Слайд 1Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Волгоградский государственный университет»
Институт управления
и региональной экономики
Кафедра государственного и муниципального управления
Дисциплина: Стратегическое управление муниципальным
образованием
Тема 8. Реализация стратегии муниципального образования
Волгоград, 2019 г.
Слайд 2Вопросы:
Основные стратегии развития организации и муниципального образования.
Формирование стратегических альтернатив
Реализация стратегии
муниципального образования.
Контроль реализации стратегии.
Слайд 31. Основные стратегии развития организации и муниципального образования.
Система основных
стратегий развития организации
Слайд 4Конкретные стратегии концентрированного роста:
стратегия усиления позиции на рынке посредством активных
действий по продвижению товара, привлечения новых пользователей товаров и т.п.;
стратегия
развития рынка, заключающаяся в поисках новых рынков для уже производимого продукта;
стратегия развития продукта, имеющая целью рост объема продаж за счет организации производства и реализации нового продукта на уже освоенном рынке.
Слайд 5Выделяется три типа стратегий целенаправленного сокращения:
стратегия ликвидации – осуществляется, если
предприятие не может вести дальнейший бизнес;
стратегия «сбора урожая» ориентирует на
получение максимального дохода в краткосрочной перспективе. Эта стратегия применяется по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но может принести доход во время «сбора урожая» - распродажи имеющихся товаров при максимальном сокращении всех видов затрат;
стратегия сокращения – заключается в том, что предприятие закрывает или продает одно из своих подразделений или бизнесов с тем, чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса.
Слайд 6Стратегии муниципального образования
Для муниципального образования в целом характерны стратегии РОСТА,
для обеспечения устойчивого социально-экономического развития конкретной территории и страны в
целом.
По целевому назначению можно выделить следующие виды стратегий муниципального образования:
Стратегия развития экономического потенциала МО;
Стратегия развития человеческого потенциала МО;
Стратегия развития транспортной системы МО;
Стратегия развития ЖКХ МО;
Стратегия развития сельского хозяйства МО;
Стратегия развития промышленности МО и др.
Слайд 82. Формирование стратегических альтернатив
Г. Минцберг, проведший фундаментальное исследование по изучению
труда руководителей высшего звена, называет три основных образа действий при
формулировке стратегии, которые определяются личностью и системой ценностей высшего руководства:
предпринимательский,
адаптивный
плановый.
Слайд 12 Из всего многообразия стратегических альтернатив осуществляется непосредственный выбор наиболее предпочтительного
варианта.
Сам процесс стратегического выбора проходит не только на рациональном
уровне, но и на иррациональном – по интуиции, опыту, умению предвидеть обстановке и т. п.
Установлено, что на выбор стратегии влияет множество факторов. Важнейшие из них:
Социальные, исторические ,экономические, природные и другие особенности МО ;
характер целей, которые ставит перед собой, МО;
финансовые ресурсы и обязательства МО;
состояние внешней среды;
виды и степень рисков;
степень зависимости от среды;
фактор времени.
Слайд 13Сформированные стратегии оцениваются по степени пригодности для достижения главных целей
МО и соответствия их требованиям окружения, а также возможностям развития
МО.
При выборе необходимо придерживаться определенных критериев:
1) Соответствие возможностям и угрозам внешней среды.
2) Соответствие целям МО и совместимость с его миссией.
3) Достижение конкурентных преимуществ.
4) Выполнимость стратегии.
5) Непротиворечивость стратегии.
Слайд 14Заключительный этап анализа стратегических альтернатив – оценка приемлемости риска, заложенного
в стратегии.
Оценка оправданности риска производится по трем направлениям:
реалистичны ли
предпосылки, заложенные в основу выбора стратегии;
к каким негативным последствиям для МО может привести провал стратегии;
оправдывает ли возможный положительный результат риск потерь от провала в реализации стратегии.
Слайд 153. Реализация стратегии МО
В процессе реализации стратегии решающая роль принадлежит
высшему руководству (Администрации МО).
Его деятельность на стадии реализации стратегии
может быть представлена в виде пяти последовательных этапов.
Процесс реализации стратегии представляет собой единство двух составляющих:
стратегических изменений (во всех внутренних переменных организации), которые и составляют суть практической реализации стратегии,
и управления ими.
Слайд 16Первый этап — углубленное изучение состояния среды, целей и разработанных
стратегий. На данном этапе решаются следующие основные задачи:
уяснение сущности выдвинутых
целей, выработанных стратегией, их корректности и соответствия друг другу, а также состоянию среды;
доведение идей стратегического плана и смысла целей до сотрудников Администрации МО и населения МО с целью подготовки условий для их вовлечения в процесс реализации стратегий.
Слайд 17Второй этап — разработка комплекса решений по эффективному использованию имеющихся
у МО ресурсов.
На этом этапе проводится оценка ресурсов, их
распределение и приведение в соответствие с реализуемыми стратегиями. Для этого составляются специальные программы, выполнение которых должно способствовать развитию ресурсов.
На третьем этапе высшее руководство принимает решения о внесении изменений в действующую организационную структуру с целью достижения наилучших результатов по реализации стратегии;
Слайд 18Четвертый этап состоит в проведении тех необходимых изменений в МО,
без которых невозможно приступить к реализации стратегии.
Для этого составляется
сценарий возможного сопротивления изменениям, разрабатываются мероприятия по устранению или уменьшению до минимума реального сопротивления и закреплению проведенных изменений.
Пятый этап — корректировка стратегического плана в том случае, если этого настоятельно требуют вновь возникшие обстоятельства.
Слайд 19Выполнение стратегии направлено на решение трех задач.
1. Установление приоритетности
среди административных задач с тем, чтобы их относительная значимость, соответствовала
той стратегии, которую будет реализовывать МО.
2. Оценка соответствия выбранной стратегии и внутриорганизационных процессов с целью ориентации деятельности МО на осуществление принятых стратегических решений. Соответствие должно быть достигнуто по таким характеристикам организации, как ее структура, система мотивации, нормы и правила поведения, квалификация работников и т.п.
3. Выбор и приведение в соответствие с осуществляемой стратегией стиля лидерства и подхода к управлению МО.
Представленные задачи решаются посредством изменений, которые фактически составляют содержание процесса выполнения стратегии.
Слайд 22ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА - более узкое понятие, чем реализация
стратегии, он включает в основном вопросы оперативного управления реализацией стратегии:
формирование программ, графиков, ведение учета, контроля и т.д.
Реализация стратегических решений предусматривает оценку хода внедрения общей стратегии, возможность и целесообразность дальнейшего следования заданной стратегии, принципиальную достижимость посредством данной стратегии основных стратегических целей и миссии МО.
Реализация тактических решений оценивает правильность отдельных функций и работ, отслеживает текущую деятельность МО по фактическим значениям конкретных показателей, сравнивая их с запланированными или нормативными значениями.
Реализация стратегии включает проведение стратегических изменений в организации, переводящих ее в такое состояние, в котором организация будет готова к проведению стратегии в жизнь.
Слайд 244. Контроль реализации стратегии
Заключительный этап стратегического управления — контроль хода
реализации стратегии. Контроль необходим для выявления и предотвращения угроз, связанных
с выполнением стратегии.
Контроль (фр. controle — проверка) — составная часть управления экономическими объектами и процессами с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому положению, предусмотренному законами, инструкциями, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами, проектами, соглашениями.
Слайд 25Процесс стратегического контроля представляет собой совокупность взаимосвязанных работ, осуществляемых в
такой последовательности:
1. Определение параметров, подлежащих оценке, или сферы контроля.
2. Разработка
стандартов или точного определения целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Стандарты, используемые для оценки хода реализации стратегии, представляют собой детализацию стратегических целей.
В системе контроля стандарты разрабатываются для оценки не только конечных, но и промежуточных результатов. На данном этапе устанавливается также величина достигнутого отклонения от стандарта.
Слайд 263. Оценка результатов функционирования за обозначенный период.
4. Сопоставление фактических результатов
функционирования с установленными стандартами. На этом этапе решается также вопрос:
допустимы ли выявленные отклонения от принятых стандартов.
5. Выработка корректирующих воздействий в случае, если отклонения больше допустимых, т.е. выявление причин отклонений и путей их устранения. Отметим, что система контроля может указать на необходимость пересмотра самих планов и стандартов (например, поставленные цели могут оказаться излишне оптимистичными).
Слайд 27Основными задачами мониторинга реализации документов стратегического планирования являются:
1) сбор, систематизация и
обобщение информации о ходе реализации стратегии муниципальных образований;
2) оценка результативности
и эффективности мероприятий по реализации стратегических программ и проектов, степени достижения запланированных целей социально-экономического развития МО;
3) оценка соответствия плановых и фактических сроков, результатов реализации документов стратегического планирования и ресурсов, необходимых для их реализации;
4) ежегодное проведение стратегического анализа, разработка предложений по корректировке стратегических документов муниципальных образований.
Слайд 28Основные этапы реализации стратегии Волгограда
Слайд 29Задание
Выделить основные этапы реализации стратегии выбранных муниципальных образований