Разделы презентаций


Зарубежный опыт регулирования холдингов Общая характеристика состояния

Содержание

Что касается исторической родины классических управляющих холдингов – США, то там, в силу специфики государственного устройства отсутствует единое для всех штатов законодательство, определяющее правовое положение корпораций и холдингов. В

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Зарубежный опыт регулирования холдингов

Общая характеристика состояния правового регулирования холдингов за

рубежом

Во многих европейских странах отсутствуют специальные законодательные акты

о холдингах.
При этом в ряде государств, в том числе в Германии, Франции, Англии, Бразилии, Ирландии, правовое обеспечение деятельности предпринимательских объединений осуществляется при помощи законодательства, регулирующего организационно-правовые формы участников таких объединений.
Специальное законодательство о холдингах имеется в Новой Зеландии и Австрии.
Зарубежный опыт регулирования холдинговОбщая характеристика состояния правового регулирования холдингов за рубежом  Во многих европейских странах отсутствуют

Слайд 2 Что касается исторической родины классических управляющих холдингов –

США, то там, в силу специфики государственного устройства отсутствует единое

для всех штатов законодательство, определяющее правовое положение корпораций и холдингов. В связи с этим предпринимательские объединения регистрируются и функционируют преимущественно в штатах с наиболее льготным налоговым режимом и упрощенными процедурами регистрации.
В зарубежном законодательстве понятие «холдинг» используется для обозначения не только материнской, но всей совокупности компаний, имеющих холдинговые связи. Например, во французской юридической литературе и в практике среди групп компаний различают группы холдингового типа, холдинговые группы или просто холдинги.
Что касается исторической родины классических управляющих холдингов – США, то там, в силу специфики государственного

Слайд 3 Масштабность развития холдингов в мировом экономическом пространстве привела

к тому, что право большинства государств рыночной экономики признало наличие

группы лиц в качестве предпринимательского объединения. Об этом свидетельствует принятие 13 июня 1983 г. Седьмой директивы ЕЭС № 83/349, обязывающей основное предприятие группы вести консолидированный учёт и отчётность.
При этом консолидация признаётся в следующих случаях:
- владение преобладающей долей голосующих акций;
- помимо владения акциями, существует право назначать или отстранять большую часть членов совета директоров;
- согласно договору о контроле существует возможность оказывать доминирующее влияние, даже если владение акциями отсутствует;
- владение акциями обеспечивает большинство голосующих прав.
Масштабность развития холдингов в мировом экономическом пространстве привела к тому, что право большинства государств рыночной

Слайд 4 Седьмая директива ЕЭС разрешает государствам – членам ЕЭС

также требовать консолидации, если имеет место фактическое доминирующее влияние или

объединенное руководство. Это косвенно указывает на признаки холдинговой компании.
Важным исключением является положение о том, что материнская компания не обязана предоставлять консолидированный отчёт при условии, что она не является зарегистрированной на фондовой бирже и одновременно является полностью зависимой структурой компании из другой страны – члена ЕЭС. Это же исключение может применяться и в том случае, если доля участия в дочерних компаниях не превышает 10%, при условии, что они выскажутся за такое исключение.
Седьмая директива ЕЭС разрешает государствам – членам ЕЭС также требовать консолидации, если имеет место фактическое

Слайд 5 Отдельные зависимые компании могут освобождаться от подачи консолидированного

бухгалтерского отчёта по следующим основаниям:
- отсутствие в этом

необходимости;
- строгие долговременные ограничения на ведение контроля;
- получение необходимой информации требует неоправданно высоких издержек или много времени;
- акции дочерней компании приобретались исключительно для перепродажи;
- разные виды деятельности у дочерней и материнской компаний.

Таким образом, Седьмая директива ЕЭС содержит весьма широкий перечень критериев, характеризующих взаимоотношения компаний в группе.
Отдельные зависимые компании могут освобождаться от подачи консолидированного бухгалтерского отчёта по следующим основаниям:  -

Слайд 6 Причиной принятия данной директивы послужили растущие опасения Сообщества

о злоупотреблениях со стороны крупных компаний, которые в погоне за

налоговыми, инвестиционными и прочими льготами манипулировали существующим законодательством и в зависимости от конкретной ситуации с помощью различного рода сделок фиксировали или не фиксировали юридически наличие отношений субординации между членами группы.
Именно данная директива обозначила важность правового регулирования трансфертного ценообразования внутри группы и способность группы к созданию целой системы аффилированных лиц, что обусловливает необходимость правового регулирования этих процессов.
Причиной принятия данной директивы послужили растущие опасения Сообщества о злоупотреблениях со стороны крупных компаний, которые

Слайд 7 Вслед за признанием в западной экономике возможности

существования группы компаний возникла настоятельная потребность в его описании, разработке

