Разделы презентаций


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Содержание

Что понимают под здоровьесберегающими образовательными технологиями? Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) - система мер по охране и укреплению здоровья, формированию культуры здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе, учитывающая специфику данного процесса, важнейшие

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Лекция.

№ 2 «Классификация здоровьесберегающих образовательных технологий. Подходы к пониманию сути ЗСТ

и возможности использования таких технологий в образовании» Лектор:: к.п.н., доцент СИЛАКОВА Оксана Владимировна
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ  ТЕХНОЛОГИИ  В  ПЕДАГОГИЧЕСКОМ   ОБРАЗОВАНИИЛекция. № 2  «Классификация здоровьесберегающих образовательных технологий.

Слайд 2 Что понимают под здоровьесберегающими образовательными технологиями?
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) -

система мер по охране и укреплению здоровья, формированию культуры здоровья

учащихся в учебно-воспитательном процессе, учитывающая специфику данного процесса, важнейшие характеристики образовательной среды и особенности школьников.
Что понимают под здоровьесберегающими образовательными технологиями? Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) - система мер по охране и

Слайд 3Педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?».
С позиций здоровьесбережения

ответ на вопрос «как учить?» будет таким: чтобы не наносить

вред здоровью учащихся и педагогов.

ЗОТ можно рассматривать:
как качественную характеристику любой образовательной технологии;
как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные образовательные технологии задачами здоровьесбережения.
Педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С позиций здоровьесбережения ответ на вопрос «как учить?» будет таким:

Слайд 4Целевые установки ЗОТ:
стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми;
учить их

ощущать радость от каждого прожитого дня;
показывать им, что жизнь -

это прекрасно;
вызывать у них позитивную самооценку.

Отличительные особенности ЗОТ:
отсутствие назидательности и авторитарности со стороны учителя;
приоритет воспитания, а не изучения культуры здоровья;
индивидуализация обучения;
наличие мотивации на здоровый образ жизни у учителя и учеников;
наличие у учащихся интереса к учебе, желания идти в школу;
«физкультминутки» на уроках;
осуществление гигиенического контроля.

Целевые установки ЗОТ:стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми;учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;показывать им,

Слайд 5 Какие «школьные» факторы негативно воздействуют на здоровье учащихся?
Очевидные факторы:
- перегрузка

учебных программ, интенсификация учебного процесса;
- несовершенство учебных программ и технологий;
-

авторитарный стиль преподавания;
- отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
- использование преимущественно обучающих технологий в ущерб воспитательным;
- недостаток двигательной активности учащихся;
- неправильное питание учащихся;
- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
- недостаточное финансирование школы.

Какие «школьные» факторы негативно воздействуют на здоровье учащихся? Очевидные факторы:- перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;-

Слайд 6Неочевидные факторы:
- низкая психологическая культура учебно-воспитательного процесса;
- недостаточная компетентность педагогов

в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;
- неграмотность учащихся в вопросах здоровья;
-

слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья;
- неблагополучное состояние здоровья учителей;
- недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.).

Неочевидные факторы:- низкая психологическая культура учебно-воспитательного процесса;- недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;- неграмотность учащихся

Слайд 7Среди перечисленных факторов педагогические факторы необходимо выделить особо. Это:
- стрессовый

характер авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема

учебной нагрузки);
- несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;
- несоблюдение физико-гигиенических требований к организации учебного процесса;
- отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.

Среди перечисленных факторов педагогические факторы необходимо выделить особо. Это:- стрессовый характер авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса (увеличение

Слайд 8 Почему личностно-ориентированные педагогические технологии являются здоровьесберегающими?
Личностно-ориентированные педагогические технологии предполагают, что

в центре образовательного процесса - личность ребёнка, и нацелены на

обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей.
В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Почему личностно-ориентированные педагогические технологии являются здоровьесберегающими? Личностно-ориентированные педагогические технологии предполагают, что в центре образовательного процесса -

Слайд 9Личностно-ориентированные педагогические технологии:
личностно-ориентированное обучение (Якиманская И. С.);
технология саморазвивающего обучения (Селевко Г. К.);


«педагогика сотрудничества»;
гуманно-личностная технология (Амонашвили Ш.А.);
игровые технологии;
технологии развивающего

обучения;
проблемное обучение;
технологии уровневой дифференциации;
проектные технологии;
коллективный способ обучения и др.

Личностно-ориентированные педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение (Якиманская И. С.); технология саморазвивающего обучения (Селевко Г. К.); «педагогика сотрудничества»; гуманно-личностная технология (Амонашвили Ш.А.); игровые

Слайд 10Педагогика сотрудничества
Эту технологию можно рассматривать, как создающую все условия для

реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Цель учителя

— разбудить внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности.

Важнейшая черта педагогики сотрудничества – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Педагогика сотрудничестваЭту технологию можно рассматривать, как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся

Слайд 11Технологии развивающего обучения
Разработаны отечественными учеными Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым

на основе на идеи Л.С. Выготского о том, что знания

являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся.

Сущность технологии - ориентация педагога на «зону ближайшего развития» ученика при построении индивидуальной образовательной программы. Это позволяет в максимальной степени учесть способности и возможности обучаемого, темпы его развития, влияние условий окружающей среды и др.

Технологии развивающего обученияРазработаны отечественными учеными Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым на основе на идеи Л.С. Выготского о

Слайд 12Технология уровневой дифференциации обучения
В основе технологии – дифференциация требований к

уровню освоения учебной программы, явное выделение учителем базового и повышенного

уровней.
У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более успешно работать с «трудными» детьми.
Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

Технология уровневой дифференциации обученияВ основе технологии – дифференциация требований к уровню освоения учебной программы, явное выделение учителем

Слайд 13Технология «раскрепощённого развития детей»
Отличительные особенности технологии:
1. Учебные занятия проводятся в

режиме
смены динамических поз, для чего
используется специальная мебель с

наклонной
поверхностью – парты и конторки. Часть
урока ученик сидит за партой, а часть – стоит
за конторкой (укрепляется позвоночник, формируется осанка);

2. Для упражнений на мышечную и зрительную координацию и на развитие внимания и быстроты реакции используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажёры - «бегущие огоньки»;

Технология «раскрепощённого развития детей»Отличительные особенности технологии:1. Учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется

Слайд 143. С целью расширения зрительных
горизонтов, целостного восприятия и
познания

мира на уроках применяется
специальный «Экологический букварь»
(картина-панно), распложенный на

одной из
стен класса и изображающий уходящую
в бесконечность местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность при обучении снижать нагрузку на зрение;

4. Для обучения письму применяются специальные художественно-образные прописи перьевой ручкой, формирующие художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз – рука»;

3. С целью расширения зрительных горизонтов, целостного восприятия и познания мира на уроках применяется специальный «Экологический букварь»

Слайд 15
5. Обязательным предметом
является детское хоровое пение,
основанное на народных

песнях
и классической музыке;


6. Предусмотрено введение раздельно-параллельного обучения мальчиков и

девочек. Это означает, что, учась в классах раздельно, они общаются друг с другом на переменах, в кружках, на совместных мероприятиях.

5. Обязательным предметом является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке;6. Предусмотрено введение раздельно-параллельного

Слайд 16 Как действовать учителю с позиций здоровьесбережения (или: какие ЗОТ выбирать

и когда их использовать)?
Аксиомой является соблюдение учителем следующего:
обеспечить/добиться обеспечения санитарно-гигиенического

состояния учебного помещения (освещение, проветривание, температурный режим и пр.);
следить за правильной позой учащегося во время занятий (при письме, при чтении, стоя);
проводить гимнастику («зарядку», «физкультминутки», «физкультпаузы») во время учебных занятий.

Как действовать учителю с позиций здоровьесбережения (или: какие ЗОТ выбирать и когда их использовать)? Аксиомой является

Слайд 17Самые продуктивные уроки - со второго по четвертый.
С целью

сохранения здоровья учащихся учитель должен учитывать не только очередность своего

урока, но и какой он по счету в классе.

В практической работе педагоги решают «задачу последних уроков», например, путем использования элементов технологии Шаталова:
работа в парах или малых группах, «вертушка» (активное передвижение учащихся из одной группы в другую);
использование двух досок, когда учащиеся совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем.

Самые продуктивные уроки - со второго по четвертый. С целью сохранения здоровья учащихся учитель должен учитывать не

Слайд 18Игровые технологии
Здоровьесберегающие. Помогают решать проблемы мотивации и социализации

учащихся.
В игре у растущего человека формируется мировоззрение, потребность

воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.
Игру (приемы игры) можно использовать на каждом уроке, особенно в младших классах.

Благотворно влияют на здоровье
детей использование методических
приемов, содержащих элементы
соревнования.

Игровые технологии  Здоровьесберегающие. Помогают решать проблемы мотивации и социализации учащихся.  В игре у растущего человека

Слайд 19Способствует укреплению здоровья учащихся выполнение практических заданий, в ходе которых

работают различные группы мышц, происходит развитие мелкой моторики рук.

При работе

с компьютерами следует соблюдать гигиенические нормы. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать:
для учащихся 1 классов – 10 минут,
для учащихся 2 - 5 классов – 15 минут,
для учащихся 6 - 7 классов – 20 минут,
для учащихся 8 - 9 классов – 25 минут,
для учащихся 10 - 11 классов: в первый
час учебных занятий – 30 минут,
во второй – 20 минут.
Работа с ПК должна
проводиться в индивидуальном
темпе.

Способствует укреплению здоровья учащихся выполнение практических заданий, в ходе которых работают различные группы мышц, происходит развитие мелкой

Слайд 20Учебные занятия обязательно должны включать «эмоциональные разрядки», цель которых –

снятие умственного напряжения, утомления учащихся.
«Эмоциональными разрядками» могут служить рассказ,

поговорка, высказывание, веселое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка и др. С позиций здоровьесбережения улыбку, искренний смех ученика можно сравнивать с «физкульминуткой».
В течение урока рационально проводить 2-3 «разрядки».

Учебные занятия обязательно должны включать «эмоциональные разрядки», цель которых – снятие умственного напряжения, утомления учащихся. «Эмоциональными разрядками»

Слайд 21Важным в здоровьесбережении учащихся является домашнее задание, его объем и

уровень сложности.
К домашнему заданию учитель должен относиться ответственно: соизмерять

объем и сложность с возможностями ученика.

В педагогической практике широко распространены «многоуровневые» домашние задания,
когда педагог предлагает учащимся
задания нескольких уровней, а ученик
самостоятельно выбирает его объем
по своим силам. Такие задания
способствуют и повышению учебной
мотивации ученика, и сохранению
его здоровья.


Важным в здоровьесбережении учащихся является домашнее задание, его объем и уровень сложности. К домашнему заданию учитель должен

Слайд 22 Какие упражнения целесообразно включать в «физкультминутки»?
В комплексы упражнений «физкультминуток», как

правило, включают упражнения для глаз и для скелетных мышц.

Общие

рекомендации:
физкультминутки проводятся на
20-й и 35-й минуте урока (в период
снижения работоспособности)
по 1 минуте и включают обычно
3 легких упражнения с 3-4
повторениями каждого;
- комплексы упражнений должны меняться.

Какие упражнения целесообразно включать в «физкультминутки»? В комплексы упражнений «физкультминуток», как правило, включают упражнения для глаз

Слайд 23В «физкультминутки» целесообразно включать дыхательные упражнения и элементы самомассажа.

Примеры:
Произношение гласных

звуков;

Гигиенический массаж;

Двигательные упражнения
для нормализации

дыхания
(«Задуть свечу», «Словить комара»,
«Огонь и лед», «Кулачки» и др.);

Упражнения, снимающие
напряжение и успокаивающие
нервную систему («После грозы», «На берегу моря» и т.д.)

В «физкультминутки» целесообразно включать дыхательные упражнения и элементы самомассажа.Примеры:Произношение гласных звуков; Гигиенический массаж; Двигательные упражнения

Слайд 24 Какие особенности/состояния учащихся требуют от учителя особого внимания?
Дезаптационные

. Особенности поведения ученика:
часто отвечает не по существу, не

может выделять главное;
долго переживает неудачи в течение урока;
с трудом настраивается на занятия после перемены;
при неожиданном вопросе учителя часто теряется;
долго выполняет любое задание, часто отвлекаясь;
требует к себе постоянного внимания со стороны учителя;
заметно томится на уроках, оживает только на переменах;
почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно;
затрудняется применять ранее усвоенные понятия, не имеет навыков.

Какие особенности/состояния учащихся требуют от учителя особого внимания?   Дезаптационные . Особенности поведения ученика: часто

Слайд 25Состояния физического дискомфорта. Некоторые признаки:
ученик простужен (возможные причины: несоблюдение температурного

режима в классах, сквозняки, нарушения гигиенических требований к проведению уроков

физкультуры);
ученик периодически покашливает («першение» в горле). Возможная причина - сухость воздуха в классах;
ученик жмурится, жалуется на резь в глазах (наиболее вероятная причина - напряжение зрения на уроках).

Состояние физического дискомфорта у учащихся может вызывать нарушение гигиенических условий учебного процесса (температурный режим, сухость воздуха, шум, освещение, неудобное положение тела, длительное выполнение однообразной работы и др.).

Состояния физического дискомфорта. Некоторые признаки:ученик простужен (возможные причины: несоблюдение температурного режима в классах, сквозняки, нарушения гигиенических требований

Слайд 26 По каким критериям можно судить о результативности применения ЗОТ?
Такими критериями

могут служить:
активная мыслительная деятельность учащихся;
обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной

деятельности и деятельности других;
мотивация познавательной деятельности;
обеспечение рефлексии и самоконтроля;
наличие самостоятельной работы.

По каким критериям можно судить  о результативности применения ЗОТ? Такими критериями могут служить:активная мыслительная деятельность

Слайд 27 «Секреты» здоровьесберегающих образовательных технологий: в чем они заключаются?
«Секреты» ЗОТ:
Доброты

(дарить добро каждому ученику);
Успешности (стремление дарить радость себе и другим);
Эффективности

(усилия всех педагогов должны быть направлены на создание здоровьесберегающего образовательного пространства);
Результативности (в формировании культуры здоровья учащихся);
Соответствия (результаты
создаваемого должны отслеживаться);
Истинности (любовь педагога
к своему профессиональному делу).
«Секреты» здоровьесберегающих образовательных технологий: в чем они заключаются? «Секреты» ЗОТ: Доброты (дарить добро каждому ученику);Успешности (стремление

Слайд 28 Подведем итог: что следует помнить учителю?
Ребенок должен постоянно ощущать себя

счастливым. Помогите ему в этом!

2. Каждый урок должен оставлять в

душе ребенка положительные эмоции.

3. На уроке дети должны испытывать не только интерес, но и ощущение комфорта, защищенности.




Подведем итог: что следует помнить учителю? Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым. Помогите ему в этом!2.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика