Слайд 1ЗДОРОВЬЕ
СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА УРОКАХ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
ТРУДА И СБО
Слайд 2
Девять десятых нашего счастья
зависит от здоровья.
Здоровье до того перевешивает
все
остальные блага жизни,
что поистине здоровый нищий
счастливее больного короля.
А. Шопенгауэр
Слайд 3
Здоровьесберегающие технологии предполагают не только сохранение, но
и формирование, укрепление здоровья учеников, воспитание у них культуры здоровья,
охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своём здоровье и о здоровье своих учащихся.
Слайд 4 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые
на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным
факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать, развивать способности ребенка: его ум, нравственные и эстетические чувства, потребность в деятельности, овладение первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Слайд 5Здоровьесберегающая технология это:
условия обучения ребенка в школе
рациональная организация учебного процесса
соответствие
учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка
необходимый, достаточный и рационально
организованный двигательный режим
Слайд 6
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения -
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,
сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Слайд 7
Использование здоровьесберегающих технологий в
учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и
социальном пространстве.
Слайд 81. Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
Гигиенические условия в кабинетах: СБО и с\х труда
1.1 Температура и
свежесть воздуха, озеленение мастерской
Слайд 91.2 Рациональность освещения класса и доски
Слайд 10 1.3 Наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
1.4 Чистота и уют в классе;
1.5 Личная
гигиена (мытьё рук и внешний вид);
1.6 Парты и стулья по росту учащихся (величина стола);
1.7 Правильная осанка (положение корпуса, рук, ног);
1.8 Освещение в мастерской;
1.9 Организация питьевого режима;
1.10 Обеспечение учащихся спецодеждой.
Слайд 11 2. Схема «Требования и нормы к урокам»:
2.1 Техника безопасности
Слайд 12 2.2 Продолжительность учебной нагрузки и плотность урока.
2.З Чередование различных видов заданий
(статистических и динамических; словесных, наглядных, аудиовизуальных, самостоятельной работы и др.)
Слайд 13 3. Психологический микроклимат на уроке, наличие на
уроке эмоциональных разрядок (шуток, загадок и т.д.)
Слайд 14упражнения для снятия общего и локального утомления;
упражнения для кистей рук;
гимнастика
для глаз;
гимнастика для улучшения слуха;
упражнения корректирующие осанку;
дыхательная гимнастика.
4.Физкультминутки и физкультпаузы
Слайд 15 Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока.
Норма - на 15-20 минуте урока по 1 минуте из
трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого, а также важен эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Слайд 16 5. Наличие у учащихся мотивации к учебной
деятельности (интереса к знаниям, радость от активности, интерес к изучаемому
материалу, организация выставок образцов готовых изделий, детских работ и т.д.)
Слайд 18Творческие проекты
на уроках СБО
Слайд 19Творческие проекты по изготовлению изделий из теста
Слайд 20Творческие проекты на уроках сельскохозяйственного труда:
Слайд 21
7. Место и длительность применения ТСО
(в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как
возможности инициирования дискуссии, обсуждения; а также использование музыкального сопровождения во время практической работы на уроках с\х труда и СБО.
Слайд 22 8. Демонстрационный материал и пособия (операционные карты,
предметные и технологические карты, индивидуальные карточки –задания должны быть читаемыми,
доступными, крупными, интересными, яркими, чтобы было интересно читать и рассматривать.
Слайд 23
9. Момент наступления утомления
учащихся, снижение их учебной активности. (определяется в ходе наблюдения по
возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы).
Слайд 24Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой
работы
Степень естественности позы школьников на уроке служит хорошим индикатором психологического
воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.
Слайд 25
10.Воспитание у учащихся
культуры здоровья
Слайд 26На уроках СБО включение в содержательную часть урока вопросов, связанных
со здоровьем и здоровым образом жизни.
В 5-9 классах изучаются темы :
«Личная гигиена»
«Питание»
«Семья и здоровье»
«Одежда и обувь»
Слайд 27
Элементы здоровьесберегающих технологий должны присутствовать на каждом уроке:
их применение занимает мало времени, однако имеет колоссальное значение для
повышения работоспособности учащихся и сохранения их здоровья.
Слайд 28Список использованных материалов
Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в
школе. Издательство «АРКТИ», 2006 г., с.319
Воротилкина ИМ. Оздоровительные мероприятия в
учебном процессе // № 4. С. 72.
Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. С. 91.
Слайд 29Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа»,
2005. - № 11. С. 75.
Мухаметова Ф.Г.
Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения // «Начальная школа»,2006, № 8. С. 105
Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.