Слайд 1Защита практики
Тематическая программа «Салют, Победа!» для детского оздоровительного
лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Луч здоровья».
Мурманск
2020
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ
И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Мурманский арктический государственный университет»
(ФГБОУ ВО «МАГУ»)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
Выполнили: Гнилица Галина, Жанбулатова Венера
2 курс БПО-НОД группа
Групповой руководитель:
Туканова Лариса Егоровна
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики
Слайд 2Цель программы:
Создание оптимальных, благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья
детей, их всестороннего развития (творческих, интеллектуальных и других способностей детей),
а также формирование личности юного гражданина России.
Слайд 3Задачи программы:
1. Сформировать чувство патриотического отношения детей к малой Родине;
2.
Выработать осознанного отношения к событиям Великой Отечественной Войны, к Героям,
к необходимости сохранять мир, заработанный нелегким путем
3. Создать условия для формирования у участников Программы активной жизненной позиции через участие в событиях смены;
4. Обеспечить условия для безопасного пребывания детей в ДОЛ;
5. Создать благоприятные условия для личностного, творческого развития детей;
6. Повысить уровень комфортности в лагере, эффективного общения и продуктивного взаимодействия.
Слайд 4Возраст детей, на которых рассчитана программа:7-11 лет
Количество участников программы: 15
человек
Срок реализации программы:14 дней (8 – 22 июня 2020 г.)
Ф.И.О.,
должность автора (авторов) программы: Гнилица Галина Анатольевна (студент), Жанбулатова Венера Сергазовна (студент).
Слайд 6Краткое содержание программы
В нынешнее время общество осознало необходимость осуществления культурных
целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных
педагогических системах, в том числе в летний период. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Каждому родителю хочется, чтобы ребёнок на каникулах был при деле. Чтобы не слонялся из угла в угол, не пропадал до ночи на улице и хоть изредка открывал книжку.
Реальность такова, что система образования по-прежнему остается главным организатором занятости, отдыха и оздоровления детей. Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, а также патриотического воспитания и любви к малой родине, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни. [1]
Слайд 7Актуальность программы
Нравственное, патриотическое воспитание и всестороннее развитие в условиях летних
лагерей являются наиболее эффективными формами, так как способствует освоению социализации
и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую просветительскую деятельность. Только непосредственное включение учащихся в просветительскую деятельность необходимо для формирования личности юного гражданина России.
Воспитание патриотизма и нравственности параллельно с оздоровлением детей является основополагающей в составлении программы нашего лагеря.
Работа лагеря при школе с патриотическим направлением наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о малой родине, о значительной дате нашей страны (75-летие Победы в ВОВ); вырабатывает умения сохранения памяти о великих датах, о предках, о героях ВОВ, а также сохранение памятников, посвященных ВОВ.
Пришкольный лагерь патриотического и нравственного “Луч здоровья ” как раз и поможет дать ребенку необходимые знания о малой родине, пробудить интерес к истории ВОВ. В этом и заключается актуальность программы деятельности лагеря, многообразие мероприятий по военной тематике.
Слайд 8Направления программы
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления
оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря:
• художественная
•
физкультурно-спортивная
• патриотические
• культурно-исторические и т.д.
• историко-краеведческое,
• военная и др.
Слайд 9Нормативно-правовое обеспечение программы
Тематическая программа ДОЛ с дневным пребыванием разработана с
учётом следующих законодательных нормативно-правовых документов, включающих организацию деятельности лагеря:
1. ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273; [2]
2. Конвенция ООН о Правах ребенка от 20 ноября 1989; [6]
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; [7]
4. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" от 30 декабря 2015 г. № 1493; [5]
5. ФЗ от 24.07.1994 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; [3]
6. ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [4]
7. Устав лагеря «Луч здоровья»;
8. Нормативно-правовая документация по ТБ, ПБ.
9. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Слайд 10Принципы реализации программы
Тематическая программа летней смены детского оздоровительного лагеря опирается
на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации: признание личности ребенка высшей ценностью
воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости.
2. Принцип индивидуализации воспитания требует учета индивидуальных особенностей каждого ребенка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации, самораскрытия.
3. Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
4. Принцип демократизации воспитательного процесса. Одинаковое соблюдение законов и правил педагогом и воспитанником. Воспитательный процесс не должен ущемлять права взрослого и ребёнка
5. Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора ребятами форм деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей.
6. Принцип креативности. Творческую личность можно воспитывать только в творческой обстановке, условиях эмоционального комфорта отношений, при участии педагога творящего.
7. Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы при реализации программы.
Слайд 11Тематическая программа летней смены детского оздоровительного лагеря опирается на следующие
принципы:
1.Принцип гуманизации
2.Принцип индивидуализации
3.Принцип сотрудничества
4.Принцип демократизации воспитательного процесса
5.Принцип вариативности
6.Принцип креативности
7.Принцип сочетания
Принципы реализации программы
Слайд 12Механизм реализации программы лагерной смены включает 3 этапа.
1. Адаптационно-организационный
период (2 дня)
· организация прибытия детей в лагерь, знакомство детей
с лагерем и друг с другом; (Приложение 1)
· планирование отрядных мероприятий, кружковой работы;
· оформление отрядных мест;
· выявление и постановка целей развития коллектива и личности (вводное анкетирование участников смены); (Приложение 2) [8]
· праздник открытия смены.
Механизм реализации программы
Слайд 132. Основной период (10 дней)
· реализация ведущих направлений программы;
· коллективно-творческая
деятельность детей и взрослых по подготовке и проведению отрядных и
общелагерных мероприятий; (Приложение 3)
· занятия в кружках, объединениях по интересам; (Приложение 4)
· формирование детского коллектива и развития в нём самоуправления;
· укрепление здоровья детей; (Приложение 5)
· проведение развивающих мероприятий; (Приложение 6)
· саморазвитие и самореализация детей; (Приложение 7)
· рефлексия, проведение диагностики, коррекция планов, форм, методов работы;
· подведение промежуточных итогов по видам деятельности.
Механизм реализации программы
Слайд 143. Итоговый период (1 день)
· подведение итогов смены, награждение ребёнка
за участие в жизни отряда;
· обработка и оформление материалов смены
(газет-молний, информационных стендов по итогам смены);
· итоговое анкетирование участников смены; (Приложение 8) [8]
· праздник закрытия смены;
· социально-педагогический анализ результатов по проведению профильной смены.
Механизм реализации программы
Слайд 16При работе с детьми использовались различные формы реализации программы, такие
как:
• игры;
• беседы;
• экскурсии;
• кружки по интересам;
• групповые;
•
индивидуальные.
Рабочий план реализации программы
Слайд 17Цель: узнать и запомнить имена участников.
Материалы: не требуются.
Каждый участник называет
свое имя и придумывает прилагательное, начинающееся на ту же букву,
что и его имя. Очень важно сказать тот эпитет, который подчеркивает индивидуальность участника. Необходимо следить за тем, чтобы определения не повторялись и чтобы участники не подсказывали друг другу эпитеты.
Упражнение должно проходить следующим образом: участник сначала называет имя и прилагательное того участника, который представился перед ним, затем свое. Задача следующего повторить уже 2 имени и 2 прилагательных, затем назвать свое... и т. д. Последнему участнику приходиться повторять имена и прилагательные всех участников в кругу.
Игра на знакомство «Снежный ком»
Слайд 18Цели:
• расширить и уточнить представления детей о Великой Отечественной войне;
•
воспитывать интерес к истории войны;
• воспитывать уважение к воинам-ветеранам;
• воспитание
чувства патриотизма, чувство гордости за подвиги советского народа;
• познакомить воспитанников с поэзией и песнями военных лет;
• способствовать развитию творческих способностей учащихся
Беседа «Дети в годы Великой Отечественной войны».
Слайд 19Вожатый: - Ребята, сегодня наша страна празднует День Победы и
чествует своих героев. Наша беседа посвящена Году Памяти и Славы
- 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (учащиеся читают стихотворения.)
Июнь. Клонился к вечеру закат.
И теплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
Война – жесточе нету слова,
Война – святее нету слова,
Война – печальней нету слова,
В тоске и мраке этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
Слайд 20Началась война 22 июня 1941 года в 4 часа утра.
Священная война. На территории нашей страны, во всех уголках, миллионы
людей вышли на улицы чтобы услышить…. (Звучит голос Левитана.) На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые.
Уходили мужья, сыновья, братья, сестры.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звезды
На полотнах знамен унося.
От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий свободный народ.
Выходил он: свободный и правый,
Отвечая войной за войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!
Слайд 21В тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на
их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на
крышах зажигательные бомбы., выращивали хлеб, вязали теплые вещи для бойцов. “Все для фронта, все для победы” — повсюду звучал девиз.
Ушли на фронт родители
Отчизну защищать,
А нам - детишкам маленьким -
Картошку убирать.
Девчоночья бригада
Пять-двенадцать лет,
Но выполняли честно мы
Родительский завет …
Вязали варежки, носки,
На фронт их отсылали,
И тем победу над врагом
Коварным приближали.
Слайд 22Каждый совершал свой человеческий подвиг.
- Что такое подвиг? (Ответы детей).
В
бескорыстном великом порыве души человек отдает себя людям, жертвуя всем.
Бывает подвиг одного человека, двух, сотен, тысяч, а бывает подвиг народа. Такой подвиг совершил советский народ в годы Великой Отечественной войны.
Слайд 23Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю,
такую родную,
Такую хорошую — слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а
видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры -
Все — сказка, все в дымке, как снежные горы...
Пусть так, возвратимся — оценим вдвойне..
Ученики складывают письма-треугольники.
Слайд 24Сокрушая железо и камень
Он врага беспощадно громил!
Над Рейхстагом победное знамя
Знамя
правды своей водрузил!
Он прошёл через пламя и воду,
Он с пути
не свернул своего.
Слава, слава народу-герою!
Слава армии славной его!
Слайд 25Мы здесь с тобой не потому, что дата,
Как злой осколок,
память жжет в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и
будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя –
Великой Армии Простой солдат.
Слайд 26Форма: мероприятие в зале.
Цель: развитие творческих способностей детей.
Dress-code:
различные предметы оптики.
Тематическая дискотека. Каждый отряд на утреннем сборе
Дежурных командиров вытягивает какой-либо предмет оптики: очки, монокль, лупа, бинокль. Задача всего отряда — в течение дня из подручных материалов сделать необходимый им предмет для каждого человека и прийти на дискотеку в них.
Дискотека «Разные взгляды»