дефиниций, а также нового правового механизма решения проблем, возникающих в связи с его интенсивным внедрением в практику:
- защиты интересов меньшинства акционеров в участниках группы;
- охраны прав кредиторов компаний – участников группы;
- защиты интересов государства, на территории которого действует группа;
- предоставления гарантий работникам, занятым на предприятиях группы.
Вслед за признанием в западной экономике возможности существования группы компаний возникла настоятельная потребность в

Слайд 8 При этом у представителей западной правовой доктрины не

существует единства и прежде всего в вопросе о существе и

понятии группы компаний, причём мнения разделяются в соответствии с принятым у представителей экономической науки делением групп компаний на группы вертикального и горизонтального типа.
Существует многообразие подходов к регулированию деятельности холдинговых компаний.
Учитывая практическое отсутствие в Российской Федерации адекватной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность холдингов, изучение законодательства зарубежных стран, регулирующего сходные правоотношения, представляется достаточно перспективным. При этом следует иметь в виду, что оно также не лишено отдельных противоречий и недостатков. Кроме того, прямое заимствование норм зарубежного законодательства не всегда возможно в силу специфики российских условий.
При этом у представителей западной правовой доктрины не существует единства и прежде всего в вопросе

Слайд 9Российский опыт регулирования холдингов

Классификация и структура холдингов
в современных условиях

Цели создания холдингов напрямую зависят от времени, места, способа

и задач, реализуемых при образовании холдинговых компаний.
Так, цели создания холдингов при приватизации и акционировании государственных предприятий будут существенно отличаться от целей организации холдингов в рыночных условиях путём консолидации пакетов акций (долей участия), либо в результате реорганизации хозяйственных обществ (товариществ), либо учреждения новых дочерних и зависимых обществ.
Российский опыт регулирования холдинговКлассификация и структура холдингов в современных условиях  Цели создания холдингов напрямую зависят от

Слайд 10 Несмотря на недостаточную проработанность понятий «холдинг» и «холдинговая

компания» и существующие законодательные ограничения, холдинги образуются не только в

крупном, но и в среднем и даже в малом бизнесе.
Привлекательность данного вида организации предпринимательской деятельности во многом определяется возможностями, которые он предоставляет предпринимателям. Основными среди них являются:
- возможность снижения предпринимательских рисков;
- возможность перераспределения средств внутри холдинга;
- возможность установления централизованного управления в холдинге.
Для понимания сущности процессов, происходящих в холдингах, необходимо определить виды холдингов, их преимущества и недостатки.
Анализ современных холдингов в различных сферах бизнеса позволил сформировать их классификацию.
Несмотря на недостаточную проработанность понятий «холдинг» и «холдинговая компания» и существующие законодательные ограничения, холдинги образуются

Слайд 12 1. Исходя из типов зависимости, установленных законодательством,

холдинги можно подразделить на:
- имущественные холдинги, основанные на

преобладающем участии в уставном капитале (в том числе наличии контрольного пакета акций);
- договорные холдинги, когда холдинговые отношения возникают в силу, в рамках и на срок заключенного договора;
- организационные холдинги, в которых холдинговые отношения складываются в связи с иными обстоятельствами.
Наиболее распространенными в российском и мировом бизнесе являются имущественные холдинги. При этом очень часто на практике применительно к конкретному холдингу имеет место не один, а несколько типов зависимости.
1. Исходя из типов зависимости, установленных законодательством, холдинги можно подразделить на:  - имущественные

Слайд 13 2. По формам производственно-хозяйственной интеграции традиционно различают горизонтальные,

вертикальные, диверсифицированные холдинги.
Горизонтальный холдинг имеет место в случаях,

если его участники интегрируются в одной сфере деятельности, в одном секторе рынка.
Целями горизонтальной интеграции являются уменьшение издержек производства, максимальное задействование производственных мощностей, мобильность в использовании ресурсов, установление ценового или сбытового контроля на рынке, завоевание новых рынков.
Горизонтально интегрированные холдинги в России обычно образовывались путём покупки (поглощения) конкурентов. В результате увеличивается доля рынка, эффект масштаба приводит к снижению удельных издержек на разработки, производство и продвижение продукции.
2. По формам производственно-хозяйственной интеграции традиционно различают горизонтальные, вертикальные, диверсифицированные холдинги.  Горизонтальный холдинг имеет

Слайд 14Сложные структуры холдингов: горизонтальный холдинг
Холдинговая компания «А»
по отношению к

компании «Б»,
в составе которой
дочерние общества
Холдинговая компания «Б»
по отношению

к компании «А»,
в составе которой
дочерние общества
Сложные структуры холдингов: горизонтальный холдинг Холдинговая компания «А»по отношению к компании «Б»,в составе которой дочерние общества Холдинговая

Слайд 15 Плюсы горизонтально интегрированных холдингов:

-

экономия на продвижении одной марки;
- схема построения

и управления общая для всех, что упрощает организацию, планирование и контроль деятельности корпорации;
- возможно использование единых критериев оценки деятельности дочерних компаний, вследствие чего легко просчитать вклад каждой из них в достижение общей цели (с учётом региональных особенностей);
- система создания и развития новой дочерней компании хорошо отработана на предыдущих;
- отлаженная система взаимодействия «центр – регионы», знание регионов позволит в случае необходимости оперативно производить нововведения на всех предприятиях, а также с минимальными затратами продвигать на рынки новые смежные продукты.
Плюсы горизонтально интегрированных холдингов:   - экономия на продвижении одной марки;

Слайд 16 Минусы горизонтально интегрированных холдингов:

-

сложность управления дочерними компаниями на расстоянии, причём, чем больше расстояние,

тем сложнее проверить их соответствие общекорпоративным стандартам;
- необходимость учитывать отличительные особенности тех регионов, где работают дочерние компании, для эффективной организации и адекватного контроля их деятельности.
Минусы горизонтально интегрированных холдингов:   - сложность управления дочерними компаниями на расстоянии, причём,

Слайд 17 Вертикальный холдинг представляет собой объединение участников, осуществляющих

разнопрофильную деятельность в единой технологической цепочке производства продукта.

В состав вертикального холдинга входят поставщики сырья, материалов, комплектующих, производители готового продукта, сервисные центры, т.е. субъекты хозяйствования, находящиеся на разных уровнях производства и распределения.
Вертикально интегрированный холдинг, по сути, является производственно-хозяйственным комплексом с разветвлёнными связями между производителями и потребителями продукции (услуг) внутри холдингового объединения.
Вертикальный холдинг представляет собой объединение участников, осуществляющих разнопрофильную деятельность в единой технологической цепочке производства

Слайд 18 Такой холдинг представляет собой головную компанию и

цепь дочерних предприятий, выстроенных по принципу полного (частичного) производственного цикла

– производство сырья и полуфабрикатов, поставка, производство продуктов, продажа объединены в единый комплекс.
Главной целью такого объединения является снижение общих издержек, достижение ценовой стабильности, повышение стоимости компании.
Такой холдинг представляет собой головную компанию и цепь дочерних предприятий, выстроенных по принципу полного

Слайд 19Сложные структуры холдингов: вертикальный холдинг
Дочерние общества,
одно из которых

является
холдинговой компанией «Б»
по отношению
к иным организациям
Зависимые
организации


Иные
организации

Холдинговая компания «А»

Дочерние и зависимые
общества
по отношению
к холдинговой компании «Б»

Сложные структуры холдингов: вертикальный холдинг Дочерние общества, одно из которых является холдинговой компанией «Б» по отношению к

Слайд 20 Плюсы вертикально интегрированных холдингов:

-

вертикальная интеграция позволяет производить продукцию с меньшими издержками, чем у

независимых предприятий, и продавать её по более конкурентоспособным ценам, минуя многочисленных посредников;
- снижение издержек контроля уровня качества продуктов за счёт устранения двойного прохождения этой процедуры у поставщика и покупателя;
- предприятия единой производственной цепочки хорошо осведомлены о потребностях друг друга, вследствие чего отпадает необходимость проведения дополнительных маркетинговых исследований.
Плюсы вертикально интегрированных холдингов:   - вертикальная интеграция позволяет производить продукцию с меньшими

Слайд 21 Минусы вертикально интегрированных холдингов:

-

жёсткая вертикальная интеграция затрудняет своевременное избавление от неконкурентоспособных производств, устанавливает

сильную взаимную зависимость между функциональными подразделениями;
- вертикальная интеграция связана с большими внутренними затратами на поддержание производственных мощностей по всей вертикальной цепи, на управление взаимодействием между интегрируемыми предприятиями, передачу информации вверх и вниз по иерархии, а также на контроль и координацию деятельности;
- вертикальная интеграция противодействует свободной конкуренции, что может негативно сказаться на степени удовлетворения потребностей конечного потребителя.
Минусы вертикально интегрированных холдингов:   - жёсткая вертикальная интеграция затрудняет своевременное избавление от

Слайд 22 В России, как и в других странах,

большая часть вертикально интегрированных холдингов была построена в сырьевых отраслях.


Компании, осуществляющие добычу нефти и газа, покупают нефтеперерабатывающие и химические комбинаты, создают сбытовые сети. Многие металлургические компании интегрировались как вперёд, так и назад.
Однако считается, что вертикальная интеграция далеко не всегда эффективна в долгосрочной перспективе.
Подобные холдинги должны иметь сложную систему логистики для обеспечения сбалансированности внутренних потоков продукции между переделами. При этом даже небольшое изменение рыночной конъюнктуры для любого из переделов может вызывать сбои по всей цепочке.
Вертикальная интеграция наиболее эффективна в тех отраслях, где основой конкуренции является стратегия лидерства по издержкам.
В России, как и в других странах, большая часть вертикально интегрированных холдингов была построена

Слайд 23 Диверсифицированные холдинги, или конгломераты, образуют участники, принадлежащие

к различным отраслям производства и сферам деятельности, технологически не связанным

между собой.
Диверсификация осуществляется путём распределения производственного портфеля между различными отраслями производства, расширения ассортимента выпускаемой продукции, производимых услуг в целях обеспечения финансово-хозяйственной устойчивости компании и снижения предпринимательских рисков.
Конгломераты, исходя из доминирующей точки зрения, являются диверсифицированными корпоративными образованиями, возникающими в результате межотраслевой интеграции. Многопрофильность производства снижает производственные риски, позволяет целенаправленно распоряжаться финансовыми потоками, направляя их в сферу деятельности, которая принесёт наибольшую прибыль.
Диверсифицированные холдинги, или конгломераты, образуют участники, принадлежащие к различным отраслям производства и сферам деятельности,

Слайд 24 Конгломерат может существовать как в организационной форме

холдинга, так и в других формах (например, простого товарищества) и

даже в рамках одной многопрофильной коммерческой организации.
В настоящее время распространенными явлениями стали избавление от непрофильных активов, так называемая оболочечная форма организации бизнеса; аутсорсинг – работа на привлеченных источниках. Эти процессы не исключают, но уменьшают распространённость конгломератов, которые все больше уступают дорогу вертикально-интегрированным бизнес-системам.
Вообще, рассматривая тип производственно-хозяйственной интеграции российских компаний для целей приведенной классификации, можно обнаружить, что многие из них имеют смешанный характер интеграции, соединяя в себе черты вертикальной, горизонтальной, диверсифицированной интеграции.
Конгломерат может существовать как в организационной форме холдинга, так и в других формах (например,

Слайд 25Сложные структуры холдингов: смешанный холдинг
«Б» – холдинговая компания
по

отношению
к дочернему обществу «А»
«Б» – холдинговая компания
по отношению
к

дочернему обществу «В»

Холдинговая компания «А»
по отношению
к дочернему обществу «Б»

Сложные структуры холдингов: смешанный холдинг «Б» – холдинговая компания по отношениюк дочернему обществу «А» «Б» – холдинговая

Слайд 26 Таким образом, в практической жизни один холдинг

может сочетать в себе несколько типов интеграции, характерной для различных

групп участников, входящих в состав этого объединения.

Плюсы диверсифицированных холдингов:

- экономия средств за счёт обслуживания дочерних компаний общими вспомогательными подразделениями;
- рынки, на которых работают дочерние компании, зачастую не связаны между собой, независимы друг от друга. Вследствие этого снижается риск банкротства или получения убытков в результате ухудшения конъюнктуры на каком-либо рынке. В этом случае у управляющей компании всегда есть возможность перенаправить имеющиеся ресурсы в более эффективные сферы деятельности.
Таким образом, в практической жизни один холдинг может сочетать в себе несколько типов интеграции,

Слайд 27 Минусы диверсифицированных холдингов:

- дочерними

компаниями диверсифицированного холдинга управлять сложнее, чем в случае вертикальной или

горизонтальной интеграции, поскольку возникает необходимость хорошо знать специфику различных видов бизнеса;
- дочерние компании диверсифицированного холдинга обычно очень разные и слабо связаны между собой, поэтому возникают сложности с ведением управленческого учёта и адекватной оценкой результатов деятельности каждого подразделения.
Минусы диверсифицированных холдингов:   - дочерними компаниями диверсифицированного холдинга управлять сложнее, чем в

Слайд 28 3. В зависимости от содержания деятельности основного

общества традиционно выделяют чистые и смешанные холдинги. Такое деление определяется

тем, является ли основное общество холдинга исключительно только держателем акции (долей участия) дочерних обществ или же наряду с этим занимается самостоятельной производственной, торговой или иной коммерческой деятельностью.
В чистом холдинге основное общество владеет контрольными пакетами акций и выполняет только контрольно-управленческие функции по руководству дочерними обществами.
В смешанном холдинге наряду с контролем за деятельностью дочерних обществ основное общество осуществляет также самостоятельную предпринимательскую деятельность.
3. В зависимости от содержания деятельности основного общества традиционно выделяют чистые и смешанные холдинги.

Слайд 29 Многие холдинги в мире являются чистыми, т.е.

занимающимися только управлением дочерними обществами, в то время как в

России значительное распространение получили смешанные холдинги. Это обстоятельство не является случайным. Российское законодательство в отличие от многих стран не содержит положений, которые были бы привлекательны для осуществления бизнеса с использованием схемы чистого холдинга.
Отсутствие особенностей налогообложения денежных средств и иного имущества, передаваемых в системе холдинга, приводит к тому, что многие холдинги для оптимизации финансовых потоков осуществляют наряду с управлением дочерними обществами также и самостоятельную предпринимательскую деятельность. Это повышает возможности использования системы трансфертного ценообразования.
Многие холдинги в мире являются чистыми, т.е. занимающимися только управлением дочерними обществами, в то

Слайд 30 Преобладание в России смешанных холдингов также обусловлено

схемой приватизации и последующего разукрупнения акционерных обществ. В этом случае

головная организация продолжает заниматься производственной деятельностью, а на месте структурных подразделений организуются дочерние общества, держателем акций которых она становится.
Законодательство не определяет специфику правового регулирования чистых или смешанных холдингов, поэтому изменение этого статуса для холдингов не влечет за собой каких-либо правовых последствий.
Преобладание в России смешанных холдингов также обусловлено схемой приватизации и последующего разукрупнения акционерных обществ.

