Слайд 1Жанры изобразительного искусства
Слайд 2План:
Жанры в скульптуре: портрет, анималистический жанр, композиции-ансамбли, комплексы, мемориалы.
Разновидности медальонного искусства: монеты, медали, эмблемы, значки.
Скульптура малых форм
(мелкая пластика): жанровые статуэтки (статуарная пластика); народная игрушка, гончарное искусство.
Белорусские скульпторы. Размытость жанра в современном искусстве.
Слайд 31.
Скульптура. Это вид изобразительного искусства, дающий объемное, пространственное изображение объектов,
преимущественно – человека (голова, бюст, торс, статуя, ск-ная группа).
Основным художественным средством скульптуры – осязательный, реальный объем. Цвет применяется в ней очень ограниченно и условно.
Слайд 4
Лаконичность скульптуры связана с тем фактом, что она практически лишена
сюжетности и повествовательности. Поэтому ее можно назвать выразителем отвлеченного в
конкретном. Легкость восприятия скульптуры - только кажущаяся. Скульптура символична, условна и художественна, а значит сложна и глубинна для восприятия.
Слайд 5
Пожалуй, скульптура — самое древнее изобразительное искусство. Различные формы скульптуры
существовали у всех народов мира с давних времён. У скульптуры
есть свои особенности, благодаря которым она популярна по сей день.
Главные жанрыГлавные жанры скульптуры — портретГлавные жанры скульптуры — портрет, исторические, мифологические, бытовые, символическиеГлавные жанры скульптуры — портрет, исторические, мифологические, бытовые, символические, аллегорическиеГлавные жанры скульптуры — портрет, исторические, мифологические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр (изображение животных).
Слайд 6
Самый популярный жанр в скульптуре – портрет. Развитие портретного жанра
в скульптуре идет практически параллельно с представлениями о роли личности
в истории. В зависимости от этого понимания портрет становится то более реалистичным, то идеализированным. Формы портрета в истории были разнообразными: маски мумий, римский бюст. Портрет стал разделяться по назначению: парадный и камерный.
Слайд 7
Анималистический жанр развивается в скульптуре еще раньше, чем портрет. Но
настоящее развитие он получает с крушением антропоцентрических представлений о мире
и осознании человеком единой материальности мира.
Слайд 8
Особое место в скульптуре получает жанр фрагмента – отдельных частей
тела человека. Скульптурный фрагмент возникает на основе коллекционирования фрагментов античных
статуй и развивается как самостоятельное явление, обладающее новыми художественно-эстетическими возможностями для выражения содержания, в котором нет заданного сюжета, а есть только пластический мотив. Родоначальником этого жанра считают О. Родена.
Слайд 9
Исторический жанр связан с отражением конкретных исторических событий и рассказом
об их участниках. Чаще всего этот жанр реализует себя в
монументальных формах.
Слайд 10
Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью
идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами.
Мемориал – архитектурное сооружение, служащее
для увековечивания памяти кого-либо или чего-либо.
Слайд 11
Мемориальный ансамбль – это несколько сооружений, образующих вместе единую архитектурную
композицию, возводимые в честь отдельных лиц и событий.
Мемориальная доска
– памятная доска с надписью, увековечивающая знаменательное событие в истории края или в жизни выдающихся людей.
Слайд 12
Мемориальный комплекс (парк) – территория, на которой размещены монументальные, архитектурные
сооружения – скульптурные группы, обелиски, памятники. Для парка характерна строгая
регулярная планировка, включение крупных партеров и широких аллей.
Слайд 13
Обелиск – вид памятника, граненый, суженный кверху столб с заостренной
пирамидальной верхушкой.
Памятник (монумент) – архитектурный или скульптурный памятник, сооруженный в
честь значительного исторического события или выдающегося деятеля.
Постамент – архитектурное основание произведения скульптуры.
Слайд 14
Монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов
(атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура).
Слайд 152.
Медаль (фр. medaille, лат. metallum) — металлический знак, чаще круглой
формы, с выпуклыми изображениями в память события или лица. Различают лицевую (аверс),
оборотную (реверс) и грань (гурт) стороны медали.
Медальерика — вспомогательная историческая дисциплина; изучает возникновение и историю медали, становление и развитие медальерного искусства, использует отдельные медали и медальерные комплексы как исторические источники для исследования событий прошлого, жизни и деятельности выдающихся людей, а также изучения истории искусства.
Слайд 16
В России медали появились в XV в. К концу XIX
— началу XX в. медальерное производство достигает расцвета.
После Великой Октябрьской
социалистической революции мастера и художники-медальеры продолжали развивать медальерное искусство. Однако регулярный выпуск медалей начался с 1955 г.
Слайд 17
Продолжая и развивая традиции, сложившиеся в этом производстве, мастера постепенно
совершенствуют свое мастерство, осваивают новые материалы. В последнее время для
изготовления медалей и барельефов широко используют гипс.
Металлические медали выполняют методом литья и штамповки с последующим анодированием (под золото, серебро, медь), оксидированием, лакированием, покрытием эмалями, раскраской и другой отделкой.
Слайд 18
Существуют медали: памятные (наиболее распространены); государственные награды; наградные за достижения
в науке, культуре, литературе, экономики и т. д., присуждаемые общественными организациями, университетами,
творческими союзами, клубами, ассоциациями и т. д.; художественные, то есть являющиеся произведением искусств, но не посвящённые какому-либо событию или личности.
Слайд 193.
Мелкая пластика (древние глиптики – резьба на полудрагоценных минералах; резьба
по кости; фигурки из разных материалов, амулеты и талисманы; медали
и т.д.);
- скульптура малых форм (статуэтки до полуметра жанровой тематики, предназначенные для интерьеров и рассчитанные на камерность восприятия);
К скульптуре малых форм относятся жанровые статуэтки, настольные портретные изображения, игрушки.
Слайд 20Виды керамики
В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный
или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды тонкой керамики
— фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика. Основной вид грубой керамики — гончарная керамика.
Слайд 21
Фарфор имеет плотный спекшийся черепок белого цвета, при постукивании издает
высокий мелодичный звук, в тонких слоях может просвечивать. Глазурь не
покрывает край борта или основание изделия из фарфора. Сырье для фарфора — каолин, песок, полевой шпат и другие добавки.
Фаянс имеет пористый белый черепок с желтоватым оттенком. Фаянс применяется для производства столовой посуды повседневного использования. Сырье для производства фаянса — беложгущиеся глины с добавлением мела и кварцевого песка.
Слайд 22
Полуфарфор по свойствам занимает промежуточное положение между фарфором и фаянсом,
черепок белый, используется в производстве посуды.
Майолика имеет пористый черепок, изделия
имеют гладкую поверхность, блеск, малую толщину стенок, покрываются цветными глазурями и могут иметь декоративные рельефные украшения. Для изготовления майолики применяется литьё. Сырье — беложгущиеся глины (фаянсовая майолика) или красножгущиеся глины (гончарная майолика), плавни, мел, кварцевый песок.
Слайд 23
Гончарная керамика имеет черепок красно-коричневого цвета (используются красножгущиеся глины), большой
пористости. Изделия могут покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками
— ангобами. Кухонная и хозяйственная посуда, декоративные изделия.
Слайд 244.
Фонд белорусской скульптуры относительно невелик в сравнении с другими белорусскими
коллекциями. На сегодняшний день он насчитывает более 680 экспонатов. Формирование
фонда началось в 1939 году и своего расцвета достигло в 1970-е годы. Хронологические границы фонда укладываются в столетие. Самое раннее произведение – гипсовая медаль М. Керзина “Плодородие” 1913–1914 гг. Общий характер и особенность фонда – это то, что коллекция на 80% состоит из произведений 1950-х–1980-х гг.
Слайд 25
Коллекция белорусской скульптуры представлена 112 авторами. Это восемь поколений художников-скульпторов.
Старейшие из них: М. Керзин, И. Дроздович, А. Бразер, А.
Грубе, М. Айзенштадт. Их произведения – уникальные экспонаты белорусской скульптуры.
Слайд 26
Основу коллекции составляет творчество семи классиков белорусской скульптуры, которые наиболее
полно представлены в нашем собрании: А. Бембеля, З. Азгура, А.
Глебова, С. Селиханова, С. Вакара, Г. Муромцева, А. Аникейчика. Произведения перечисленных художников разнообразны по времени создания, темам, образам, жанрам и дают возможность проследить эволюцию их творчества.
Слайд 27
В коллекции представлены и другие скульпторы, принадлежащие к разным поколениям
и разным художественным направлениям в истории белорусского ваяния: А. Заспицкий,
Н. Кондратьев, Л. Гумилевский, И. Миско, Н. Яковенко, В. Гросс, В. Летун, А. Шатерник, Л. Давиденко, В. Слободчиков, С. Горбунова, А. Бочкарев, Э. Астафьев, А. Финский, А. Метлицкий и другие. Творчество этих художников в совокупности с другими формирует картину перемен и тенденций в искусстве второй половины ХХ века.
Слайд 28
В последнее время в нашей коллекции появились произведения художников поколения
1990-х годов – В. Янушкевича, С. Гумилевского, О. Варвашени, К.
Селиханова.