Слайд 1ЗАРУБЕЖНОЕ И РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА
Слайд 2Искусство Франции первой трети XIX века
Слайд 3Энгр — блестящий мастер портретного жанра.
Помимо портретов, создавал картины
на библейские, мифологические, аллегорические, литературные сюжеты, обращался к мотиву обнаженной
натуры.
Творчество Энгра превратило «давидовский» классицизм в академическое искусство, с которым вступили в противоборство романтики.
В первое десятилетие XIX в. позиции классицизма как ведущего стиля в искусстве были еще очень сильны.
К этому периоду относится становление одного из ведущих мастеров классицистического направления Жана Огюста Доменика Энгра (1780— 1867) — французского живописца, рисовальщика и музыканта, ученика Жака Луи Давида.
Слайд 4Мадемуазель Ривьер
1805
Холст, масло. 100 х 70
Лувр, Париж
Слайд 5Эдип и Сфинкс
1808
Холст, масло. 189 х 144
Лувр, Париж
Слайд 6В основе сюжета лежит древнегреческая легенда. Сфинкс — монстр, имеющий
женские голову и грудь, львиное тело, змеиный хвост и огромные
крылья. Всякому путнику, направлявшемуся в Фивы, Сфинкс задавал загадку: «Что ходит на четырех ногах, на двух и на трех, и чем больше ног, тем оно слабее?» Тех, кто не мог разгадать загадку, Сфинкс пожирал. Эдип уничтожил Сфинкса, дав правильный ответ: «Человек. Рождаясь, он ползает на четвереньках, а в старости опирается на палку». После чего чудовище бросилось со скалы.
Сфинкс символизировал у греков тайную непостижимую мудрость, вечную загадку, неистовство желаний и их разрушительную силу. По решению богов он мог погибнуть только тогда, когда на его вопрос найдется ответ. Встреча Эдипа и Сфинкса в этом смысле означает столкновение тайны, непознанного с разумом.
Слайд 7Большая купальщица
1808
Холст, масло. 146 х 97,5
Лувр, Париж
Слайд 8Большая одалиска
1814 Холст, масло. 91 х 162 Лувр, Париж
Слайд 9Полотно предназначалось для сестры Наполеона Каролины Мюрат (урожденной Бонапарт), которая
в 1808 г. стала королевой Неаполя. Однако к тому времени
когда оно было готово, Наполеон был низложен, и его сестра так и не забрала эту работу у художника.
Картина воспевает красоту обнаженного женского тела. Именно во имя красоты Энгр пожертвовал принципом анатомической верности, вследствие чего критики указывали на наличие лишних позвонков у обольстительной героини.
Само обращение к теме одалиски – наложницы султана – говорит об увлечении автора восточной тематикой, характерном для этой эпохи.
Слайд 10Турецкая баня
1862 Холст, масло. 108 х 110 Лувр, Париж
Слайд 11Портрет Паганини
1819
Бумага, карандаш. 29,5 х 21,6
Лувр, Париж
Слайд 12Искусство России первой трети XIX века
Слайд 13Первые десятилетия XIX в. в России прошли в обстановке всенародного
подъема, связанного с Отечественной войной 1812 г.
Многое изменилось по
сравнению с XVIII в. в изобразительных, пластических искусствах.
Возросли общественная роль художника, значимость его личности, его право на свободу творчества, в котором теперь все более остро поднимались социальные и нравственные проблемы.
Главенствующий стиль этого времени – зрелый, или высокий, классицизм, в научной литературе, особенно начала XX столетия, часто именуемый русским ампиром.
Слайд 14Архитектура первой трети века – это прежде всего решение больших
градостроительных задач. В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: Дворцовой
и Сенатской.
Среди зданий главное место занимают общественные сооружения: театры, ведомства, учебные заведения, реже возводятся дворцы и храмы (за исключением полковых соборов при казармах).
Идеалом становится античность в ее греческом (и даже архаическом) варианте; гражданственная героика античности вдохновляет русских архитекторов.
Используется дорический (или тосканский) ордер, который привлекает своей суровостью и лаконизмом.
Огромную роль в общем облике здания играет скульптура, имеющая определенное смысловое значение.
Обычно архитектура высокого классицизма двухцветна: колонны и лепные статуи – белые, фон – желтый или серый.
Слайд 15Главное детище Воронихина – Казанский собор (1801–1811).
Крупнейший архитектор этого
времени
Андрей Никифорович Воронихин (1759–1814), бывший крепостным графа Строганова.
Слайд 16В начале XVIII века на Невском проспекте появилась небольшая деревянная
церковь Казанской Божьей Матери.