Слайд 31 4. С позиции отраслевой принадлежности различают отраслевые

и межотраслевые холдинги.
Так, например, вертикально интегрированные

нефтяные компании являются отраслевыми холдингами. Можно назвать промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, энергетические и другие холдинги. Не каждый из этих видов холдингов имеет специфическое правовое регулирование, отдельные даже не упомянуты в законах и иных правовых актах.
Сказанное не относится к банковскому холдингу, в отношении которого действующим законодательством установлен особый правовой режим.
4. С позиции отраслевой принадлежности различают отраслевые и межотраслевые холдинги.   Так, например,

Слайд 32 5. С точки зрения наличия «системы участия»

структурной сложности выделяют основной холдинг и промежуточный холдинг (субхолдинг).

Промежуточные холдинги существуют в многоуровневых холдинговых объединениях, когда дочерние общества основного холдинга составляют промежуточный холдинг, являясь материнскими обществами в отношении «своих» дочерних обществ, выступающих по отношению к основному холдингу как «внучатые».
5. С точки зрения наличия «системы участия» структурной сложности выделяют основной холдинг и промежуточный

Слайд 33 Российское гражданское законодательство, за исключением банковского, не

предусматривает возможности осуществления косвенного контроля – через третьих лиц.

Налоговое законодательство при установлении взаимозависимости (ст. 20, 105.1 НК РФ), антимонопольное законодательство – при определении группы лиц (ст. 4 Закона о конкуренции), банковское законодательство – при определении банковского холдинга (группы) (ст. 4 закона о банках) предусматривают возможность косвенного контроля.
Таким образом, промежуточный холдинг находится в сфере внимания банковского, налогового, антимонопольного законодательства.
Российское гражданское законодательство, за исключением банковского, не предусматривает возможности осуществления косвенного контроля – через

Слайд 34 6. С точки зрения масштабов или места

осуществления деятельности можно рассматривать национальные и транснациональные холдинги.

Все участники национальных холдингов располагаются на территории одного государства и подчиняются единому правовому режиму.
Транснациональным холдингом является объединение юридических лиц, отвечающих сущностным признакам холдингового объединения, которые ведут согласованную предпринимательскую деятельность на территории нескольких стран.
Подавляющее большинство крупных российских холдингов сегодня – это транснациональные холдинги.
Одним из преимуществ транснациональных холдингов является возможность регистрации отдельных участников объединения в странах с выгодным режимом налогообложения, с развитыми инструментами финансовых рынков, доступным кредитованием.
6. С точки зрения масштабов или места осуществления деятельности можно рассматривать национальные и транснациональные

Слайд 35 7. В зависимости от формы собственности, лежащей

в основе формирования уставного капитала основного общества, выделяют государственные (муниципальные)

и частные холдинги.
Государственным (муниципальным) является холдинг, в котором участие государства (муниципального образования) в уставном капитале основного общества позволяет государству (муниципальному образованию) контролировать такое объединение.
Соответственно, частными являются холдинги, где уставный капитал основного общества сформирован из вкладов частных лиц – коммерческих организаций и граждан.
Разновидностью частных холдингов являются семейные холдинги.
7. В зависимости от формы собственности, лежащей в основе формирования уставного капитала основного общества,

Слайд 36 Современный этап развития экономики характеризуется тем, что

многие крупные семейные компании преобразовались в акционерные общества, публично предлагающие

свои акции, но контролирующими их владельцами по-прежнему остаются представители соответствующих семей.
В Российской Федерации вследствие разгосударствления предприятий и объединений путём преобразования их в акционерные общества сохраняется большое количество холдингов, в основных обществах которых государство или муниципальное образование имеют пакеты акций.
Особенности правового регулирования холдингов с участием государства установлены ФЗ от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. №738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие РФ в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»).
Современный этап развития экономики характеризуется тем, что многие крупные семейные компании преобразовались в акционерные

Слайд 37 8. С точки зрения функционального наполнения деятельности

холдинговой компании или головной организации холдинга можно выделить финансовый, управляющий,

а также смешанный финансово-управляющий холдинг.
Финансовый холдинг имеет в качестве преобладающей функции формирование портфеля долевого участия основного общества в дочерних.
В финансовом холдинге основное общество не осуществляет управленческой деятельности по руководству объединением. Этот вид холдинга можно классифицировать как инвестиционный холдинг.
Определение финансового холдинга в российском законодательстве содержится во Временном положении о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденном Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. №1392.
8. С точки зрения функционального наполнения деятельности холдинговой компании или головной организации холдинга можно

