Разделы презентаций


Заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Климович Александр Тимофеевич Доктор

Содержание

Тема лекции: Структура и состав современного культурологического знанияВопросы лекции:1.Структура культурологического знания.2.Культура как социальный феномен.Время – 2 часа

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин
Климович Александр Тимофеевич
Доктор исторических наук, профессор,
заслуженный

работник высшей школы РФ, академик АВН
тел. 20-22, моб. 8-926-578-44-45
Кафедра гуманитарных

дисциплин

Российская таможенная академия

Российская таможенная академия

Заведующий кафедрой гуманитарных дисциплинКлимович Александр ТимофеевичДоктор исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, академик АВНтел. 20-22,

Слайд 2Тема лекции:
Структура и состав современного культурологического знания

Вопросы лекции:
1.Структура культурологического

знания.
2.Культура как социальный феномен.


Время – 2 часа

Тема лекции: Структура и состав современного культурологического знанияВопросы лекции:1.Структура культурологического знания.2.Культура как социальный феномен.Время – 2 часа

Слайд 3Литература
1.Кравченко А.И. Культурология: Учебник.- М., 2007.
2. Культурология: Учебное пособие для

вузов./ Под ред. Г.Д. Драча.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.
3. Ермишина

Н.Д. Культурология: Учеб. пособие.- М., 2004.
4. Культурология XX век: Словарь.- СПб.: Университет. Кн., 1997.
5.Руднев В.П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты.- М.: Аграф, 1999.
Литература1.Кравченко А.И. Культурология: Учебник.- М., 2007.2. Культурология: Учебное пособие для вузов./ Под ред. Г.Д. Драча.- Ростов н/Д:

Слайд 4Термин «культурология» впервые появился в работах американского ученого Лесли Уайта

в середине XX столетия. Этим понятием он означил новую дисциплину,

родившуюся на стыке гуманитарных и социально – научных знаний. Уайт обосновал необходимость формирования новой науки и заложил ее общие теоретические основы. В своих трудах «Наука о культуре», «Эволюция культуры», «Понятие культуры» он рассматривает культуру как целостную систему элементов материального и духовного планов, которая имеет свойство самонастраивания и движения вперед по мере осваивания человеком действительности и самого развития технологической и энергетической сторон цивилизации.
Термин «культурология» впервые появился в работах американского ученого Лесли Уайта в середине XX столетия. Этим понятием он

Слайд 5Культурология- гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития культуры,

человеческом значении и способах ее постижения.

В формирование науки культурология внесли

свой вклад известные ученые О. Шпендлер, О. Конт, Т. Шарден, П. Сорокин, Ю. Лотман и др.
Культурология- гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития культуры, человеческом значении и способах ее постижения.В формирование

Слайд 6Предметом культурологии
Являются объективные закономерности мирового и национального культурного процесса, памятники

и явления материальной и духовной культур, факторы и предпосылки, управляющие

возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участие в приумножении и передаче культурных ценностей от поколения к поколению.
Предметом культурологииЯвляются объективные закономерности мирового и национального культурного процесса, памятники и явления материальной и духовной культур, факторы

Слайд 7Объектом культурологии
Являются культурные аспекты различных сторон общественной жизни людей, выявление

особенностей и достижений, основных культурно- исторических типов, анализ тенденций и

процессов, происходящих в современной социально- культурной среде.
Объектом культурологииЯвляются культурные аспекты различных сторон общественной жизни людей, выявление особенностей и достижений, основных культурно- исторических типов,

Слайд 8Понятие «Культура»- центральное в культурологии.

В античности (древние римляне) под понятием

«Культура» подразумевали обработку земли (ее возделывание). До сих пор сохранилось

это значение (злаковые культуры и др.). Древние греки под этим подразумевали отличие от диких варварских племен.

В Средние Века под понятием «Культура» подразумевалось стремление к божественному идеалу.

Просветители XVI-XVII веков имели в виду разумность человеческого общества.

В XVIII веке под понятием «Культура» подразумевали воспитанность, соблюдение этических норм, определенная степень образованности.
Понятие «Культура»- центральное в культурологии.В античности (древние римляне) под понятием «Культура» подразумевали обработку земли (ее возделывание). До

Слайд 9В XIX веке установились 4 основных понимания слова «Культура»:

1) уровень

общего состояния ума;
2) уровень интеллектуального развития целого общества;
3) совокупность художественно-

творческой деятельности;
4) способ жизни материального и духовного плана.
В XIX веке установились 4 основных понимания слова «Культура»:1) уровень общего состояния ума;2) уровень интеллектуального развития целого

Слайд 10Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и

способностей человека, выраженные в типах и формах организации жизни и

деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях.

Культуру создает человек, являясь субъектом природы, и в то же время культура воздействует на человека через нормы, правила, законы, и человек является объектом воздействия культуры. Это происходит через законы преемственности и наследования культуры.
Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженные в типах и формах

Слайд 11Функции культуры:
Культура- многофункциональная система:
1) освоение и преобразование окружающего мира- одна

из главных функций;
2) познавательная;
3) хранение и передача человеческого опыта, знаний,

культуры, информации;
4) образовательная;
5) воспитательная;
6) коммуникативная (общение);
7) нормативная (регулятивная);
8) психологическая разрядка.
Функции культуры:Культура- многофункциональная система:1) освоение и преобразование окружающего мира- одна из главных функций;2) познавательная;3) хранение и передача

Слайд 12Структура культуры
Материальная культура - предметно- объектная деятельность человека, направленная на

удовлетворение его потребностей, т.е. «человек в вещи».
К материальной культуре относим

здания, сооружения, транспорт, коммуникации, виды животных, сорта растений, воспроизводство человека, производственные процессы, орудия и средства труда, деньги, физкультура (спорт), экология и др.
Духовная культура - эмоционально- чувственная сторона деятельности человека.
Структура культурыМатериальная культура - предметно- объектная деятельность человека, направленная на удовлетворение его потребностей, т.е. «человек в вещи».К

Слайд 13Формы духовной культуры:
1)Одна из ранних- миф- особая система мировоззрения, дающая

объяснение окружающего мира через природу, ее обожествления и наделения ее

сверхъестественной силой.
В процессе перехода от формы 1 к форме 2 (в течение 30000 лет) возникают:
Тотемизм- поклонение животному миру.
Фетишизм- поклонение неживой природе.
Анимизм- одухотворение живой и неживой природы.
Язычество - многобожие.
2) Религия- особая система мировоззрения, дающая объяснение окружающего мира через бога и наделения его сверхъестественной силой.
3) Философия (примерно VI до н.э.)- наука о всеобщих законах развития и движения природы, общества и мышления.
4) Наука - система знаний о закономерностях становления, формирования, развития природы, общества, человека.
5) Искусство - деятельность человека по законам красоты и гармонии.
6) Нравственность - деятельность человека, которая регулируется правилами и нормами, принятыми в обществ.

Формы духовной культуры:1)Одна из ранних- миф- особая система мировоззрения, дающая объяснение окружающего мира через природу, ее обожествления

Слайд 14Массовая и элитарная культуры.
Массовая (общедоступная) культура - рассчитана на

широкий круг потребителей. К жанрам массовой культуры относятся мелодрамы, боевики,

стили ненаучной фантастики, развлекательные шоу, шлягеры, разновидности легких жанров музыки, «желтая» пресса. Они должны иметь легкий сюжет, действия должны происходить в экзотической местности.
Элитарная культура - культура для избранных и созданная самими избранными: балет, опера, театральный жанр, симфоническая и классическая музыка, живопись.
Массовая и элитарная культуры. Массовая (общедоступная) культура - рассчитана на широкий круг потребителей. К жанрам массовой культуры

Слайд 15Главные подходы определения понятия «культура», существующие в научной литературе :

антропологический, социологический и философский.
Суть первого: признание равноценности всех культур на

земле и самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе своего развития он ни находился. Любая культура, как и любой человек, уникальна и неповторима. В мире существует множество «локальных» культур, каждая из которых содержит свои ценности и обладает своим уровнем развития.

Главные подходы определения понятия «культура», существующие в научной литературе : антропологический, социологический и философский.Суть первого: признание равноценности

Слайд 16Суть второго(социологического):
выявление специфических признаков культуры.
Здесь культура трактуется как

фактор организации и образования жизни какого- либо общества.
При этом

подразумевается, что в каждом обществе есть некие культуротворческие силы, направляющие его жизнь по организованному, а не по хаотическому пути развития.
К ним относятся прочные верования, ценности и нормы поведения.

Суть второго(социологического): выявление специфических признаков культуры. Здесь культура трактуется как фактор организации и образования жизни какого- либо

Слайд 17Суть третьего (философского).
Данный подход к культуре имеет свою специфику.

Большинство людей полагает, что знает значение понятия «культура», но при

попытке его определить, обнаруживает, что в сущности ничего не может сказать.
Дело в том, что философский подход не ограничивается описанием или перечислением явлений культуры. Он предполагает проникновение (с помощью мышления, понимания) в их сущность.

Суть третьего (философского). Данный подход к культуре имеет свою специфику. Большинство людей полагает, что знает значение понятия

Слайд 18В философской трактовке понятия культуры существует как бы два подхода

раскрытия ее сущности.
Культура- это что-то рукотворное, вторая природа, созданная человеком.


Понять сущность культуры можно только через призму деятельности человека.
Культура не существует вне человека, она изначально связана с его трудовой деятельностью, со становлением самого человека.
(Отечественные исследователи: В.М. Межуев, Э.С. Маркарян, Л.Н. Коган).
В философской трактовке понятия культуры существует как бы два подхода раскрытия ее сущности.Культура- это что-то рукотворное, вторая

Слайд 19В немецкой, а затем и русской философской традиции XIX- начала

XX в. получило распространение понятие культуры как результата не всей

деятельности человека, а лишь той, что связана с поиском смысла, открытиями духа (Кант, Шиллер, Гегель, Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин и др.) Другими словами, под культурой понимается лишь деятельность в сфере духовной жизни.

Римский оратор и философ Цицерон (1 в. До н.э.) использовал это слово в применении к духовности. Философию он считал культурой духа или ума.

В немецкой, а затем и русской философской традиции XIX- начала XX в. получило распространение понятие культуры как

Слайд 20Культура делится:
-На материальную- культура труда и материального производства, быта, места

жительства, физическая культура и т.п.;
- На духовную- интеллектуальная, нравственная, художественная,

правовая, педагогическая, религиозная и т.п.

Культура делится:-На материальную- культура труда и материального производства, быта, места жительства, физическая культура и т.п.;- На духовную-

Слайд 21В соответствии с конкретными носителями выделяются виды культуры:
городская,
сельская,
профессиональная,


молодежная, классовая,
сословная, семейная, отдельного человека.

В соответствии с конкретными носителями выделяются виды культуры:городская, сельская, профессиональная, молодежная, классовая, сословная, семейная, отдельного человека.

Слайд 22Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной, фольклорной) и профессиональной (элитной, массовой)

культуры.

Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной, фольклорной) и профессиональной (элитной, массовой) культуры.

Слайд 23Есть виды культуры, которые нельзя отнести ни к материальной, ни

к духовной. Это так называемое вертикальное сечение культуры, пронизывающее всю

ее систему- экономическая, политическая, экологическая и эстетическая культуры.
Есть виды культуры, которые нельзя отнести ни к материальной, ни к духовной. Это так называемое вертикальное сечение

Слайд 24Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной, фольклорной) и профессиональной (элитной, массовой)

культуры.

Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной, фольклорной) и профессиональной (элитной, массовой) культуры.

Слайд 25Функции культуры
1.Человеческая, или гуманистическая. Это функция формирования самого человека, его

духовности;
2. Трансляции (передачи) социального опыта или информационная, это функция исторической

преемственности;
3. Познавательная (гносеологическая). Культура накапливая опыт и знания, дает возможность познания и освоения мира;
4. Регулятивная (нормативная)- дает установки, нормы и правила поведения. Поддерживается моралью и правом;
5. Семиотическая (знаковая)- дает возможность овладеть знаковой системой той или иной культуры, а значит, понимать культуру и свободно жить в ней. Язык- важнейший знак культуры. Специфические языки культуры- музыка, живопись, языки, ЭВМ и т.п.;
6. Ценностная (аксиологическая)- формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации.
Функции культуры1.Человеческая, или гуманистическая. Это функция формирования самого человека, его духовности;2. Трансляции (передачи) социального опыта или информационная,

Слайд 26Культурные ценности- это те явления культуры, которые в данный период

времени принимаются как более значимые для жизни данного общества.

Культурные ценности- это те явления культуры, которые в данный период времени принимаются как более значимые для жизни

Слайд 27Культурные ценности:
В современном развитом обществе, неоднородном по своему культурному составу,

выделяют 4 уровня культурных ценностей:
1)общечеловеческие, или общезначимые,- ценность жизни, семьи,

продолжения рода, любви, дружбы;
2)локально- групповые- конфессиональные ценности (христианские, мусульманские и др.);
3)сословные, или социально- классовые,- интересы и предпочтения людей в зависимости от их социального положения в обществе;
4)индивидуально- личностные- предметы и идеи, соответствующие вкусам и склонностям каждого человека, отобранные из тех, что имеются в окружающей его социальной среде.
Культурные ценности:В современном развитом обществе, неоднородном по своему культурному составу, выделяют 4 уровня культурных ценностей:1)общечеловеческие, или общезначимые,-

Слайд 28Если за основу берется носитель культуры, то ее подразделяют:
-на мировую-

синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, заселявших и

населяющих Землю;
- на национальную- синтез культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества.



Если за основу берется носитель культуры, то ее подразделяют:-на мировую- синтез лучших достижений всех национальных культур различных

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика