстановительно-реабилитационного центра им. Г.А. Альбрехта).
* эффективные методики психотерапии детей-инвалидов с ампутационными дефектами конечностей
* методологические и организационно-методические основы психотерапии детей-инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты
Слайд 33Разработанные кафедрой инновационные реабилитационные технологии постоянно внедряются в учебный процесс
и практическую работу учреждений
В составе коллектива авторов разработана Концепция социокультурной
реабилитации инвалидов. Результаты работы отражены в Федеральном законе № 132-ФЗ 3 от 23.10.2003 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ по вопросам реабилитации инвалидов».
На фото: внедрение технологий СКР. Во время сеанса сказкотерапии на базе кафедры в ДДИ №5
Слайд 34НИР по реабилитации
Сотрудники кафедры принимали участие в создании единого Интернет-портала
«Реабилитация инвалидов Российской Федерации с учетом создания информационно-коммуникационной системы реабилитации
инвалидов» по заказу Федерального агентства по информационным технологиям в рамках Федеральной целевой программы
Слайд 35НИР по реабилитации
Разработана (совместно с кафедрой организации…) примерная программа
цикла повышения квалификации специалистов по реабилитации в социальной сфере (2017
г.) Программа апробирована нашей кафедрой при проведении выездного цикла для специалистов по реабилитации Республики Крым в августе 2017 г. (на фото)
Слайд 36Важной альтернативной формой обучения являются научно-практические конференции и семинары
Кафедра явилась
инициатором и постоянно организует и проводит:
1). Городские научно-практические семинары для
специалистов учреждений социального обслуживания и здравоохранения Санкт-Петербурга. На фото: во время НПС по межведомственному взаимодействию учреждений здравоохранения и социальной защиты на базе ПНИ № 1 (в президиуме: Мурзина Т.Ф., Лиманкин О.В., Шелег М.Н.,
Янаева А.Н.). Приглашаем принять участие коллег ФБМСЭ!
Слайд 37Приглашаем принять участие в конференциях коллег ФБ МСЭ!
2). Ежегодные
межрегиональные научно-практические семинары «Актуальные проблемы медико-социального обслуживания и реабилитации», приуроченные
к дню основания системы подготовки специалистов учреждений социального обслуживания.
Слайд 383). 1 раз в 2 года
Общероссийские научно-практические конференции «Актуальные
проблемы медико-социальной и психологической помощи». Приглашаем принять участие в конференциях
коллег ФБМСЭ!
Слайд 39Альтернативные формы обучения
4).В рамках работы опорно-экспериментальной площадки Комитета по социальной
политике Санкт-Петербурга ПНИ № 10 им. В.Г. Горденчука в 2015-2016
гг на базе реабилитационного центра проводился постоянно действующий семинар «Технологии социокультурной реабилитации» для специалистов учреждений социальной защиты Санкт-Петербурга
Слайд 40Альтернативные формы обучения
5) В 2015-2016гг на базе РЦ ПНИ №
10 проводились постоянно действующие семинары в рамках работы методического объединения
психологов учреждений социальной защиты, подведомственных Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга
Слайд 41Альтернативные формы обучения
6). В течение 5 лет проводились ежегодные международные
научно-практические семинары «Применение творчества в лечении и реабилитации», посвященные годовщине
открытия клиники института детской гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой, по завершении выданы удостоверения о краткосрочном цикле повышения квалификации
Слайд 42Проблемы настоящего
В связи с неоднократными изменениями ведомственной принадлежности института произошло
ущемление профессиональных интересов сотрудников учреждений социальной защиты. Руководители и специалисты
федеральных бюро МСЭ проходят обучение на циклах бесплатно в рамках госзадания и Федеральной целевой программы «Доступная среда». Такого права лишены сотрудники учреждений социальной защиты.
Слайд 43С весны 2018 г. проблемы обучения специалистов учреждений социальной защиты
взял под личный контроль Министр Минтруда России М.А. Топилин
21 сентября
2018 года на базе кафедры медико-социальной и психологической помощи – ПНИ № 10 им. В.Г.Горденчука, состоялась межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная практическим аспектам применения различных моделей сопровождаемого проживания в Санкт-Петербурге.
Базу кафедры ПНИ №10 им. В.Г.Горденчука и данную конференцию посетил Министр Минтруда России М.А. Топилин. Наверное, не случайно то, что это было во время доклада заведующей кафедрой профессора Т.Ф. Мурзиной о проблемах обучения специалистов учреждений социальной защиты…
Слайд 44
Мы надеемся сохранить достижения школы с 40-летним научно-педагогическим опытом и
дальше развивать и совершенствовать систему подготовки специалистов учреждений социальной защиты!
Мы по-прежнему готовы к взаимовыгодному сотрудничеству с экспертными кафедрами института и Федеральными бюро МСЭ в области обучения специалистов социальной сферы
Слайд 4530 ноября 2018 г. состоялось расширенное заседание ученого совета СПбИУВЭК,
посвященное 40-летию основания системы подготовки специалистов учреждений социальной защиты
В
юбилейном мероприятии приняли участие представитель Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга и руководители подведомственных Комитету учреждений, представитель Комитета по социальной защите населения Ленинградской области, а также главные внештатные специалисты-эксперты Росздравнадзора, Министерства обороны РФ, Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга и руководители отдельных ВУЗов и кафедр, осуществляющих последипломное образование.
Слайд 46 Мурзина Т.Ф.:
Выпускница ЛИУВЭК (интернатура, клиническая ординатура, аспирантура)
35 лет - служение
системе социальной защиты
30 лет – научно-педагогический стаж в ЛИУВЭК (СПбИУВЭК)
Благодарю
за внимание и понимание!