Слайд 1ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Лекция.
№ 2
«Классификация здоровьесберегающих образовательных технологий. Подходы к пониманию сути ЗСТ
и возможности использования таких технологий в образовании»
Лектор:: к.п.н., доцент СИЛАКОВА Оксана Владимировна
Слайд 2
Что понимают под здоровьесберегающими образовательными технологиями?
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) -
система мер по охране и укреплению здоровья, формированию культуры здоровья
учащихся в учебно-воспитательном процессе, учитывающая специфику данного процесса, важнейшие характеристики образовательной среды и особенности школьников.
Слайд 3Педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?».
С позиций здоровьесбережения
ответ на вопрос «как учить?» будет таким: чтобы не наносить
вред здоровью учащихся и педагогов.
ЗОТ можно рассматривать:
как качественную характеристику любой образовательной технологии;
как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные образовательные технологии задачами здоровьесбережения.
Слайд 4Целевые установки ЗОТ:
стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми;
учить их
ощущать радость от каждого прожитого дня;
показывать им, что жизнь -
это прекрасно;
вызывать у них позитивную самооценку.
Отличительные особенности ЗОТ:
отсутствие назидательности и авторитарности со стороны учителя;
приоритет воспитания, а не изучения культуры здоровья;
индивидуализация обучения;
наличие мотивации на здоровый образ жизни у учителя и учеников;
наличие у учащихся интереса к учебе, желания идти в школу;
«физкультминутки» на уроках;
осуществление гигиенического контроля.
Слайд 5
Какие «школьные» факторы негативно воздействуют на здоровье учащихся?
Очевидные факторы:
- перегрузка
учебных программ, интенсификация учебного процесса;
- несовершенство учебных программ и технологий;
-
авторитарный стиль преподавания;
- отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
- использование преимущественно обучающих технологий в ущерб воспитательным;
- недостаток двигательной активности учащихся;
- неправильное питание учащихся;
- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
- недостаточное финансирование школы.
Слайд 6Неочевидные факторы:
- низкая психологическая культура учебно-воспитательного процесса;
- недостаточная компетентность педагогов
в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;
- неграмотность учащихся в вопросах здоровья;
-
слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья;
- неблагополучное состояние здоровья учителей;
- недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.).
Слайд 7Среди перечисленных факторов педагогические факторы необходимо выделить особо. Это:
- стрессовый
характер авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема
учебной нагрузки);
- несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;
- несоблюдение физико-гигиенических требований к организации учебного процесса;
- отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.
Слайд 8
Почему личностно-ориентированные педагогические технологии являются здоровьесберегающими?
Личностно-ориентированные педагогические технологии предполагают, что
в центре образовательного процесса - личность ребёнка, и нацелены на
обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей.
В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Слайд 9Личностно-ориентированные педагогические технологии:
личностно-ориентированное обучение (Якиманская И. С.);
технология саморазвивающего обучения (Селевко Г. К.);
«педагогика сотрудничества»;
гуманно-личностная технология (Амонашвили Ш.А.);
игровые технологии;
технологии развивающего
обучения;
проблемное обучение;
технологии уровневой дифференциации;
проектные технологии;
коллективный способ обучения и др.
Слайд 10Педагогика сотрудничества
Эту технологию можно рассматривать, как создающую все условия для
реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Цель учителя
— разбудить внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности.
Важнейшая черта педагогики сотрудничества – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
Слайд 11Технологии развивающего обучения
Разработаны отечественными учеными Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым
на основе на идеи Л.С. Выготского о том, что знания
являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся.
Сущность технологии - ориентация педагога на «зону ближайшего развития» ученика при построении индивидуальной образовательной программы. Это позволяет в максимальной степени учесть способности и возможности обучаемого, темпы его развития, влияние условий окружающей среды и др.
Слайд 12Технология уровневой дифференциации обучения
В основе технологии – дифференциация требований к
уровню освоения учебной программы, явное выделение учителем базового и повышенного
уровней.
У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более успешно работать с «трудными» детьми.
Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
Слайд 13Технология «раскрепощённого развития детей»
Отличительные особенности технологии:
1. Учебные занятия проводятся в
режиме
смены динамических поз, для чего
используется специальная мебель с
наклонной
поверхностью – парты и конторки. Часть
урока ученик сидит за партой, а часть – стоит
за конторкой (укрепляется позвоночник, формируется осанка);
2. Для упражнений на мышечную и зрительную координацию и на развитие внимания и быстроты реакции используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажёры - «бегущие огоньки»;
Слайд 143. С целью расширения зрительных
горизонтов, целостного восприятия и
познания
мира на уроках применяется
специальный «Экологический букварь»
(картина-панно), распложенный на
одной из
стен класса и изображающий уходящую
в бесконечность местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность при обучении снижать нагрузку на зрение;
4. Для обучения письму применяются специальные художественно-образные прописи перьевой ручкой, формирующие художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз – рука»;
Слайд 15
5. Обязательным предметом
является детское хоровое пение,
основанное на народных
песнях
и классической музыке;
6. Предусмотрено введение раздельно-параллельного обучения мальчиков и
девочек. Это означает, что, учась в классах раздельно, они общаются друг с другом на переменах, в кружках, на совместных мероприятиях.
Слайд 16
Как действовать учителю с позиций здоровьесбережения (или: какие ЗОТ выбирать
и когда их использовать)?
Аксиомой является соблюдение учителем следующего:
обеспечить/добиться обеспечения санитарно-гигиенического
состояния учебного помещения (освещение, проветривание, температурный режим и пр.);
следить за правильной позой учащегося во время занятий (при письме, при чтении, стоя);
проводить гимнастику («зарядку», «физкультминутки», «физкультпаузы») во время учебных занятий.
Слайд 17Самые продуктивные уроки - со второго по четвертый.
С целью
сохранения здоровья учащихся учитель должен учитывать не только очередность своего
урока, но и какой он по счету в классе.
В практической работе педагоги решают «задачу последних уроков», например, путем использования элементов технологии Шаталова:
работа в парах или малых группах, «вертушка» (активное передвижение учащихся из одной группы в другую);
использование двух досок, когда учащиеся совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем.
Слайд 18Игровые технологии
Здоровьесберегающие. Помогают решать проблемы мотивации и социализации
учащихся.
В игре у растущего человека формируется мировоззрение, потребность
воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.
Игру (приемы игры) можно использовать на каждом уроке, особенно в младших классах.
Благотворно влияют на здоровье
детей использование методических
приемов, содержащих элементы
соревнования.
Слайд 19Способствует укреплению здоровья учащихся выполнение практических заданий, в ходе которых
работают различные группы мышц, происходит развитие мелкой моторики рук.
При работе
с компьютерами следует соблюдать гигиенические нормы. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать:
для учащихся 1 классов – 10 минут,
для учащихся 2 - 5 классов – 15 минут,
для учащихся 6 - 7 классов – 20 минут,
для учащихся 8 - 9 классов – 25 минут,
для учащихся 10 - 11 классов: в первый
час учебных занятий – 30 минут,
во второй – 20 минут.
Работа с ПК должна
проводиться в индивидуальном
темпе.
Слайд 20Учебные занятия обязательно должны включать «эмоциональные разрядки», цель которых –
снятие умственного напряжения, утомления учащихся.
«Эмоциональными разрядками» могут служить рассказ,
поговорка, высказывание, веселое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка и др. С позиций здоровьесбережения улыбку, искренний смех ученика можно сравнивать с «физкульминуткой».
В течение урока рационально проводить 2-3 «разрядки».
Слайд 21Важным в здоровьесбережении учащихся является домашнее задание, его объем и
уровень сложности.
К домашнему заданию учитель должен относиться ответственно: соизмерять
объем и сложность с возможностями ученика.
В педагогической практике широко распространены «многоуровневые» домашние задания,
когда педагог предлагает учащимся
задания нескольких уровней, а ученик
самостоятельно выбирает его объем
по своим силам. Такие задания
способствуют и повышению учебной
мотивации ученика, и сохранению
его здоровья.
Слайд 22
Какие упражнения целесообразно включать в «физкультминутки»?
В комплексы упражнений «физкультминуток», как
правило, включают упражнения для глаз и для скелетных мышц.
Общие
рекомендации:
физкультминутки проводятся на
20-й и 35-й минуте урока (в период
снижения работоспособности)
по 1 минуте и включают обычно
3 легких упражнения с 3-4
повторениями каждого;
- комплексы упражнений должны меняться.
Слайд 23В «физкультминутки» целесообразно включать дыхательные упражнения и элементы самомассажа.
Примеры:
Произношение гласных
звуков;
Гигиенический массаж;
Двигательные упражнения
для нормализации
дыхания
(«Задуть свечу», «Словить комара»,
«Огонь и лед», «Кулачки» и др.);
Упражнения, снимающие
напряжение и успокаивающие
нервную систему («После грозы», «На берегу моря» и т.д.)
Слайд 24
Какие особенности/состояния учащихся требуют от учителя особого внимания?
Дезаптационные
. Особенности поведения ученика:
часто отвечает не по существу, не
может выделять главное;
долго переживает неудачи в течение урока;
с трудом настраивается на занятия после перемены;
при неожиданном вопросе учителя часто теряется;
долго выполняет любое задание, часто отвлекаясь;
требует к себе постоянного внимания со стороны учителя;
заметно томится на уроках, оживает только на переменах;
почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно;
затрудняется применять ранее усвоенные понятия, не имеет навыков.
Слайд 25Состояния физического дискомфорта. Некоторые признаки:
ученик простужен (возможные причины: несоблюдение температурного
режима в классах, сквозняки, нарушения гигиенических требований к проведению уроков
физкультуры);
ученик периодически покашливает («першение» в горле). Возможная причина - сухость воздуха в классах;
ученик жмурится, жалуется на резь в глазах (наиболее вероятная причина - напряжение зрения на уроках).
Состояние физического дискомфорта у учащихся может вызывать нарушение гигиенических условий учебного процесса (температурный режим, сухость воздуха, шум, освещение, неудобное положение тела, длительное выполнение однообразной работы и др.).
Слайд 26
По каким критериям можно судить
о результативности применения ЗОТ?
Такими критериями
могут служить:
активная мыслительная деятельность учащихся;
обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной
деятельности и деятельности других;
мотивация познавательной деятельности;
обеспечение рефлексии и самоконтроля;
наличие самостоятельной работы.
Слайд 27
«Секреты» здоровьесберегающих образовательных технологий: в чем они заключаются?
«Секреты» ЗОТ:
Доброты
(дарить добро каждому ученику);
Успешности (стремление дарить радость себе и другим);
Эффективности
(усилия всех педагогов должны быть направлены на создание здоровьесберегающего образовательного пространства);
Результативности (в формировании культуры здоровья учащихся);
Соответствия (результаты
создаваемого должны отслеживаться);
Истинности (любовь педагога
к своему профессиональному делу).
Слайд 28
Подведем итог: что следует помнить учителю?
Ребенок должен постоянно ощущать себя
счастливым. Помогите ему в этом!
2. Каждый урок должен оставлять в
душе ребенка положительные эмоции.
3. На уроке дети должны испытывать не только интерес, но и ощущение комфорта, защищенности.