Слайд 2Лекция Х. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ
Слайд 3Вопросы лекции:
§ 10.1. Общее понятие управления в области использования и
охраны земель: формы методы и принципы управления.
§ 10.2. Виды
управления в области использования и охраны земель.
§ 10.3. Понятие мониторинга земель: виды, задачи, структура, классификация.
§ 10.4. Землеустройство: понятие, виды, характеристика.
§ 10.5. Характеристика землеустроительной документации.
§ 10.6. Характеристика государственного кадастрового учета.
§ 10.7. Кадастровое дело и его структура.
§ 10.8. Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд.
§ 10.9. Надзор (контроль) за соблюдением земельного законодательства.
Слайд 4
Управление в области использования и охраны использования земель – деятельность,
направленная на организацию рационального использования и охрану земли как компонента
окружающей природной среды, средства производства, пространственно-операционного базиса, объекта имущественных отношений.
Слайд 5Виды управления:
по общим признакам:
социально-экономическое,
политическое,
экологическое − управление в области
охраны и использования окружающей среды и отдельных ее компонентов, основных
из которых является земля;
по уровню управления:
Государственное (федеральное и региональное),
муниципальное,
общественное
управление субъектами хозяйствования.
Слайд 6Формы управления:
правовые и организационные;
нормативные и индивидуальные акты;
коллегиальные
и индивидуальные,
регулятивные и охранительные,
материальные и процессуальные.
Методы управления:
организационные;
экономические;
административные.
Слайд 7Принципы экологического управления
(ст 3. ФЗ «Об охране окружающей среды):
соблюдение
права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно
обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
Слайд 8платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
независимость контроля в области
охраны окружающей среды;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность
оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения в соответствии с законодательством РФ проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
Слайд 9допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя
из требований в области охраны окружающей среды;
обеспечение снижения негативного воздействия
хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
сохранение биологического разнообразия;
обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
Слайд 10запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для
окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к
деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
международное сотрудничество РФ в области охраны окружающей среды.
Слайд 11Основные госорганы
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (Министерство
экономического развития РФ).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)
(Министерство экономического развития РФ).
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (Министерство природных ресурсов и экологии РФ).
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) (Министерство природных ресурсов и экологии РФ).
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) (Министерство сельского хозяйства РФ).
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Слайд 13Мониторинг земель
выступает составной частью экологического мониторинга и представляет собой
систему наблюдений за состояние окружающей среды, оценки и прогноза изменений
состояния окружающей природной среды под влиянием природных и антропологических факторов.
Слайд 14Мониторинг земель регламентируется:
ст. 67 ЗК РФ,
Положением об осуществлении государственного
мониторинга земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г.
№ 846.
Регулирование деятельности в сфере ведения мониторинга осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Слайд 19Мониторинг включает в себя
(п. 4 Положения):
а) сбор информации о состоянии
земель в РФ, ее обработку и хранение;
б) непрерывное наблюдение за
использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;
в) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.
Слайд 22Спутник экологического
мониторинга
Слайд 27Лаборатории наземного мониторинга
Слайд 32Основные НПА о землеустройстве
ЗК РФ. Глава 11.
ФЗ от 18 июня
2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве».
Положение о согласовании и утверждении землеустроительной
документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 514.
Постановление Правительства РФ от 30 июля 2009г. №621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению».
Слайд 37Виды землеустроительной документации
генеральная схема землеустройства территории РФ, схема землеустройства
территорий субъектов РФ, схема землеустройства МО, схемы использования и охраны
земель;
карты (планы) объектов землеустройства;
проекты внутрихозяйственного землеустройства;
проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;
материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;
тематические карты и атласы состояния и использования земель.
Слайд 38Карта (план) объекта землеустройства
Карта (план) объекта землеустройства является документом,
отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта
землеустройства и иные его характеристики.
Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(Ст. 20 ФЗ «О землеустройстве»)
Слайд 40Тематические карты и атласы состояния и использования земель
Тематические карты и
атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них
характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.
(Ст. 21 ФЗ «О землеустройстве»)
Слайд 42Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого
объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы:
1) титульный
лист;
2) оглавление;
3) пояснительная записка;
4) сведения государственного земельного кадастра о земельном участке (участках) в форме кадастровой карты (плана) земельного участка (территории);
5) задание на выполнение работ;
6) копия документа, удостоверяющего права на землю, или правоустанавливающего документа;
7) технический проект;
8) документы, подтверждающие факт извещения (вызова) лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания;
9) доверенности уполномоченных лиц на участие в межевании;
10) акт (акты) согласования границ объекта землеустройства;
11) каталоги (списки) координат межевых знаков объекта землеустройства в местной системе координат;
12) абрисы на межевые знаки*(186);
13) карта (план) границ объекта землеустройства;
14) кадастровый паспорт.
Слайд 50Государственный кадастровый учет
Слайд 51Основные НПА
Ст. 70 ЗК РФ;
ФЗ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О
государственном кадастре недвижимости»;
Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, утв. Приказом Минюста
РФ от 20 февраля 2008 г. № 35;
Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ и др. для специальных видов земель.
Слайд 53Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по
внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые
подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений о недвижимом имуществе.
Слайд 54Государственный кадастр недвижимости (ГКН) является систематизированным сводом сведений об учтенном
недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ,
о границах между субъектами РФ, границах МО, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных сведений.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Слайд 55ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ»
Слайд 56В ГКН вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
1)
вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного
строительства);
2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;
6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Слайд 571) реестра объектов недвижимости;
2) кадастровых дел;
3) кадастровых карт.
ГКН состоит из
содержащих такие сведения разделов:
Слайд 58Реестр объектов недвижимости представляет собой документ, в котором содержатся записи
об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в
государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах.
Слайд 60Субъект РФ
Администр.-территор. единица
Слайд 65Кадастровые дела представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на
основании которых внесены соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.
Слайд 73Резервирование на срок не более 7 лет:
Слайд 74Резервирование на срок не более 20 лет:
Слайд 77Приказ Минсельхоза РФ от 7 сентября 2009 г. N 411 "Об утверждении
Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору
государственной функции по осуществлению государственного земельного контроля"