Слайд 38 Финансовыми холдингами в соответствии с этим положением

признаются холдинговые компании, более 50% капитала которых составляют ценные бумаги

других эмитентов и иные финансовые активы.
Финансовые холдинговые компании могут вести исключительно инвестиционную деятельность, другие виды деятельности для них не допускаются.
Финансовая холдинговая компания не имеет права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность дочерних предприятий. Представители финансовой холдинговой компании могут принимать участие только в собраниях акционеров дочерних предприятий. Включение представителей финансовой холдинговой компании в состав советов директоров и иных органов управления дочерним предприятием не допускается.
Финансовая холдинговая компания имеет право отчуждения принадлежащих ей акций только на организованном рынке ценных бумаг – фондовой бирже.
Финансовыми холдингами в соответствии с этим положением признаются холдинговые компании, более 50% капитала которых

Слайд 39 Следует заметить, во-первых, что указами Президента РФ

установлено нераспространение норм раздела 3 Временного положения о холдинговых компаниях,

регулирующих специфику финансовых холдинговых компаний, на отдельные влиятельные холдинги.
Во-вторых, действие указанного положения (п. 1.2) распространяется только на холдинговые компании, доля капитала которых, находящаяся в государственной собственности, в момент создания превышала 25%.
Управляющим холдингом является холдинг, в котором основное общество осуществляет единое экономическое руководство дочерними.
Управляющий холдинг подразделяют на два подвида – стратегический управляющий холдинг и оперативный управляющий холдинг.
Следует заметить, во-первых, что указами Президента РФ установлено нераспространение норм раздела 3 Временного положения

Слайд 40 Стратегический управляющий холдинг – это холдинг, когда

основное общество ограничивается только разработкой стратегии дочерних обществ, обеспечивая таким

образом синергетический эффект объединения, и не вмешивается в оперативную производственную деятельность.
Оперативный управляющий холдинг это холдинг, когда основное общество контролирует текущую производственно-хозяйственную деятельность дочерних обществ.
Холдинг, сочетающий в себе функции финансового и управляющего, именуют финансово-управляющим.
Законодательство не содержит запретов финансовому холдингу преобразовываться в управляющий и наоборот. Какая-либо специфика правового режима управляющего холдинга отсутствует, поскольку это классический холдинг, правовому регулированию которого посвящено российское законодательство.
Стратегический управляющий холдинг – это холдинг, когда основное общество ограничивается только разработкой стратегии дочерних

Слайд 41Железнодорожный транспорт

Холдинг в железнодорожной отрасли – открытое

акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») – был создан

на основе имущества Министерства путей сообщения РФ.
Правовые основы создания холдинга в сфере железнодорожного транспорта были заложены постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 г. №384 «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» (далее – Постановление №384).
В соответствии с Постановлением №384 реформирование железнодорожного транспорта должно было проводиться в три этапа:
- первый этап – 2001–2002 гг.;
- второй этап – 2003–2005 гг.;
- третий этап – 2006–2010 гг.
Железнодорожный транспорт   Холдинг в железнодорожной отрасли – открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»)

Слайд 42 На первом этапе реформирования железнодорожного транспорта были

запланированы мероприятия, направленные на создание новой структуры в сфере железнодорожного

транспорта – ОАО «РЖД». В частности,
- разделение на железнодорожном транспорте функций государственного регулирования и хозяйственного управления, создание ОАО «РЖД»;
- продолжение приватизации и вывод из структуры федерального железнодорожного транспорта отдельных предприятий, не связанных с организацией движения и обеспечением аварийно-восстановительных работ и входящих в потенциально конкурентный сектор;
- формирование в рамках ОАО «РЖД» самостоятельных структурных подразделений для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте (пассажирских перевозок в дальнем следовании и пригородном сообщении, отдельных специализированных грузовых перевозок, услуг по ремонту технических средств и производству запасных частей, иных видов деятельности, не связанных с перевозками) и введение раздельного учёта по этим видам деятельности.
На первом этапе реформирования железнодорожного транспорта были запланированы мероприятия, направленные на создание новой структуры

Слайд 43 К мероприятиям первого этапа реформирования железнодорожного транспорта

относились:

- реструктуризация кредиторской задолженности предприятий федерального железнодорожного

транспорта по платежам в бюджеты всех уровней, иным обязательным платежам и договорным обязательствам;
- развитие конкурентного сектора в сфере железнодорожных перевозок, в том числе создание грузовых компаний-операторов, владеющих собственным подвижным составом;
- разработка механизма финансовой поддержки пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте;
- подготовка и представление в установленном порядке отраслевой подпрограммы федеральной целевой программы «Содействие занятости населения Российской Федерации на 2002–2005 годы» в части, касающейся железнодорожного транспорта;
К мероприятиям первого этапа реформирования железнодорожного транспорта относились:   - реструктуризация кредиторской задолженности

Слайд 44 - определение механизма внешнего и внутреннего контроля

проведения структурной реформы на железнодорожном транспорте, предусматривающего минимизацию риска потери

активов и других возможных рисков;
- создание условий для недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта пользователей услуг, оказываемых на железнодорожном транспорте;
- осуществление мероприятий по обеспечению взаимного доступа организаций федерального железнодорожного транспорта и организаций, владеющих инфраструктурой железнодорожного транспорта, к инфраструктурам железнодорожного транспорта друг друга;
- инвентаризация имущества предприятий железнодорожного транспорта.
- определение механизма внешнего и внутреннего контроля проведения структурной реформы на железнодорожном транспорте, предусматривающего

Слайд 45 В целях реализации первого этапа реформирования, предусматривающего

разработку проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, необходимых для

реализации программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, был принят ФЗ от 27 февраля 2003 г. №29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», установивший организационно-правовые особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, а также управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта.
Данным законом вводилось понятие «единый хозяйствующий субъект», под которым подразумевается ОАО «РЖД», создаваемое в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта.
Кроме того, устанавливалось, что назначение на должность и освобождение от должности единоличного исполнительного органа (президента) единого хозяйствующего субъекта осуществляется Правительством РФ.
В целях реализации первого этапа реформирования, предусматривающего разработку проектов законодательных и иных нормативных правовых

Слайд 46 В качестве видов деятельности, осуществляемых единым хозяйствующим

субъектом, были определены:
- эксплуатация, содержание и ремонт

объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
- перевозки грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа, в том числе в пригородном сообщении;
- оказание услуг по предоставлению локомотивной тяги;
- строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
- ремонт железнодорожного подвижного состава;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области железнодорожного транспорта;
- содержание объектов социальной сферы, находящихся в собственности единого хозяйствующего субъекта;
- иные предусмотренные уставом единого хозяйствующего субъекта виды деятельности.
В качестве видов деятельности, осуществляемых единым хозяйствующим субъектом, были определены:   - эксплуатация,

Слайд 47 Наибольшее число мероприятий первого этапа касалось структурного

реформирования отрасли.
Путём формирования дочерних и зависимых обществ

из структуры федерального железнодорожного транспорта выводились структурные подразделения, не связанные с организацией движения и обеспечением аварийно- восстановительных работ и входящие в потенциально конкурентный сектор.
Формированием дочерних и зависимых акционерных компаний, осуществляющих деятельность, относящуюся к конкурентному сектору железнодорожного транспорта, предполагалось повысить общую конкурентоспособность данных предприятий, привлечь инвесторов и создать новые коммерческие связи, а также организовать эффективную систему управления капиталом дочерних и зависимых обществ и транспортной корпорации.
Акционерное общество является наиболее подходящей формой для этих целей, так как интегрирует различные формы собственности – акционерами могут быть физические лица, трудовые коллективы, юридические лица и государство.
Наибольшее число мероприятий первого этапа касалось структурного реформирования отрасли.   Путём формирования дочерних

Слайд 48 На втором этапе реформирования было принято постановление

Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. №585 «О создании

открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
В соответствии с Постановлением №585 оплата акций осуществлялась путём внесения в уставный капитал ОАО «РЖД» имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2003 год в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 г. №1111-р. Так, ОАО «РЖД» получило 987 предприятий (95% по стоимости активов ведомства) из 2046, составлявших структуру МПС.
Закреплялось, что учредителем ОАО «РЖД» является Российская Федерация.
На втором этапе реформирования было принято постановление Правительства РФ от 18 сентября 2003 г.

Слайд 49 На данном этапе реформирования железнодорожного транспорта было

запланировано создание акционерных обществ на базе имущества, которым в установленном

порядке наделены самостоятельные структурные подразделения ОАО «РЖД», осуществляющие отдельные виды деятельности на железнодорожном транспорте (отдельные специализированные грузовые перевозки, перевозки пассажиров в пригородном сообщении, услуги по ремонту технических средств и производству запасных частей, услуги по производству средств железнодорожной автоматики и телемеханики, а также иные виды деятельности, не связанные с перевозками) путём учреждения дочерних акционерных обществ.
На этом же этапе в сфере грузовых и пассажирских перевозок предусматривалось создание условий для повышения уровня конкуренции и переход к свободному ценообразованию в конкурентных секторах.
На данном этапе реформирования железнодорожного транспорта было запланировано создание акционерных обществ на базе имущества,

Слайд 50 Кроме того, запланировано было создание условий для

приобретения компаниями-операторами магистральных локомотивов, привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта,

а также проработка организационно-правовых механизмов и последствий создания дочерних акционерных обществ, осуществляющих грузовые перевозки, и рассмотрение вопроса о целесообразности такого создания.
Создание акционерных обществ осуществлялось двумя способами:
- учреждение дочерних акционерных обществ ОАО «РЖД»;
- реорганизация ОАО «РЖД» в форме выделения акционерного общества, осуществляющего деятельность в сфере пассажирских перевозок в дальнем следовании.
Кроме того, запланировано было создание условий для приобретения компаниями-операторами магистральных локомотивов, привлечение инвестиций для

Слайд 51 Согласно Программе структурной реформы создание дочерних обществ

происходило по функциональному признаку.
В целях координации

принадлежащими ОАО «РЖД» обществами в структуре ОАО «РЖД» был создан Департамент управления дочерними и зависимыми обществами ОАО «РЖД», деятельность которого направлена на обеспечение достижения целей и реализации задач Структурной реформы на железнодорожном транспорте в области создания и управления дочерними и зависимыми обществами, а также реформирования дочерних и зависимых обществ и организации продаж пакетов акций дочерних и зависимых обществ в соответствии с задачами формирования и развития конкурентного сектора и повышения эффективности и качества услуг, обеспечение повышения эффективности деятельности дочерних и зависимых обществ для достижения целей и задач, предусмотренных уставом общества, организацию управления имуществом и иными активами дочерних и зависимых обществ, а также проведение корпоративной имиджевой политики общества в области деятельности дочерних и зависимых обществ.
Согласно Программе структурной реформы создание дочерних обществ происходило по функциональному признаку.   В

Слайд 52 Ранее действующие 17 ФГУПов – железных дорог,

сформированные по территориальному признаку (Московская железная дорога, Западно-Сибирская железная дорога,

Саверо-Кавказская железная дорога, Юго-Восточная железная дорога), были преобразованы в филиалы ОАО «РЖД».
Все имущество, принадлежащее ФГУПам, а затем перешедшее к филиалам (железнодорожная инфраструктура, имущество для обеспечения безопасности движения; имущество для технологического, программного и технического сопровождения информационных систем и всех автоматизированных рабочих мест на дороге; имущество рабочего снабжения, локомотивное хозяйство, парк грузовых и пассажирских вагонов, здания, сооружения и иное недвижимое имущество), подлежало разделению по функциональному признаку.
Ранее действующие 17 ФГУПов – железных дорог, сформированные по территориальному признаку (Московская железная дорога,

Слайд 53 Кроме того, на второй этап реформирования железнодорожного

транспорта было отнесено поэтапное сокращение перекрестного субсидирования, создание условий для

повышения уровня конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок, переход к свободному ценообразованию в конкурентных секторах, создание условий для приобретения компаниями-операторами магистральных локомотивов, привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта, проработка организационно- правовых механизмов и последствий создания дочерних акционерных обществ ОАО «РЖД», осуществляющих грузовые перевозки, и рассмотрение вопроса о целесообразности такого создания.
Кроме того, на второй этап реформирования железнодорожного транспорта было отнесено поэтапное сокращение перекрестного субсидирования,

Слайд 54 На третий этап реформирования было отнесено продолжение

привлечения инвестиций для развития железнодорожного транспорта путём продажи пакетов акций

дочерних обществ ОАО «РЖД» и других акционерных обществ, которые созданы на железнодорожном транспорте и акции которых находятся в государственной собственности.
Реализация третьего этапа реформирования, направленного на привлечение инвестиций, включала доведение доли частного грузового подвижного состава до 100%, создание Федеральной пассажирской компании и Пригородных пассажирских компаний, передачу в частную собственность «сервисных» дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», а также продажу пакетов акций дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» частным компаниям.
На третий этап реформирования было отнесено продолжение привлечения инвестиций для развития железнодорожного транспорта путём

Слайд 55 Кроме того, не прекращался и процесс приобретения

ОАО «РЖД» других компаний.
На третьем этапе

дочерние и зависимые компании ОАО «РЖД» осуществляли следующие виды деятельности:
- грузовые перевозки;
- вагоноремонтные работы;
- пригородные пассажирские перевозки;
- телекоммуникационная связь;
- внедрение новой техники и технологий.
Кроме того, не прекращался и процесс приобретения ОАО «РЖД» других компаний.   На

Слайд 56 В докладе президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина

«Десять шагов к эффективности» было выделено три модели реформирования:

- отделение инфраструктуры от перевозок и развитие конкуренции в перевозочной деятельности в масштабах всей страны (так называемая европейская модель конкуренции);
- разделение всей сети железных дорог на несколько «параллельных» направлений перевозок и создание конкуренции вертикально интегрированных компаний на параллельных ходах (так называемая американская модель конкуренции);
- выделение из единого рынка перевозок отдельных географических сегментов, которые будут функционировать по своим правилам, где будет действовать рыночное ценообразование на услуги по перевозкам грузов, а на остальной части будет работать ОАО «РЖД».
В докладе президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина «Десять шагов к эффективности» было выделено три

Слайд 57 Несмотря на то, что реформирование ОАО «РЖД»

составляет уже более 10 лет, данный процесс всё ещё не

завершён.

Решение о продлении Программы структурной реформы принято на заседании Правительства РФ 13 января 2011 г.
Несмотря на то, что реформирование ОАО «РЖД» составляет уже более 10 лет, данный процесс

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика