Слайд 1Займитесь
эмоциональным интеллектом!
Божинская Виктория Александровна,
учитель начальных классов высшей кв. категории,
психолог
МБОУ «Гимназия №4», город Курск
Слайд 2Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои и чужие эмоции,
чувства и переживания, и управление ими для эффективного и гармоничного
взаимодействия с окружающим миром.
Когда эмоции – это не враги, а друзья, помогающие в достижении целей.
Слайд 3В последние годы увеличивается число детей с эмоциональной неустойчивостью (враждебность,
агрессивность, тревожность и т.д.), что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка не
только с окружающими людьми, но и с самим собой.
Слайд 4Колесо эмоций Роберта Плутчика
Слайд 5
Управление вниманием
Умение решать задачи в условиях неопределённости
Эмоциональный интеллект EQ
Управление
изменениями
Креативность
Коллаборация (умение взаимодействовать и работать в команде)
Системность мышления
EQ- ключевая компетенция
будущего
Слайд 7У 90% тех, кто добился жизненных высот, высокий уровень EQ.
Только
в 20% случаев люди с самым высоким уровнем IQ достигают
большего успеха в жизни, чем люди со средним уровнем.
Было исследовано 33 профессиональных навыка и выявлено, что успех в работе на 58% определяется высоким уровнем EQ.
Слайд 8IQ
EQ
IQ – количественная оценка уров-ня интеллекта человека (коэффи-циент умственного развития)
EQ – коэффициент эмоциональ-ного развития продолжает расти всю жизнь
Слайд 95 главных составляющих развития
эмоционального интеллекта
Самоосознанность
Мотивация
Социальные навыки общения
Эмпатия
Управление своими эмоциями
Слайд 10Этапы развития
эмоционального интеллекта
Идентификация эмоций;
Слайд 11
I Этап развития эмоционального интеллекта: идентификация эмоций
Знакомить детей с
эмоциями: радостью, злостью, горем, гневом, страхом, удивлением
«Выбери девочку»
Цель: развитие произвольности,
наблюдательности, воображения.
Описание игры: Дети выбирают из предложенных картинок с изображениями веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А. Барто:
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Слайд 12Этапы развития
эмоционального интеллекта
Идентификация эмоций;
Использование эмоций для повышения эффективности мышления;
Слайд 13II этап развития эмоционального интеллекта: использование эмоций для повышения эффективности
мышления
«Прочитай письмо»
Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям
и объединять разные изображения единым сюжетом.
Описание игры: почтальон приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать.
Например:
Шел мелкий дождь. Коля сидел у окна и грустил, но вот выглянуло солнышко, дождь прекратился, и Коля радостно побежал на улицу.
Слайд 14Этапы развития
эмоционального интеллекта
Идентификация эмоций;
Использование эмоций для повышения эффективности мышления;
Понимание
эмоций;
Слайд 15III этап развития эмоционального интеллекта: понимание эмоций
«Найди лишнее»
Цель: понимание эмоций
Описание
игры: Послушай внимательно слова и скажи, какое из них лишнее.
Объясни свой выбор.
грустно, печально, тоскливо, радостно
радостно, весело, забавно, нечаянно
хорошо, замечательно, отлично, долго
Слайд 16Этапы развития
эмоционального интеллекта
Идентификация эмоций;
Использование эмоций для повышения эффективности мышления;
Понимание
эмоций;
Управление эмоциями
Слайд 17IV этап развития эмоционального интеллекта: управление эмоциями
«Повтори фразу»
Цель: развитие выразительности
речи.
Описание игры: педагог называет фразу (например: «У меня есть котенок»),
которую дети должны повторить с интересом, с радостью, с удивлением, с отвращением, со страхом, с грустью
Слайд 18Эмоциональный интеллект
Регулятивные
УУД
Коммуникативные УУД
Личностные
УУД
ставить цели
планировать свои действия
оценивать себя
адекватно воспринимать
обратную связь
гибко корректировать свои действия
нести ответственность за свои действия
уважать разные
позиции
выражать свою точку зрения
сотрудничать в совместной деятельности
решать конфликтные ситуации
строить понятные высказывания
быть лидером
понимать себя – своё состояние, свои потребности
управлять своими мотивами
управлять своим состоянием
быть готовым к изменениям
стремиться к саморазвитию
Слайд 20ЭИ можно развивать!
Может
понятно объяснить, что чувствует
и хочет
Может
работать в команде
Может
планировать свои
действия
Может
справляться с раздражением,
злостью,
обидой
Может
понимать других и
сопереживать
Может
договориться словами при конфликте
Слайд 21Курс: Эмоциональные витаминки
Газета
Программа 40-минутных занятий
Для обучающихся 4-5 классов
Слайд 22Структура ГАЗЕТЫ
Одна тема
В выпусках последовательно раскрываются разные аспекты эмоциональной жизни
человека. Одно понятие накладывается на другое.
Одна техника
В каждом выпуске даётся
практическая техника, которую любой обучающийся может освоить и использовать для управления своей эмоциональной жизнью и общением.
Техника
«Страхополагание» позволяет проанализировать имеющийся страх и принять более взвешенное решение в ситуации.
пример
Слайд 23Один образ
В каждом выпуске предлагается притча, которая помогает создать запоминающийся
нравственно-философский образ изучаемой проблемы.
Д/з
Домашние задания дают обучающимся возможность внедрить изученные
техники в свою повседневную жизнь, расширяют опыт эффективного взаимодействия и управления собой.
Притча «Бревно на
дороге» показывает,
как важно подбирать правильные слова для выражения своих чувств.
пример
Структура ГАЗЕТЫ
Слайд 24ЗАНЯТИЯ
Состав программы
Общие методические рекомендации
Насыщенные конспекты к каждому уроку
Полностью
оформленные материалы к каждому уроку (в электронном виде)
Вести программу может
педагог, а не только психолог
Учитель имеет и свободу выбора, и чёткие ориентиры
Нет необходимости разрабатывать наглядность к каждому уроку
Слайд 25Дэниэл Гоулмен рассказывает о физиологических реакциях на различные эмоциональные состояния
в своей книге «Эмоциональная компетентность». Вот некоторые из них:
Злость направляет
кровь к рукам, подготавливая человека к удару.
Страх направляет кровь к большим мышцам, в основном к ножным, подготавливая человека к бегству.
Грусть и разочарование замедляют процесс обмена веществ, предоставляя человеку время исправить ситуацию.
Ощущение счастья направляет кровь к мозгу, успокаивая тревожные мысли, высвобождает энергию, давая выход всем хорошим чувствам.
Из всех этих эмоций только счастье приносит вам чувство комфорта. Если вы ощущаете что-либо иное, вы испытываете потребность избавиться от напряжения в шее, спине, руках и ногах, потянуться, для того чтобы стимулировать кровообращение.
Слайд 27Подарок для вас!
cerm.ru/page/363
цена:
200 руб.
за пособие
только по промокоду:
1586
до 3
сентября
Любое пособие на ваш выбор
в подарок при заказе от 25
«Эмоциональных витаминок»