Слайд 1«Жил такой парень.
В.М.Шукшин»
25 июля 2020 года исполняется 91 год со
дня рождения Василия Шукшина, русского писателя, кинорежиссера, сценариста, актера.
Покровская сельская
библиотека
Слайд 2Василий Макарович Шукшин – выдающийся деятель советского кинематографа и прозы,
которого считают уникальным явлением не только в отечественной, но и
в мировой культуре. В своих произведениях он с тонкой иронией, понятно и искренне рассказывал о жизни простых людей, писал о настоящем русском селе без прикрас, заслужив всенародную любовь и сумев глубоко проникнуть в эту загадочную русскую душу. Лучшими в его актерской карьере считаются роли в кинопроектах Сергея Бондарчука «Они сражались за родину», Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими», Сергея Герасимова «У озера», а также в картинах собственного авторства «Калина красная» и «Печки-лавочки». В творческой копилке гениального кинематографиста – два романа, три повести и три пьесы, больше ста двадцати рассказов, пять кинофильмов и двадцать семь ролей в кино. За самобытный и яркий талант кинорежиссера, актера и литератора он был удостоен целого ряда наград, включая Госпремию СССР и звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Слайд 3Будущий светоч народного искусства был рожден 25 июля 1929 года
на Алтае, в селе Сростки. Его родители, 17-летний Макар Шукшин
и 20-летняя Мария (в девичестве Попова), были крестьянами. Спустя два года у них появилась также дочь, которую назвали Натальей
Молодые люди вошли в колхоз, но жили очень бедно, туго, недоедали даже дети. В печально известном 1933, в период массовых репрессий, главу семьи арестовали, этапировали в Барнаул и вскоре расстреляли. Ему был 21 год.
Слайд 4После случившегося мать растила детей одна, затем снова вышла замуж
и начал жить с Павлом Николаевичем Куксиным. Отчима Василий очень
уважал, в воспоминаниях он называл его «человеком редкого сердца». В 1939 году мужчина перевез семью в Бийск.
Слайд 5Когда началась война, Шукшины вернулись в Сростки, а отчим ушел
на фронт и через год погиб. Так в 14 лет
Василий остался единственным мужчиной и кормильцем в семье. Он был отправлен к дяде-бухгалтеру из Онгудая перенимать опыт, но счетное искусство ему не давалось. В итоге он окончил семилетку и два года учился в Бийском автомобильном техникуме (ныне Бийский государственный колледж), но окончить его не сумел – надо было помогать выжить матери и сестре.
Слайд 6После окончания техникума Шукшин был принят в колхоз села Сростки,
трудился с рассвета дотемна, а в 1946 году покинул родное
село. Было грустно и немного страшно. Мать проводила меня за село, села на землю и заплакала. Я понимал: ей больно и тоже страшно, но еще больней, видно, смотреть матери на голодных детей. Еще там оставалась сестра, она маленькая. А я мог уйти. И ушел. Он перепробовал много рабочих специальностей, объездил множество городов, жил трудно, голодал. Был рабочим на строительстве турбинного завода, трудился на тракторном заводе, в разное время был также слесарем, такелажником. Василий не боялся труда – с раннего детства он помогал матери в хозяйстве
Слайд 7В 1949 году, работая на стройке в районе поселка Бутово
Московской области, был призван в армию. После «учебки» Василий служил
радистом в одной из частей Черноморского флота в Севастополе, где свет увидели его первые литературные работы. В январе 1953 года у него открылась язва желудка, и из армии его комиссовали.
Слайд 8Вернувшись домой, Шукшин сел за учебники и сдал школьные экзамены.
По русскому языку он получил якобы «тройку», но, несмотря на
это обстоятельство и на отсутствие профильного образования, уже через несколько месяцев его пригласили преподавать родной язык и литературу в местную вечернюю школу трудовой молодежи
Вскоре его назначили исполнять и обязанности директора. Молодому руководителю приходилось самому решать массу организационных и хозяйственных вопросов: он искал учителей, доставал керосин, дрова, сам их колол, выступал с лекциями, убеждая колхозников получать среднее образование. Шукшина звали секретарем в райком, сулили обучение в партийной школе и ежегодный отпуск, но он не пошел – его манило совсем другое.
Слайд 9В стремлении к достижению успеха на литературном поприще 25-летний сибиряк
отправился в Москву. Он собирался стать студентом Литинститута, но оказалось,
что одним из условий поступления являлось наличие у абитуриентов опубликованных работ. У Шукшина публикаций не было. Тогда он решил пойти в вуз историко-архивный. Однако, по легенде, после случайного знакомства с земляком, легендарным кинорежиссером и педагогом Иваном Пырьевым, по его совету Шукшин подал документы во ВГИК на режиссерское отделение. Подготовка Шукшина была слабой, но за сочинение под названием «Что делается во ВГИКе в эти дни» он сумел заслужить оценку «отлично». На устных же экзаменах вступительную комиссию возмутило его признание в том, что он не читал «Войну и мир» (по другой версии – «Анну Каренину»).
Слайд 10Но бойкий паренек из глубинки объяснил, что ему было недосуг
читать такие толстые книжки: надо было колоть и складировать дрова,
топить печь, чтобы детишки не замерзли в школе. Благодаря искренности и простоте его якобы тут же приняли в престижнейшее учебное заведение (где конкурс был больше ста человек на место). Как бы там ни было, он стал студентом мастерской Михаила Ромма, настоявшего на приеме молодого таланта. Примечательно, что мэтр взял к себе тогда и другого знакового режиссера тех лет – Андрея Тарковского. По слухам, первоначально их обоих не хотели брать в институт: нелепого алтайского самородка – за то, что был «больно уж дремуч», а Тарковского – за то, что «слишком много знал». Эти две неординарные противоположности якобы впоследствии конкурировали. В итоге Василий стал поистине народным творцом, а Андрей – иконой мирового артхауса. На втором году обучения Шукшин дебютировал как актер в центральной роли Оле Андресона в учебной киноленте Андрея Тарковского «Убийцы», поставленной по одноименному произведению Хемингуэя. Кроме этого, он сыграл небольшую, эпизодическую роль матроса в картине Сергея Герасимова «Тихий Дон»
Слайд 11В тот же период Шукшин стал членом КПСС, скрыв сведения
об аресте и расстреле отца. В анкетах на вопросы о
родственниках он всегда указывал только мать, ее второго мужа и сестру. Но в 1956 Шукшина-старшего реабилитировали посмертно, и Василий очень переживал из-за того, что всегда стыдился, как выяснилось, ни в чем не повинного отца. В 1957 Марлен Хуциев (якобы по совету того же Тарковского) пригласил Шукшина поработать над картиной «Два Федора», где повествовалось о вернувшемся с войны солдате и его тезке мальчишке-беспризорнике. Вначале сибиряк был ассистентом режиссера, но в итоге оказался утвержденным и на ключевую роль. Премьеру ленты Шукшин чуть не пропустил, будучи задержанным милицией (он часто хулиганил и ввязывался в драки, так что его нередко забирали в участок). Спас ситуацию режиссер, уговоривший представителей закона отпустить талантливого дебошира.После премьеры критики отмечали «предельную натуральность», душевность и жизненную убедительность игры начинающего актера. Шукшина стали активно приглашать сниматься в кино. В 1959 он появился в главной роли рабочего Андрея Низовцева в киноповести «Золотой эшелон», спустя год – в картине «Простая история», где сыграл молодого мужика Ивана Лыкова, затем предстал в образе председателя колхоза в драматичной ленте «Когда деревья были большими», участвовавшей в кинофестивале в Каннах.
Слайд 12В 1959 Шукшин сдал выпускные экзамены, но диплом не получил,
так как из-за постоянной занятости на съемках не закончил итоговую
работу. Но в 1960 его дипломная короткометражка о работе алтайского райкома партии в жаркий период летней страды «Из Лебяжьего сообщают» была готова. Он выступил в ней не только в качестве режиссера, но и автора сценария и исполнителя одной из ключевых ролей, заслужив оценку «отлично».
63 молодой дипломированный специалист приступил к созданию своей первой киноповести «Живет такой парень». В основу ее сюжета он взял свои же рассказы. Для съемок писатель и режиссер пригласил состоявшихся и будущих отечественных звезд – Родиона Нахапетова, Нину Сазонову, Леонида Куравлева, сыгравшего центральную роль шофера Колокольникова. Лента получила восторженные отклики публики и критиков, а также главный приз на Венецианском кинофестивале в конкурсе детских и юношеских фильмов.
Слайд 13В 1965 году вышел второй фильм Шукшина «Ваш сын и
брат», сценарий для которого он вновь скомпилировал на основе своих
рассказов («Змеиный яд», «Степка», «Игнаха приехал»). Лента, где он отобразил «мир интеллигенции» в представлении сельского жителя, вышла в прокат рекордным тиражом в 1164 копии, но вызвала противоречивые отзывы. По мнению одних, она была слишком поверхностной, по мнению других – ознаменовала рождение в отечественной культуре нового направления: «деревенского» кинематографа, подобного «деревенской прозе» в литературе.
Слайд 14После этого Василий Макарович приступил к написанию сценария кинопроекта о
Стеньке Разине «Я пришел дать вам волю», признанного кинодраматургами смелым,
глубоким и самым значительным сценарием 1967 года. Однако разрешения на производство фильма с глубочайшим историческим контекстом он не получил. Следующая киноработа режиссера «Странные люди», созданная им по собственным рассказам «Чудик», «Миль пардон, мадам!» и «Думы», была подготовлена к прокату в 1969, но премьера состоялась только год спустя – из-за затянувшейся корректировки содержания фильма цензурой. В прокате лента провалилась, автор считал ее своей неудачей, хотя ряд критиков уже тогда назвал фильм «недооцененным».
Шукшин оставался востребованным и как актер, получал множество предложений о съемках. В 1970 он перевоплотился в маршала Конева в киноэпопее Юрия Озерова «Освобождение», затем сыграл ключевого персонажа – руководителя целлюлозно-бумажного комбината – в мелодраме «У озера» Сергея Герасимова. За эту киноработу, признанную наилучшим фильмом года читателями «Советского экрана», Шукшин и его коллеги (Олег Жаков и Наталья Белохвостикова), а также режиссер получили Госпремии СССР.
Слайд 15Спустя два года была выпущена в прокат четвертая лента выдающегося
кинематографиста – комедия «Печки-лавочки», рассказавшая о поездке на курорт супружеской
пары из глухой деревни. Сценарий он вновь создал сам, а также перевоплотился в главного героя – Ивана Расторгуева. Вначале режиссер хотел пригласить на эту роль Леонида Куравлева, но тот отказался, посоветовав ему самому ее сыграть. Василий так и сделал.
Его экранную супругу Нюру играла реальная – Лидия Федосеева-Шукшина. В актерский ансамбль картины, которую Шукшин на тот момент считал лучшей своей работой, также входили Георгий Бурков, Всеволод Санаев, Зиновий Гердт. Кинокритики практически единодушно высоко оценили сценарий, режиссуру и актерское мастерство автора.
Слайд 16Следующая, вышедшая на экраны в 1974 году работа – «Калина
красная» – оказалась поистине триумфом Шукшина. Она была удостоена главного
приза на Всесоюзном фестивале кино в городе Баку и на Берлинском кинофестивале, в Польше стала победителем конкурса «Варшавская сирена», в Югославии завоевала приз Fest-1975.
Читателями журнала «Советский экран» картина была признана самым значимым фильмом года. По версии того же издания Шукшин за исполнение ключевой роли бывшего заключенного Прокудина, решившегося покончить с воровским ремеслом, стал лучшим актером года. Эмоциональную, полную реализма драму, где душевно и сильно сыграли также Лев Дуров, Георгий Бурков и жена режиссера Федосеева, посмотрели более 60 млн. жителей СССР.
Слайд 17Тогда же, несмотря на неважное самочувствие, актер принял предложение Сергея
Бондарчука сняться в его исторической драме «Они сражались за родину»,
созданной по известному произведению Михаила Шолохова и удостоенной впоследствии Госпремии. Он сыграл центральную роль солдата-весельчака Петра Лопахина, на деле оказавшегося искренним патриотом, глубоко переживавшим за свою страну.
Слайд 18Литературная жизнь
В бытность студентом актер заявил о себе и как
о писателе – по совету наставника Михаила Ромма он предлагал
свои литературные труды редакциям различных периодических изданий. В 1958 в популярном литературно-художественном журнале «Смена» впервые появилась его работа – это был рассказ «Двое на телеге».
Через четыре года увидела свет и первая книга будущего большого писателя «Сельские жители». Затем художественная проза Шукшина заинтересовала альманах «Новый мир», на страницах которого были опубликованы произведения «Гринька Малюгин» и «Классный водитель». А в 1965 в литературном журнале «Сибирские огни» вышел первый роман Шукшина «Любавины», рассказавший о событиях, которые происходили в глухой сибирской деревне в годы Гражданской войны и коллективизации.
Слайд 19Работы писателя вошли в авторские сборники «Там, вдали», вышедший в
издательстве «Советский писатель» в 1968, и «Земляки», опубликованный в 1970.
Спустя год издание «Сибирские огни» напечатало его роман «Я пришел дать вам волю», созданный параллельно со сценарием картины, снять которую ему, увы, не удалось
В 1973 вышла подборка рассказов «Характеры», в 1974 – «Точка зрения», «До третьих петухов», где Василий Шукшин продолжил тонкое исследование народных характеров. Лучшими рассказами Шукшина называют среди прочих «Крепкий мужик» (про тракториста, снесшего деревенскую церковь), «Мой зять украл машину дров» (в ктором приоткрыт секрет русского самосознания), «Охота жить» (о прощении всего живого таежным охотником). В своем творчестве Шукшин подарил русской литературе много колоритных персонажей. У Шукшина были друзья среди известных литераторов – Некрасов, Ахмадулина, Белов, убеждавший его: «Бросай киношку, ты же писатель».
Слайд 20Семейная жизнь
Первой избранницей легендарного режиссера была красавица Мария Шумская. Они
познакомились, когда ей было 14 лет, а ему 15, после
его отъезда Москву они переписывались, а в 1955 стали мужем и женой. Он приехал домой на каникулы, окончив первый курс ВГИКа, а она работала в местной школе учительницей, и былые чувства напомнили о себе.
Брак не сложился – жена не захотела ехать с ним в столицу. А Василий встретил в Москве новую любовь и в 1957 решил подать на развод. Однако Мария была против. Тогда он нашел выход – «потерял» паспорт со штампом о регистрации их брака.
Слайд 21В 1960году в фильме «Простая история» недавний студент не смог
устоять перед обаянием своей партнерши Нонны Мордюковой. У них начался
роман. Несмотря на искренние чувства, актриса не стала уходить от своего мужа Вячеслава Тихонова. Позже она признавалась, что именно «Васенька» был главной любовью на съемках картины ее жизни.
Слайд 22В 1963 году актер женился на журналистке Виктории Софроновой, дочери
писателя и главного редактора журнала «Огонек» Анатолия Софронова. Спустя год
он навестил мать с ней, уже ждавшей ребенка, вновь просил Шумскую о расторжении брака, но снова безрезультатно. В 1965 родилась первая дочь писателя – Екатерина, ставшая впоследствии переводчиком.
Слайд 23В период с 1964 по 1967 гг. Шукшин жил с
артисткой Лидией Александровой (Чащиной), игравшей Настю в проекте «Живет такой
парень». По словам девушки, у нее остались крайне негативные воспоминания о великом режиссере – из-за лжи, что он холост, пьянства и постоянных измен.
Слайд 24В частности, у него была связь с Беллой Ахмадулиной, также
снимавшейся в его первом фильме, и романтические отношения с будущей
женой Лидией Федосеевой во время совместной работы над картиной «Какое оно, море?».
В 1967 у них с Лидией появилась общая дочь Мария, через год – Ольга. Семейный союз актеров со временем стал и творческим – они вместе играли в его лучших проектах «Печки-лавочки» и «Калина красная». Обе дочери продолжили дело родителей и стали актрисами.
Слайд 25
Выдающийся деятель киноискусства ушел из жизни в расцвете творческих сил,
на пике славы – ему было всего 45 лет. Шукшин
не щадил здоровье, всегда целиком отдавал себя съемочному процессу, хотя его постоянно мучили приступы язвенной болезни. В 1974, во время работы над ролью бойца Лопахина в ленте «Они сражались за родину», он, как и другие актеры, жил на теплоходе «Дунай». В октябре съемки завершились, осталось доснять только несколько эпизодов. Утром второго числа его ожидали на последнюю досъемку. Когда Шукшин не вышел из каюты, к нему зашел Георгий Бурков и обнаружил на кровати тело без признаков жизни.
По заключению врачей причиной трагедии стала сердечная недостаточность. Однако вдова актера утверждала, что ее муж никогда не жаловался на сердце. Кроме того, накануне съемок он лежал в Кремлевской больнице по поводу язвы и прошел полное обследование, не выявившее никаких серьезных патологий.
Слайд 26 Это обстоятельство и другие позже озвученные странности (беспорядок в
каюте, где как будто что-то искали, до блеска вымытые сапоги,
хотя съемки предстояли в грязи, и пр.) породили версию о насильственной гибели Шукшина: его якобы убили «инфарктным» газом, так как он собирался снять опасную для властей киноленту о бунтаре Разине
Прощание с несравненным алтайским самородком, громадный талант которого восхищал миллионы почитателей, состоялось в Доме кино, а похоронили его на Новодевичьем кладбище.
Слайд 27В память о народном любимце, оставившем богатое кинематографическое и литературное
наследство, его именем названы площади, улицы городов. На малой родине
проходят Шукшинские дни, создан музей-заповедник, открыт памятник.
В 2007 стела памяти известному земляку появилась в Новосибирске, где он часто подолгу бывал и где издавались его произведения в издании «Сибирские огни»
Слайд 28Спасибо за внимание
Покровская сельская библиотека