В последующие годы на ее месте
построили каменный храм, названный Рождественским.
В храм доставили Казанскую икону Божьей Матери, в честь которой его назвали Казанским.
В эпоху царствования императора Павла I старое здание нуждалось в реконструкции, а посему решили возвести в столице Российской империи храм, обладающий не меньшими достоинствами, чем римский собор Святого Петра. После рассмотрения многих предложений выбор пал на проект А. Н. Воронихина.
Полуциркульная колоннада храма, которую он возвел не со стороны главного – западного, а с бокового – северного фасада, образовала площадь в центре Невской перспективы, превратив собор и Здания вокруг в важнейший градостроительный узел.
Слайд 17Казанский собор
1801–1811. Санкт-Петербург.
Слайд 19Пути развития скульптуры первой половины столетия неразрывны с путями развития
архитектуры.
Перед Казанским собором расположены исполненные скульптором Борисом Ивановичем Орловским в
1837 году памятники М. И. Кутузову (похоронен в соборе) и М. Б. Барклаю-де-Толли.
Слайд 20Главной работой архитектора в Санкт-Петербурге стал архитектурный ансамбль стрелки Васильевского
острова.
Здесь по его проекту в 1804-1810 годах были построены здание
Биржи с Ростральными колоннами и гранитной парадной пристанью.
Жан Франсуа Тома де Томон (ок. 1760–1813), швейцарец по происхождению, приехал в Россию в конце XVIII столетия, уже поработав в Италии и Австрии.
Слайд 21Биржа и ростральные колонны
1805-1816 гг.1. Санкт-Петербург.
Слайд 22Здание Биржи и ростральные колонны
Слайд 24На восточном (главном) фронтоне здания Биржи находится композиция "Нептун с
двумя реками", а на западном - "Навигация с Меркурием и
рекой" работы скульптура Жозефа Камберлена.
С 1816 по 1917 гг. в здании находилась Санкт-Петербургская биржа.
С 1918 - клуб моряков.
С начала 1920-х гг. - Торговая палата и биржа чернорабочих.
В 1930 г. здание передали АН СССР.
В конце тридцатых годов ХХ в. в здании началось размещение экспонатов аэромузея, но в 1939 г. здание было передано Центральному Военно-морскому музею.
Слайд 25Ж. Камбелен
Нептун с двумя реками
Ж. Камбелен
Навигация с Меркурием и рекой
Слайд 26В 30-х годах XIX в. арх. А. Д. Захаров создал
проект перестройки Главного Адмиралтейства.
К тому времени старое здание Адмиралтейства не
отвечало требованиям. Оно ветхо смотрелось на фоне красивых мастерски созданных сооружений.
Поэтому перед Андреяном Дмитриевичем стояла задача выстроить прекрасное здание – символ города.
Андреян Дмитриевич Захаров (1761–1811) — выпускник Петербургской Академии и ученик парижского архитектора Ж.-Ф. Шальгрена.
Слайд 27Адмиралтейство
1806-1823 гг. Санкт-Петербург.
Слайд 29В Адмиралтействе соединились лучшие традиции отечественной архитектуры (не случайно его
стены и центральная башня многим напоминают простые стены древнерусских монастырей
с их надвратными колокольнями) и самые современные градостроительные задачи: здание тесно связано с архитектурой центра города.
Отсюда берут начало три проспекта: Вознесенский, Гороховая ул.. Невский проспект (эта лучевая система была задумана еще при Петре).
Адмиралтейская игла перекликается с высокими шпилями Петропавловского собора и Михайловского замка.
Слайд 30 К. И. Росси создал на основе обширных градостроительных планов
ряд монументальных ансамблей Петербурга, которые во многом определили облик центральных
частей города.
Карл Иванович Росси, Карло ди Джованни Росси (1775 1849) – русский архитектор итальянского происхождения.
Слайд 31Михайловский дворец
1819-1823 гг. Санкт-Петербург.
В 1819-25 гг. Росси осуществил строительство Михайловского
дворца — резиденции великого князя Михаила Павловича, сына Павла I
(ныне это здание Русского музея), торжественного ансамбля Михайловской площади (ныне Искусств площадь), и Михайловской улицы (ныне улица Бродского), соединяющей её с Невским проспектом.
Слайд 32Михайловский дворец. Белоколонный зал.
Слайд 33Здание Главного штаба
В 1819-29 гг. Росси возвёл ансамбль Главного штаба,
смело решив трудную задачу (соединить в единое целое барочный Дворец
Растрелли и классицистический фасад здания Главного Штаба и министерств) и создав триумфальный въезд на Дворцовую площадь.
Слайд 34С.С. Пименов Старший и В.И. Демут-Малиновский. Арка Главного штаба Колесница
Славы.
Слайд 35Дворцовая площадь.
Оформление Дворцовой площади в 1820 г. стало одной из
его главнейших работ, площадь стала целостной, теперь рядом с дворцом
соседствовали не дома вельмож, а правительственные учреждения, при этом, сохранилось главенствующее значение Зимнего дворца.
Слайд 37 В 1816-34 Росси создал один из наиболее значительных ансамблей
Петербурга, возникший в связи с постройкой Александринского театра.
Центром масштабной
композиции стал Александринский театр. Вокруг театра развернулась Александринская площадь, уходящая перспективной Театральной улицей (ныне улица Зодчего Росси) к Чернышёву мосту.
Слайд 39Степан Степанович Пименов Старший,
Василий Иванович Демут-Малиновский
«Колесница Аполлона»
Слайд 40Французский зодчий сразу же принял участие в конкурсе на строительство
нового Исаакиевского собора.
Проект Монферрана был утверждён 20 февраля 1818
года. С этого времени строительство Исаакиевского собора стало делом всей оставшейся жизни архитектора.
Вторым его знаменитым творением стала Александровская колонна на Дворцовой площади.
Огюст Монферран (1786-1858) – французский архитектор.
В Петербург Монферран приехал в 1816 году, почти сразу же получил звание придворного архитектора.
Слайд 41Исаакиевский собор
1818–1858 гг. Санкт-Петербург.
Слайд 43Александровская колонна (Александрийский столп)
1834. Санкт-Петербург.
Слайд 44В Москве в это время работали не менее замечательные архитекторы.
В войну 1812 г. было уничтожено более 70 % всего
городского жилого фонда – тысячи домов и более сотни церквей.
Сразу после изгнания французов началось интенсивное восстановление и строительство новых зданий.
В нем отразились все новшества эпохи, но оставалась живой и плодотворной национальная традиция.
В этом и заключалось своеобразие московской строительной школы.
Слайд 45Осип (Джузеппе) Иванович Бове (1784-1834) – российский архитектор, знаменитый реконструкцией
Москвы после пожара 1812 года. Роль Бове в создании облика
Москвы может быть сравнена только с работой Росси в Санкт-Петербурге. Творил преимущественно в стиле классицизм.
Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды напротив Кремля (не сохранились),
проведена реконструкция Красной площади,
разбит Кремлёвский (Александровский) сад,
построен Манеж (инженерная структура разработана А. А. Бетанкуром),
создана Театральная площадь (1818—1824) с Большим (Петровским) театром (1821—1824),
воздвигнуты Триумфальные ворота (триумфальная арка )у Тверской заставы (ныне у парка Победы).
Слайд 47Большой театр. Квадрига на фронтоне.
Слайд 48Триумфальная арка
1827—1834. Москва.
Слайд 50Почти всегда совместно работали
Доменико Жилярди (на русский лад Деме́нтий
Ива́нович Жилярди; 1785—1845) — швейцарский архитектор, работавший в Москве, и
Афанасий Григорьевич Григорьев (1782–1868).
Много и удачно Жилярди и Григорьев работали в усадебной архитектуре, проектировали жилые постройки в Москве.
Жилярди и Григорьев во многом способствовали распространению московского ампира, преимущественно деревянного, по всей России, от Вологды до Таганрога.
Слайд 51Усадьба Голицыных «Кузьминки»
20-е годы. Подмосковье
Слайд 52Д. Жилярди, Дом Луниных у Никитских ворот, 1818–1823
А. Григорьев
Дом Хрущевых,
1815–1817, ныне музей А.С. Пушкина, построенный
Слайд 53В скульптуре продолжают работать такие мастера, как Иван Петрович Мартос
(1752–1835) — украинский и российский скульптор-монументалист.
В XIX в. в
его творчестве греческая античность становится прямым образцом для подражания.
В 1804–1818 гг. Мартос работает над памятником Минину и Пожарскому.
Памятник посвящён Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году.
Создание монумента и его установка проходили в годы наивысшего общественного подъема и отразили настроения этих лет.
Слайд 54Памятник Минину и Пожарскому
1804–1818. Красная Площадь, Москва
Слайд 55Ведущим направлением архитектуры и скульптуры первой трети XIX столетия был
классицизм.
В живописи его развивали прежде всего академические художники в
историческом жанре
Алексей Егорович Егоров (1776-1851);
Василий Кузьмич Шебуев (1777–1855);
Федор Антонович Бруни (1799-1875).
Но истинные успехи живописи лежали в другом русле – романтизма.
Слайд 56Егоров А.Е. Истязание Спасителя. 1814, ГРМ
Слайд 57Шебуев В.К.
«Взятие Богоматери на небо.
Законченный эскиз росписи для Казанского
собора в Петербурге»
1807. Холст, масло. 86х192
Государственная Третьяковская галерея
Слайд 58Бруни Ф.А. Моление о чаше.
Середина 1830-х
Холст, масло. 246 x
134.5 см
Государственный Русский музей
Слайд 59Александр Андреевич Иванов (1806—1858) — живописец, рисовальщик;
крупнейший мастер русского
изобразительного искусства академизма,
создатель произведений на библейские и мифологические сюжеты.
А.А.
Иванов – живописец-философ, запечатлевший в своем творчестве итог нравственных и эстетических исканий своего времени.
Слайд 60Карл Павлович Брюллов (1799—1852) — выдающийся русский исторический живописец, портретист,
пейзажист, автор монументальных росписей.
Представитель академизма. Ученик А.А. Иванова.
Обладатель почетных наград:
больших золотых медалей за картины «Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского» (1821 г.) и «Последний день Помпеи» (1834 г.),
oрдена Анны III степени;
Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме,
профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств,
почетный вольный сообщник Парижской академии искусств.
Слайд 61Итальянский полдень
1827. Холст, масло. 64 х 55
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
Итальянское утро
1823г.
Кунстхалле
Киль
Слайд 62Всадница.
Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю.П. Самойловой.
1832. ГТГ
Холст, масло. 291,5 х 206
К началу 1830-х
годов К.П. Брюллов занял одно из ведущих мест в русском и всем западноевропейском искусстве.
Его слава выдающегося мастера портрета была закреплена «Всадницей», написанной в Италии.
Слайд 63Последний день Помпеи.
1830—1833. ГРМ Холст, масло. 465,5 х 651
Слайд 64Картина «Последний день Помпеи» стала важной вехой в истории развития
русского искусства.
Впервые в русской живописи классицизм соединился с романтическим
восприятием мира.
Для К.П. Брюллова была важна правда исторической действительности.
Он изучал письменные источники о трагедии в Помпеи (Плиния Младшего, Тацита), а также научные исследования, посвященные археологическим раскопкам.
Слайд 65Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора
1821. ГТГ Холст, масло. 119
х 124,7
Слайд 66В 1817 году Александр Иванов поступил в Академию художеств, где
его отец исполнял должность профессора по классу исторической живописи.
Первой
крупной работой Иванова в стенах Академии стало полотно 1824 года на сюжет «Илиады» Гомера — «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора».
Картина продемонстрировала полное владение секретами классицистической школы: строгость композиции, изящество линейного ритма, тщательностью живописной отделки, богатство «околичностей» — все эти достоинства высоко ценились в академической среде.
За эту картину молодой художник был награжден в 1824 году малой золотой медалью.
Слайд 67Явление Христа Марии Магдалине после воскресения
1835. ГТГ Холст, масло. 242
х 321
Слайд 68Полотно «Явление Христа Марии Магдалине», написанное в Риме, весьма академично
по общему решению: композиция «срежиссирована» по всем правилам классицистической театрализации.
Полотно
было отправлено в Петербургскую Академию художеств в качестве «отчета» о пенсионерстве в Италии.
За него Иванов получил звание академика.
Слайд 69Хождение по водам
1850-е гг. ГТГ Бумага коричневая, акварель, белила.
26,7 х 39,2
Слайд 70«Хождение по водам» — одна из лучших акварелей, составляющих цикл
«Библейских эскизов», над которыми художник работал в 1850-е годы.
А.А. Иванов
выбрал общеизвестный эпизод из Евангелия от Матфея: «И вышед из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу; Но, видя сильный ветер, испугался и начал утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф 14.29—31).
Слайд 71Явление Мессии (Явление Христа народу)
1836—1857. ГТГ Холст, масло. 540
х 750
Слайд 72Это произошло в Вифаваре при Иордане, когда Иоанн Предтеча крестил
иудеев. И видит он идущего к нему Иисуса:
«Вот Агнец
Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю». (Ин 1:29—31).
«Мой сюжет всемирный. Идя вслед за алканием пророков, я остановился на Евангелии — Евангелии от Иоанна! Тут на первых страницах увидел я, что Иоанну Крестителю поручено было Богом приготовить народ к принятию учения Мессии, и, наконец, лично представить Его! Сей последний момент выбираю я предметом картины моей», — писал Александр Иванов.