Слайд 1Заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин
Климович Александр Тимофеевич
Доктор исторических наук, профессор,
заслуженный
работник высшей школы РФ, академик АВН
тел. 20-22, моб. 8-926-578-44-45
Кафедра гуманитарных
дисциплин
Российская таможенная академия
Российская таможенная академия
Слайд 2Тема лекции:
Структура и состав современного культурологического знания
Вопросы лекции:
1.Структура культурологического
знания.
2.Культура как социальный феномен.
Время – 2 часа
Слайд 3Литература
1.Кравченко А.И. Культурология: Учебник.- М., 2007.
2. Культурология: Учебное пособие для
вузов./ Под ред. Г.Д. Драча.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.
3. Ермишина
Н.Д. Культурология: Учеб. пособие.- М., 2004.
4. Культурология XX век: Словарь.- СПб.: Университет. Кн., 1997.
5.Руднев В.П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты.- М.: Аграф, 1999.
Слайд 4Термин «культурология» впервые появился в работах американского ученого Лесли Уайта
в середине XX столетия. Этим понятием он означил новую дисциплину,
родившуюся на стыке гуманитарных и социально – научных знаний. Уайт обосновал необходимость формирования новой науки и заложил ее общие теоретические основы. В своих трудах «Наука о культуре», «Эволюция культуры», «Понятие культуры» он рассматривает культуру как целостную систему элементов материального и духовного планов, которая имеет свойство самонастраивания и движения вперед по мере осваивания человеком действительности и самого развития технологической и энергетической сторон цивилизации.
Слайд 5Культурология- гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития культуры,
человеческом значении и способах ее постижения.
В формирование науки культурология внесли
свой вклад известные ученые О. Шпендлер, О. Конт, Т. Шарден, П. Сорокин, Ю. Лотман и др.
Слайд 6Предметом культурологии
Являются объективные закономерности мирового и национального культурного процесса, памятники
и явления материальной и духовной культур, факторы и предпосылки, управляющие
возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участие в приумножении и передаче культурных ценностей от поколения к поколению.
Слайд 7Объектом культурологии
Являются культурные аспекты различных сторон общественной жизни людей, выявление
особенностей и достижений, основных культурно- исторических типов, анализ тенденций и
процессов, происходящих в современной социально- культурной среде.
Слайд 8Понятие «Культура»- центральное в культурологии.
В античности (древние римляне) под понятием
«Культура» подразумевали обработку земли (ее возделывание). До сих пор сохранилось
это значение (злаковые культуры и др.). Древние греки под этим подразумевали отличие от диких варварских племен.
В Средние Века под понятием «Культура» подразумевалось стремление к божественному идеалу.
Просветители XVI-XVII веков имели в виду разумность человеческого общества.
В XVIII веке под понятием «Культура» подразумевали воспитанность, соблюдение этических норм, определенная степень образованности.
Слайд 9В XIX веке установились 4 основных понимания слова «Культура»:
1) уровень
общего состояния ума;
2) уровень интеллектуального развития целого общества;
3) совокупность художественно-
творческой деятельности;
4) способ жизни материального и духовного плана.
Слайд 10Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и
способностей человека, выраженные в типах и формах организации жизни и
деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях.
Культуру создает человек, являясь субъектом природы, и в то же время культура воздействует на человека через нормы, правила, законы, и человек является объектом воздействия культуры. Это происходит через законы преемственности и наследования культуры.
Слайд 11Функции культуры:
Культура- многофункциональная система:
1) освоение и преобразование окружающего мира- одна
из главных функций;
2) познавательная;
3) хранение и передача человеческого опыта, знаний,
культуры, информации;
4) образовательная;
5) воспитательная;
6) коммуникативная (общение);
7) нормативная (регулятивная);
8) психологическая разрядка.
Слайд 12Структура культуры
Материальная культура - предметно- объектная деятельность человека, направленная на
удовлетворение его потребностей, т.е. «человек в вещи».
К материальной культуре относим
здания, сооружения, транспорт, коммуникации, виды животных, сорта растений, воспроизводство человека, производственные процессы, орудия и средства труда, деньги, физкультура (спорт), экология и др.
Духовная культура - эмоционально- чувственная сторона деятельности человека.
Слайд 13Формы духовной культуры:
1)Одна из ранних- миф- особая система мировоззрения, дающая
объяснение окружающего мира через природу, ее обожествления и наделения ее
сверхъестественной силой.
В процессе перехода от формы 1 к форме 2 (в течение 30000 лет) возникают:
Тотемизм- поклонение животному миру.
Фетишизм- поклонение неживой природе.
Анимизм- одухотворение живой и неживой природы.
Язычество - многобожие.
2) Религия- особая система мировоззрения, дающая объяснение окружающего мира через бога и наделения его сверхъестественной силой.
3) Философия (примерно VI до н.э.)- наука о всеобщих законах развития и движения природы, общества и мышления.
4) Наука - система знаний о закономерностях становления, формирования, развития природы, общества, человека.
5) Искусство - деятельность человека по законам красоты и гармонии.
6) Нравственность - деятельность человека, которая регулируется правилами и нормами, принятыми в обществ.
Слайд 14Массовая и элитарная культуры.
Массовая (общедоступная) культура - рассчитана на
широкий круг потребителей. К жанрам массовой культуры относятся мелодрамы, боевики,
стили ненаучной фантастики, развлекательные шоу, шлягеры, разновидности легких жанров музыки, «желтая» пресса. Они должны иметь легкий сюжет, действия должны происходить в экзотической местности.
Элитарная культура - культура для избранных и созданная самими избранными: балет, опера, театральный жанр, симфоническая и классическая музыка, живопись.
Слайд 15Главные подходы определения понятия «культура», существующие в научной литературе :
антропологический, социологический и философский.
Суть первого: признание равноценности всех культур на
земле и самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе своего развития он ни находился. Любая культура, как и любой человек, уникальна и неповторима. В мире существует множество «локальных» культур, каждая из которых содержит свои ценности и обладает своим уровнем развития.
Слайд 16Суть второго(социологического):
выявление специфических признаков культуры.
Здесь культура трактуется как
фактор организации и образования жизни какого- либо общества.
При этом
подразумевается, что в каждом обществе есть некие культуротворческие силы, направляющие его жизнь по организованному, а не по хаотическому пути развития.
К ним относятся прочные верования, ценности и нормы поведения.
Слайд 17Суть третьего (философского).
Данный подход к культуре имеет свою специфику.
Большинство людей полагает, что знает значение понятия «культура», но при
попытке его определить, обнаруживает, что в сущности ничего не может сказать.
Дело в том, что философский подход не ограничивается описанием или перечислением явлений культуры. Он предполагает проникновение (с помощью мышления, понимания) в их сущность.
Слайд 18В философской трактовке понятия культуры существует как бы два подхода
раскрытия ее сущности.
Культура- это что-то рукотворное, вторая природа, созданная человеком.
Понять сущность культуры можно только через призму деятельности человека.
Культура не существует вне человека, она изначально связана с его трудовой деятельностью, со становлением самого человека.
(Отечественные исследователи: В.М. Межуев, Э.С. Маркарян, Л.Н. Коган).
Слайд 19В немецкой, а затем и русской философской традиции XIX- начала
XX в. получило распространение понятие культуры как результата не всей
деятельности человека, а лишь той, что связана с поиском смысла, открытиями духа (Кант, Шиллер, Гегель, Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин и др.) Другими словами, под культурой понимается лишь деятельность в сфере духовной жизни.
Римский оратор и философ Цицерон (1 в. До н.э.) использовал это слово в применении к духовности. Философию он считал культурой духа или ума.
Слайд 20Культура делится:
-На материальную- культура труда и материального производства, быта, места
жительства, физическая культура и т.п.;
- На духовную- интеллектуальная, нравственная, художественная,
правовая, педагогическая, религиозная и т.п.
Слайд 21В соответствии с конкретными носителями выделяются виды культуры:
городская,
сельская,
профессиональная,
молодежная, классовая,
сословная, семейная, отдельного человека.
Слайд 22Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной, фольклорной) и профессиональной (элитной, массовой)
культуры.
Слайд 23Есть виды культуры, которые нельзя отнести ни к материальной, ни
к духовной. Это так называемое вертикальное сечение культуры, пронизывающее всю
ее систему- экономическая, политическая, экологическая и эстетическая культуры.
Слайд 24Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной, фольклорной) и профессиональной (элитной, массовой)
культуры.
Слайд 25Функции культуры
1.Человеческая, или гуманистическая. Это функция формирования самого человека, его
духовности;
2. Трансляции (передачи) социального опыта или информационная, это функция исторической
преемственности;
3. Познавательная (гносеологическая). Культура накапливая опыт и знания, дает возможность познания и освоения мира;
4. Регулятивная (нормативная)- дает установки, нормы и правила поведения. Поддерживается моралью и правом;
5. Семиотическая (знаковая)- дает возможность овладеть знаковой системой той или иной культуры, а значит, понимать культуру и свободно жить в ней. Язык- важнейший знак культуры. Специфические языки культуры- музыка, живопись, языки, ЭВМ и т.п.;
6. Ценностная (аксиологическая)- формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации.
Слайд 26Культурные ценности- это те явления культуры, которые в данный период
времени принимаются как более значимые для жизни данного общества.
Слайд 27Культурные ценности:
В современном развитом обществе, неоднородном по своему культурному составу,
выделяют 4 уровня культурных ценностей:
1)общечеловеческие, или общезначимые,- ценность жизни, семьи,
продолжения рода, любви, дружбы;
2)локально- групповые- конфессиональные ценности (христианские, мусульманские и др.);
3)сословные, или социально- классовые,- интересы и предпочтения людей в зависимости от их социального положения в обществе;
4)индивидуально- личностные- предметы и идеи, соответствующие вкусам и склонностям каждого человека, отобранные из тех, что имеются в окружающей его социальной среде.
Слайд 28Если за основу берется носитель культуры, то ее подразделяют:
-на мировую-
синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, заселявших и
населяющих Землю;
- на национальную- синтез культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества.