Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 74 – детский сад
комбинированного вида
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР
Слайд 2 Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения
– одна из приоритетных задач педагогики.
Сохранение и укрепление здоровья
особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Слайд 3Здоровьесберегающая технология
это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие
всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на
всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Слайд 4Основные задачи здоровьесберегающих технологий в системе ОНР:
способствовать максимально полноценному раскрытию
общих и речевых возможностей детей в русле развивающей педагогики оздоровления;
создать
в ДОУ предметно-пространственную среду психолого-педагогического и логопедического сопровождения дошкольника;
содействовать успешной социализации детей посредством развития коммуникативных умений и навыков;
повышать психолого-педагогическую культуру и воспитательную компетентность родителей по общему и речевому развитию дошкольников;
воспитывать у детей ценностное отношение к себе, своему здоровью, окружающему миру и людям.
Слайд 5Выделяют три группы технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические
паузы, подвижные и спортивные игры, логоритмика, релаксация, гимнастика пальчиковая, артикуляционная
гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая (пробуждения), гимнастика корригирующая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: НОД по физической культуре, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).
3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Слайд 6Познавательно-речевое направление
самомассаж активных точек;
динамические паузы;
релаксационные минутки;
пальчиковая гимнастика.
Слайд 7Физкультурно-оздоровительное направление:
дыхательная гимнастика.
мимические разминки.
оздоровительные дорожки;
упражнения по профилактике плоскостопия, осанки,
зрения;
пальчиковая гимнастика;
аквапроцедуры.
Слайд 8Художественно-эстетическое направление
логопедическая ритмика
театрализованная деятельность
ручной труд
Слайд 9Семейное воспитание
Вовлечение родителей в орбиту здоровьесберегающей деятельности через интересные
формы взаимодействия и ознакомления их с методами и приёмами работы
с детьми.
Результатом такого общения стало понимание семьей необходимости объединить усилия для выработки единой педагогической линии в интересах ребенка.
Слайд 10Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции общего недоразвития речи в МБДОУ
№ 74
Слайд 11Дыхательная и артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает
выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение
выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность.
Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие
Слайд 12Гимнастика для глаз
Цель: профилактика нарушений зрения. Снятие напряжения, нагрузки.
Нагрузка
на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только
во время сна.
Слайд 13Гимнастика пробуждения
Помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.
Во время ее проведения целесообразно включать музыкальное сопровождение.
Выполняется ежедневно
после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.
Оказывает закаливающий эффект.
Слайд 14Релаксация
Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей
и целей, педагог определяет интенсивность технологии.
Можно использовать спокойную классическую
музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Слайд 15Динамические паузы
Во время НОД, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать
в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида деятельности. Создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение.
Слайд 16Гимнастика корригирующая
Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления
мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечнососудистую,
дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.
Слайд 17Самомассаж
Самомассаж является одним из средств лечебно-профилактической работы, наиболее полно влияет
на здоровье и самочувствие каждого
Упражнения игрового массажа и самомассажа
в сочетании с пальчиковыми упражнениями (совокупность движений тела, мелкой моторики рук), в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему.
Слайд 18Пальчиковая гимнастика
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений
руки. Рука, пальцы, ладони — едва ли не главные органы,
приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы ребёнку. Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное — развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка.
Слайд 19Ниткография
Используя этот приём, можно решить следующие задачи: совершенствование зрительного
восприятия, развитие зрительно-моторной координации, формирование плавности и точности движений, подготовка
руки к письму, закрепление навыков рисования, развитие мелкой моторики и воображения, а также связной речи ребёнка. Ведь используя данный приём закрепляются не только навыки изобразительной деятельности, но и расширяются знания детей по основным лексическим темам.
Слайд 20Су-джок
Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на
традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Сочетание су-джок
терапия и таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а так же оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях
Слайд 23Ожидаемый результат
повысить сопротивляемость организма у детей, значительно уменьшить число часто
болеющих детей;
значительно повысить речевую активность и коммуникативную направленность речи;
повысить социальную
активность, что подтверждается участием детей в городских и районных мероприятиях;
включить всех родителей в единый воспитательно-образовательный процесс, что значительно повысило его эффективность.