Слайд 1Зарубежная художественная культура
XX века
Слайд 2Искусство модернизма
Модернизм:
стремится уйти от традиций реалистического искусства;
сущность художественной
деятельности видит:
в создании форм, свойственных только искусству,
в отображении духовной сущности явлений, воплощении
идей;
стремится к созданию новых средств отображения,
художественного выражения, новых форм.
Слайд 31. Фовизм (с 1905 г.) – наполняет работы «эстетическими эмоциями»
Анри
Матисс. Танец вокруг настурций
Анри Матисс. Красные
рыбки
Слайд 4
Фовизм
Буфет, или Красная комната, или Гармония в красном
Слайд 6 Фовизм
Художники-фовисты (Франция):
Англия
Жорж Руо
Андре Дерен Мэтью Смит
Рауль Дюфи
Анри Матисс. Из серии «Джаз»
Альбер Марке
Слайд 72. Экспрессионизм (с 1905 г.)
Группа
«Мост» (графика)
Эрих Хекель. Стоящая обнаженная девушка
Э. Хекель. Женщины на пляже
Слайд 8Экспрессионизм
Группа «Мост»
Эмиль Нольде. Коровы
Карл Шмидт-Ротлуфф.
Плетёные кресла на пляже
Слайд 9Лирический экспрессионизм
Представители течения
Морис Утрилло
Хаим Сутин
Амедео Модильяни. Кариатида
Амедео Модильяни. Анна Ахматова
Слайд 10Экспрессионизм в литературе
Август Стриндберг (Швеция) (проза, драматургия)
Георг Гейм (Германия) (поэзия)
Георг
Тракль (Австрия) (поэзия)
Франц Кафка (Австрия) (проза)
Экспрессионизм в музыке
Арнольд Шёнберг Пауль
Хиндемит
Альбан Берг Антон Веберн
Эдвард Мунк. Крик
Художники-экспрессионисты
Оскар Кокошка Хаим Сутин Макс Бекман
Джеймс Энсор Георг Грос группа «Синий всадник»
Слайд 113. Кубизм (с 1908-1909 гг.) – стремится «уйти» в мир
«чистых форм», «разложить» вещи на составные части и создать «новую
реальность»
Пабло Пикассо. Дама с веером
Пабло Пикассо. Коррида
Слайд 12Кубизм
Пабло Пикассо.
Портрет сеньоры Каналс
Слайд 13Кубизм
Пабло Пикассо. Герника (1937)
Слайд 14
Кубизм
Пабло Пикассо. Герника (1937) (3,5 на 7, 8 м)
Слайд 15Кубизм
Пабло Пикассо. Три музыканта (1921)
Слайд 17Кубизм
Жорж Брак. Пианино и мандолина, 1909
Жорж Брак. Мандолина, 1910
Жорж Брак.
Кларнет и бутылка рома на каминной полке, 1911
Слайд 18Пуризм – продолжение кубизма, течение во французской живописи конца 1910-х
– начала 1920-х гг.
Художники упрощённо изображали силуэты обычных вещей, «очищая»
их от деталей (Амеде Озанфан, Ле Корбюзье)
Стиль «орфизм» разработал Робер Делоне (цвет доминирует над формой)
Амеде Озанфан
Слайд 19Кубизм в скульптуре
Осип Цадкин. Монумент «Памяти разрушенного Роттердама» (1953)
Слайд 20Кубизм
В аналитическом кубизме – 1907-1912 гг. – трёхмерные объекты при
изображении разбиваются на грани и при восприятии складываются в двухмерный
зрительный образ.
В синтетическом кубизме – после 1912 г. – изображения упрощаются, цвета становятся ярче, применяется коллаж (на поверхность наклеиваются кусочки бумаги или других материалов для получения картины).
Художники-кубисты
Хуан Грис Марсель Дюшан (фр./амер.) Фернан Леже
Мари Лорансен Франси’с Пикабия’ Робер Делоне
Альбер Глез
Кубизм в литературе
Гийом Аполлинер Андре Сальмон
Макс Жакоб Гертруда Стайн
Слайд 214. Футуризм (1909-1914 гг.)
Провозглашает ниспровержение старой культуры.
Стремится воплотить в произведениях
динамизм современной эпохи, ощущение времени, скорости.
Художники-футуристы Джакомо Балла,
Джино Северини,
Карло Карра,
Умберто Боччони и др.
Лидер – писатель Ф. Томмазо Маринетти
Слайд 22Футуризм
Умберто Боччони. Состояние души 1
Слайд 23Футуризм
Умберто Боччони. Состояния души II. Прощания (1911)
Слайд 24Футуризм
Умберто Боччони. Состояния души II. Те, кто уезжают (1911)
Слайд 25Футуризм
Умберто Боччони. Состояния души III. Те, кто остаются (1911)
Слайд 27Футуризм
Луиджи Руссоло. Восстание
Слайд 28Футуризм
Джакомо Балла. Абстрактная скорость – автомобиль проехал (1913)
Слайд 29Футуризм
Джакомо Балла. Динамизм собаки на поводке (1912)
Слайд 305. Абстракционизм (с 1910-х гг.) – беспредметное, нефигуративное искусство, вызывающее
свободные ассоциации
Василий
Кандинский.
Композиция VI
Слайд 31Абстракционизм
Василий Кандинский.
Композиция
Слайд 32Абстракционизм
Василий Кандинский
В. Кандинский. На белом
Василий Кандинский. Гавань
Слайд 34Абстрактное искусство
Динамический супрематизм
Казимир Малевич. Сюпрем
Неопластицизм
Пит Мондриан. Композиция
в светлых тонах с серыми контурами
Слайд 35Абстрактное искусство
Динамический супрематизм
Казимир Малевич. Чёрный квадрат, 1915
Слайд 36
Абстрактное искусство
Динамический супрематизм
Казимир Малевич. Супрематическая композиция (1916) (в 2008
г. продана за $ 60.000.000)
Слайд 37Абстрактное искусство
Динамический супрематизм
Казимир Малевич. Голова крестьянской девушки
Слайд 38
Абстрактное искусство
Неопластицизм
Пит Мондриан. Композиция с цветными плоскостями и серыми линиями
(1918)
Слайд 39Абстрактное искусство
Неопластицизм
Пит Мондриан. Композиция с красным, синим и жёлтым (1930)
Слайд 40Абстрактное искусство
Неопластицизм
Пит Мондриан. Коллаж Космос
Слайд 41Ташизм (40-50-е гг.) – европейский вариант абстрактного экспрессионизма, французский стиль
абстрактной живописи 40-50-х гг. («живопись действия», «лирическая абстракция»)
Художники-ташисты
Жорж Матьё
Марк Ротко
Франц Клайн Роберт Мозервелл
Джексон Поллок (США). Синие шесты
Слайд 42Живопись ташизма
Джексон Поллок. Синие шесты (Номер 11)
Слайд 43Живопись ташизма
Джексон Поллок. Алхимия (1947)
Слайд 44Живопись ташизма
Джексон Поллок. Номер 6 (1948)
Слайд 486. Дадаизм (1916-1922)
Задача – тотальный нигилизм, отрицание всех ценностей, традиций
прошлого
Марсель Дюшан (1887-1968). Сушилка для бутылок (ready made)
Франсис Пикабия (1879-1953)
(фр.) Дитя-карбюратор
Слайд 49Художники-дадаисты
Мэн Рей
Марсель Янко
Кристиан Шад
Макс Эрнст Ханс Рихтер Отто ван Реес
Ханс (Жан) Арп Артур Сегал Адя ван Реес
Софи Таубер
Дадаизм в литературе
Франция
Тристан Тцара (рум. поэт) Поль Элюар Филипп Супо
Андре Бретон Луи Арагон Жан Кокто
Германия
Рауль Хаусманн
Курт Швиттерс
Слайд 507. Сюрреализм (с 1924 г.)
(1924 г. – «Манифест сюрреализма» Андре
Бретона)
Провозгласил освобождение от авторитетов, «антибанальность любой ценой»; прорыв в бессознательное
Сюрреализм в живописи
Сальвадор Дали,
Макс Эрнст,
Ив Танги,
Рене Магритт,
Хуан Миро’
Сальвадор Дали. Предчувствие гражданской войны
Слайд 51Сюрреализм
Сальвадор Дали. Искушение святого
Антония
Сальвадор Дали. Искушение святого Антония
Сальвадор
Дали. Атомная Леда
Слайд 52Сюрреализм
Сальвадор Дали. Метаморфоза нарцисса
Слайд 54Сюрреализм
Макс Эрнст. Поцелуй, 1927
Слайд 55Приёмы творчества художников-сюрреалистов:
автоматическое письмо, фюмаж (одымление), кулаж (дриппинг, накапывание), обкуривание,
копчение бумаги, удвоение (слон-насекомое), иллюзионистический обман зрения (фотографически точное изображ.),
беспорядочная разливка краски.
Сюрреализм в литературе
Франция Германия Испания
Андре Бретон Рене Кревель Иван Голль Федерико Гарсиа Лорка
Поль Элюар Филипп Супо
Луи Арагон Анри Мишо Латинская Америка
Пьер Юник Жан Кокто (драм.) Пабло Неруда (чил. поэт)
Антонен Арто Роже Витрак (драм.) Хуан Ларреа (исп. поэт)
Робер Деснос
Сюрреализм в киноискусстве
Луис Бюнюэль, Алфред Хичкок, Жан Кокто
Сюрреализм в музыке
Французские композиторы «Шестёрки» (1910-30-е гг.): Артюр Онеггер, Франсис Пуленк, Дариюс Мийо, Луи Дюрей, Жорж Орик, Жермен Тайфер.
Слайд 56Сюрреализм в скульптуре
Александр Колдер –
изобретатель
самодвижущихся
«мобилей»
Генри Мур. Король и королева
Слайд 57Искусство поп-арта (50-60-е гг.)
Рассчитано на массовую аудиторию. Объект изображения –
обычные образы – из рекламы, комиксов, кинофильмов и т.п.
Утверждает эстетику
обыденного и вульгарного
Р.оберт Раушенберг. Подарок Аполлону
Клаэс Ольденбург. Плита
Джим Дайн. Лопата
Слайд 58Французская школа поп-арта – «новый реализм»,
В Италии и Германии –
«бедное искусство»
В качестве произведений фигурировали:
коллажи из бытовых вещей
джанк-арт – коллажи
из предметов бросового характера
ассамбляжи – объекты, поданные в неожиданном сочетании, контексте
энвайронмент – переживание среды («Универсальный магазин»)
Метод шелкографии – перевода на холст при помощи трафарета фотографий, репродукций, афиш – в комбинации с живописными фрагментами, предметами
Хэппенинг – сценическая разновидность поп-арта,
театрализованная импровизация
Джим Дайн – родоначальник хэппенинга и энвайронмента (художник)
Представители: Аллан Капроу, Роберт Раушенберг, Клаэс Ольденбург, Рой Лихтенштейн.
Слайд 59Искусство оп-арта
– создание светоцветовых эффектов
Виктор Вазарели’. Сверхновое
Слайд 60Искусство оп-арта
Виктор Вазарели
Слайд 61
Искусство оп-арта
Виктор Вазарели
Слайд 62Искусство оп-арта
Виктор Вазарели
Слайд 63Искусство оп-арта
Виктор Вазарели
Слайд 64Искусство оп-арта
Виктор Вазарели. Зебры
Слайд 65Концептуальное искусство (1960-е гг.) – выражает идею, концепт:
1. Боди-арт –
произведения создаются путем использования тела художника
Д. Оппенгейм. Позиция для чтения
Слайд 662. Лэнд-арт – земляное искусство
Роберт Смитсон. Спиральная дамба («Спиральный Джетти»)
Слайд 673. Перформанс – «живые картинки», сценическое представление, включающее в себя
музыку, живопись, скульптуру
С. Бартон. Пара, движущаяся вокруг стола
Слайд 69Искусство постмодернизма
Основные принципы и приёмы:
отказ от мимесиса
цитирование
многоуровневая организация текста
фрагментарность, неопределенность
принцип
монтажа
ирония, пародия
синкретизм
прием игры
Постмодернизм в архитектуре
Р. Вентури М. Грейвс Р. Бофилл
Ч. Мур А. Росси
Постмодернизм в изобразительном искусстве
Йозеф Бойс (1921-1986) (нем. живоп., ск. – экспрессионист)
Марио Мерц (1925-2003) (итал.) (направл. – «арте повера», использ. простые материалы)
Миммо Паладино (род. 1948) (итал.)
Франческо Клементе (род. 1953) (итал.) А. Йен
Слайд 70Искусство постмодернизма
Марио Мерц (1925-2003) (итал.) (направление – «арте повера»)
Слайд 71Искусство постмодернизма
Миммо Паладино (род. 1948) (итал.)
Слайд 72Искусство постмодернизма
Франческо Клементе (род. 1953) (итал.)
Слайд 73Постмодернизм в литературе
Германия Франция
Италия Великобритания
Патрик
Зюскинд Ален Роб-Грийе Умберто Эко Джон Фаулз
Карл Микель Ив Навар Мартин Эмис
Мишель Турнье Дорис Лессинг
Австрия Патрик Гренвиль
Петер Хандке Филипп Соллерс
Жан-Мари Гюстав Ле Клезио США
Чехия Джон Барт
Милан Кундера Норман Мейлер
Рональд Сьюкеник
Аргентина Курт Воннегут
Хулио Кортасар Доналд Бартелм