Слайд 1Жизнь и труды Высокопреосвященного Иосифа (Семашко), митрополита Виленского и Литовского
К
220-летию со дня рождения и 150-летию со дня кончины
Слайд 2Митрополит Виленский Иосиф (Семашко)
(1798 – 1868 гг.)
Слайд 3•
Родился будущий митрополит Иосиф (Семашко) (в миру – Иосиф Иосифович
Семашко) в День Рождества Христова – 25 декабря ст. ст.
1798 г. – в селе Павловка Липовецкого уезда Киевской губернии в белорусско-украинской шляхетской семье, многие члены которой по сложившейся в их роду традиции были униатскими священниками. В момент появления Иосифа на свет в местном православном храме зазвонили колокола – начиналась Рожественская заутреня
Слайд 4Юность будущего митрополита Иосифа (Семашко)
Мировоззрение юного Иосифа складывалось под воздействием
противоречий, в которых жила его семья. Несмотря на непризнание правительством
Российской Империи дворянских прав, Семашко, согласно собственным представлениям и в глазах окружающих, принадлежали «панскому» польскому обществу. В то же время их быт и нравы мало отличались от быта и нравов украинских крестьян. Это коренным образом повлияло на формирование личности Иосифа, который до 12 лет воспитывался в окружении простого украинского народа и увлекался его песнями, сказками и преданиями, наполненными любовью к русской старине и негативным отношением ко всему польскому.
Слайд 5
Не менее противоречивыми были детские религиозные впечатления Иосифа. Семашко были
единственными униатами в родном селе. Первые годы жизни Иосиф посещал
православную церковь в родной Павловке, т.к. рядом не было униатского храма. Иосиф полюбил православную службу. Когда с 10-летнего возраста родители запретили ему ходить в православный храм и начали возить его в ближайший костел, католическая служба показалась ему театральным представлением.
Слайд 6Из детских воспоминаний Владыки Иосифа:
«В латинском костеле видел я, -
вспоминает святитель,- холодность к вере высшего сословия, неприличное кривляние франтов,
вместо внятного богослужения - невразумительное, вместо приятного пения оглушающий орган, с ужасным ревом подпевающего органиста»
Слайд 7Юность будущего митрополита Иосифа (Семашко)
С 1809 по 1816 год Иосиф
Семашко учился в гимназии г. Немиров Каменец-Подольской губернии, которую закончил
первым в разрядном списке выпускников.
Г. Немиров в начале XX века
Слайд 8В 1820 г. Будущий митрополит Иосиф Семашко закончил Главную духовную
семинарию при Виленском университете со степенью магистра богословия и вышел
оттуда не только без всяких предубеждений против Православной Церкви, но с сильным настроением против Папства.
Среди преподавателей семинарии митрополит Литовский с благодарностью вспоминает профессора ксендза А.Клонгевича, ставшего впоследствии Виленским епископом, и профессора русской словесности, переводчика И.И. Чернявского, зародившего в сердце Иосифа любовь к великой русской культуре.
Анджей Бенедикт Клонгевич
Слайд 9Профессор семинарии, ксендз Ходани говорил о Семашко: «Он так усердно
трудится, что или возведет Римскую церковь в России на высшую
степень могущества, или до основания разрушит ее, опираясь на свою превратную учёность».
Виленский университет
Слайд 10Новый период в жизни митрополита Литовского
Иосифа (Семашко), был связан с искренним служением Греко-католической Церкви
Свое первое назначение преосвященный Иосиф получил в Луцкую епархию, в качестве кафедрального проповедника и профессора богословия Луцкой семинарии. Желая посвятить себя служению Церкви и своему народу, он отказался от семейной жизни, принял сан безженого иподиакона, а вскоре и диакона.
Слайд 11В 1821 году Иосиф (Семашко) был рукоположен во иереи и
назначен местным епископом Иаковым (Мартусевичем) заседателем Луцкой консистории
В 1822 г.
будущий митрополит Литовский был назначен асессором (заседателем) второго (униатского) департамента Римско-католической коллегии в Петербурге.
Слайд 12в Петербурге он вскоре получил звание канонника (23 марта 1823
г.), а потом и прелата (8 октября 1825 г.), что
не помешало ему после многолетнего перерыва по велению сердца посещать православное богослужение.
Слайд 13 Участие в Высшем церковной управлении Католической
Церкви убедило прелата Иосифа в том, что Униатская Церковь постепенно
перерождается в Польское Католичество и этот процесс невозможно остановить. Следствием стало то, что в 1827 г. отец Иосиф, несмотря на блестящие перспективы карьерного роста в Униатской Церкви, принял решение лично присоединиться к Православию, принять монашеский постриг и поступить в иноки Александро-Невской лавры.
Слайд 14Искренность убеждений будущего митрополита в превосходстве Православия подтверждает созданный в
эти годы труд – «О Православной Восточной Церкви», который, к
сожалению, остался незаконченным.
«Семь слов Синодального члена, Иосифа, архиепископа Литовского и Виленского, говоренные при важнейших случаях служения» 1848 года издания с памятной надписью святителя.
Из собрания ЦАМ МинДС
Слайд 15 В начале ноября 1827 г. Иосиф Семашко неожиданно получил
от директора департамента духовных дел иностранных исповеданий Г.И. Карташевского предложение
письменно изложить свои мысли о положении Униатской Церкви. Исполняя просьбу, прелат Иосиф, опираясь на Сенатский указ от 9 октября 1827 г., предписывавший восстановить древние обряды в униатском богослужении, составил записку «О положении в России Униатской Церкви и средствах возвратить оную на лоно Церкви Православной», которую подал Карташевскому 5 ноября 1827 г. В ней он предложил ряд мер, не только ограждающих униатов от латинизации и ополячивания, но и долженствующих привести их к воссоединению с Православием. Записка прелата Иосифа встретила заинтересованность императора Николая І, который сразу же дал ход исполнению описанных в ней мероприятий.
Слайд 16Смысл реформ, предложенных прелатом Иосифом, сводился к восстановлению самоуправления Униатской
Церкви в рамках подписанных при заключении Брестской унии соглашений, оздоровлению
церковного организма Унии. Последнее, согласно мнению прелата Иосифа, должно было способствовать возрождению в среде униатских священников свойственных Восточной Церкви форм духовной жизни и соответствующим образом повлиять на простой народ. Это естественно и без насилия вело униатов к возвращению к православному вероисповедание.
Слайд 17 22 апреля 1828 г. была учреждена греко-униатская
коллегия под председательством митрополита Иосафата Булгака, Помощником митрополита был назначен
Иосиф Семашко. Одновременно последовало очищение униатской церкви от латинских обрядов. В основу униатского обучения была положена православная система образования. Для них создавалась отдельная семинария в Жировичах, а в Полоцке предполагалось открыть Академию.
Слайд 18 В 1829 году Иосиф (Семашко) принял монашеский постриг
и был хиротонисан во епископа (униатского) Мстиславского, викария Полоцкой епархии;
2 апреля 1833 года Высочайше определён епископом Литовской греко-униатской епархии.
Слайд 19 Процесс подготовки униатской церкви к воссоединению с Православием был
нарушен восстанием 1830-1831г. Участие в восстании отдельных представителей униатского духовенства
поставил перед российским правительством вопрос о развитии среди униатов православной миссии.
Слайд 20В 1833 году восстановлена Полоцкая православная епархия , во главе
с петербургским викарием Смарагдом Крыжановским
Архиепископ Смарагд (в миру Александр Петрович
Крыжановский; 1796—1863) — епископ Православной Российской Церкви.
Возглавляя в 1833—1837 годах возрождённую при его участии Полоцкую православную епархию, Смарагд вёл политику частичных присоединений белорусских униатов к православию. За 1833—1835 годы им было присоединено более ста тысяч униатов.
Слайд 21 4 февраля 1834 г. в Полоцке состоялся съезд униатских
епископов, на котором по предложению Иосифа (Семашко) было принято постановление:
1) ввести во всех униатских церквах богослужебные книги православного издания;
2) устроить в униатских церквах такие же иконостасы, какие существуют в православных;
3) ввести в употребление при униатском богослужении такую же утварь, какая существует в церквах православных.
Благодаря этим постановлениям униатские храмы должны были по внутреннему устройству и по внешнему виду уподобиться православным.
Слайд 22
26 мая 1835 г. был образован Секретный комитет по делам
Греко-униатской Церкви, в который вошли: от греко-католиков – митрополит Иосафат
Булгак и епископ Иосиф; от православных – свт. Филарет Московский, митрополит Петербургский Серафим и Тверской архиепископ Григорий; от правительства – министр внутренних дел Д.Н. Блудов, обер-прокурор Синода С.Д. Нечаев, П.А. Толстой, А.Ф. Голицын и А.С. Танеев.
Комитет под влиянием владыки Иосифа, консультировавшего его председателя Д.Н. Блудова, принял важные решения: 1) введение изучения греко-православного катехизиса в униатских семинариях; 2) восстановление иконостасов в униатских церквах; 3) подчинение униатских семинарий комиссии духовных училищ Св. Синода.
Слайд 23На пути к Полоцкому собору…
В начале 1838 г. скончались униатский
митрополит Иосафат Булгак и Пинский епископ Иоасаф Жарский, противники воссоединения.
2 марта 1838 г. председателем греко-униатской духовной коллегии был назначен епископ Иосиф (Семашко), а Василий (Лужинский) — самостоятельным епископом Белорусской епархии. Таким образом, в униатской церкви остались епископы, преданные владыке Иосифу и делу Православия. В декабре 1838 г. преосвященный Иосиф представил записку о необходимости безотлагательного присоединения униатов к Православию. Если униатское духовенство, считал Иосиф (Семашко), даст согласие на присоединение, «то,— и народ станет православным».
Слайд 24На пути к Полоцкому собору…
Записка Иосифа (Семашко) была передана на
рассмотрение митрополитов Московского и Киевского, и те согласились с изложенными
соображениями. Наиболее заметным стремление к воссоединению было в Литовской епархии. Белорусская епархия была менее подготовлена к воссоединению и в ней среди части духовенства возникли сомнения в правильности упразднения унии.
Слайд 25Полоцкий Собор 1839 года
В Неделю Торжества Православия 12 февраля (по
ст. ст.) 1839 г. в полоцком храме св. Софии состоялось
соборное служение высшего униатского духовенства во главе с епископами Иосифом (Семашко), Василием (Лужинским) и Антонием (Зубко). На службе было опущено имя папы римского, а вместо него поминались православные патриархи. Совместная литургия и благодарственный молебен завершили приготовление воссоединения униатов с Православной Церковью.
Слайд 26После Воссоединения Владыке Иосифу предстоял не менее трудный подвиг полного
преобразования и утверждения униатов в Православии.
8 сентября 1845 г. совершилось
торжественное открытие Литовской семинарии в Свято-Троицком монастыре. «Слава Богу! не поверите, Ваше Сиятельство, как я счастлив сегодня,- писал к графу Протасову Иосиф Семашко,- у меня не обошлось без слез, и я этого не стыжусь. Если бы мне пришлось завтра умереть - с радостью сказал бы я: ныне отпущаеши раба Твоего. Владыко, церковь Православная стала в Вильне твердою и очень твердою ногою».
Слайд 27После Полоцкого собора…
После Полоцкого Собора владыка до конца жизни возглавлял
Литовскую и Виленскую епархию, в которую входили территории всей западной
части современной Беларуси. Виленская епархия полностью состояла из бывших греко-католиков. Возведенный в 1852 году в сан митрополита, высокопреосвященный Иосиф деятельно трудился над утверждением православной веры среди воссоединенной паствы.
Митрополит Виленский и Литовский ИОСИФ (Семашко)
Слайд 28Последние годы жизни владыки Иосифа
Последний год жизни был для Владыки
годом духовных торжеств. Были возведены, обновлены и освещены все храмы
Литовской епархии, среди них: Николаевский и Пречистенский соборы, Пятницкая церковь.
Слайд 29Блаженная кончина митрополита Иосифа (Семашко)
23 ноября 1868 г. в 35
минут первого часа по - полудни, большой колокол Св. Духова
монастыря возвестил жителям Вильно о кончине великого архипастыря на 70 году жизни и на 40 году святительского служения.
Слайд 30Память о митрополите Иосифе (Семашко)
8 апреля 1890
г. старанием Литовского архипастыря Алексия, был поставлен над могилою митрополита
Иосифа кипарисовый крест с изображением по обеим сторонам распятия Спасителя. Внизу, у подножия распятия, с одной стороны креста поясное изображение митрополита Иосифа в архиерейском облачении, а с другой - изображение трех Виленских мучеников.
Слайд 31Память о митрополите Иосифе (Семашко)
Постановлением Синода Белорусского Экзархата от 3
сентября 2012 года (Журнал № 169) предписывается:
1.Установить во всех храмах
Белорусской Православной Церкви ежегодное заупокойное молитвенное поминовение в день 23 ноября ст. ст. / 6 декабря н. ст. блаженной памяти Высокопреосвященных Иосифа (Семашко), Митрополита Литовского и Виленского, Василия (Лужинского), архиепископа Полоцкого и Витебского и Антония (Зубко), Архиепископа Минского и Бобруйского, и иных их сподвижников, потрудившихся в деле воссоединения белорусских униатов с Матерью-Церковью.
2.Принимая во внимание важность для белорусского народа исторической памяти о воссоединении униатов с Матерью-Церковью служить во всех храмах Белорусской Православной Церкви 12 февраля ст. ст. / 25 февраля н. ст. или в ближайший воскресный день благодарственный молебен Господу Богу в память о даровании духовного единства белорусскому народу.
3. Ради утверждения исторической правды о Полоцком Соборе 1839 г. и его участниках архиереям и отцам благочинным Белорусской Православной Церкви рекомендуется проводить в своих епархиях и благочиннических округах семинары и круглые столы с привлечением церковных и светских специалистов по церковной истории Беларуси.
Слайд 32Единомышленники митрополита Иосифа Семашко
Архиепископ Антоний (в миру Антоний Григорьевич Зубко;
2 июля 1797 г. — 15 февраля 1884 г.) —
епископ Православной Российской Церкви; c 28 января 1840 года епископ Минский и Бобруйский, с 1841 года управлял епархией в сане архиепископа.
Являлся одним из видных представителей греко-католического духовенства. Был ближайшим помощником епископа Литовского Иосифа (Семашко) в деле воссоединения греко-католиков с православной Церковью. На Полоцком церковном Соборе 1839 года Антоний участвовал в подписании акта о воссоединении униатов с Православием.
Слайд 33Архиепископ Михаил (Голубович)
1803-1881 гг.
Архиепископ Минский, был одним из
видных деятелей по воссоединению униатов с Православной церковью, произошедшему в
1839 году.
Митрополит Иосиф (Семашко) так отзывался об архиепископе:
«Преосвященный сумел выполнить долг православного иерарха и в то же время привлечь к себе расположение образованных людей без различия исповедания и национальности. Плодами такого отношения его к людям, кроме приобретения им всеобщей любви, было то, что многие из польских помещиков Минской губернии жертвовали на православные храмы деньги и строительные материалы».
Слайд 34Епископ Игнатий (Железновский)
1802 -1872 гг.
12 февраля 1839 года воссоединился с
православною церковью, подписав вместе с Иосифом Семашко и др. духовенством
акт о воссоединении униатов с православием.
В том же году 4 марта назначен инспектором Литовской духовной семинарии в Жировицах, а 20 декабря возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Гродненского Коложского Борисоглебского монастыря.
20 мая 1848 года хиротонисан во епископа Брестского, викария Литовской епархии.
Был сторонником и помощником Иосифа Семашко в деле упразднения унии.
епископ Брестский, викарий Литовской епархии
Слайд 35Епископ Павел (Доброхотов)
1814- 1900 гг.
Его имя тесно связано с
воссоединением униатов с православием в Западном крае в 1839 году.
Обладая отличными дарованиями и прекрасным богословским образованием, он всецело отдался этому великому делу, когда оно еще начиналось и был одним из сподвижников и сотрудников митрополита Иосифа (Семашко).
В июле 1847 года овдовел и 2 ноября того же года был пострижен архиепископом Иосифом Семашко; 8 ноября рукоположён во иеродиакона, 9 ноября — во иеромонаха.
15 июля 1849 года возведён в сан архимандрита и назначен ректором Полоцкой духовной семинарии и настоятелем Полоцкого Богоявленского монастыря.
С 29 января 1859 года — ректор Могилёвской духовной семинарии и настоятель Могилёво-Братского монастыря.
Слайд 36Протоиерей Михаил Бобровский
Выступил с рядом проповедей, производивших
сильное впечатление логикой изложения, глубоким чувством и необычайной простотой. В
этих проповедях Бобровский явился защитником униатской церкви от латинизации, связанной с деятельностью базилианского ордена и католичества вообще. Радикальные реформы, предложенные им в богословских курсах, и обличительные проповеди создали Бобровскому непримиримых врагов.
Своими лекциями по славистике Бобровский воспитал целую школу поседователей.
31 июля 1829 г. возведен в сан соборного протоиерея Жировицкого кафедрального собора.
.
Слайд 37Священник Плакид Янковский
1810 -1872 гг.
«Он не отделял себя от
белорусов»
Молодой профессор Жировичской семинарии окончательно определяется в жизненном выборе,
выступая активным сторонником упразднения унии. В этом решении на него оказал сильное влияние стоявший во главе униатской церкви архиепископ Иосиф (Семашко). Судьба и деяния П. Янковского заняли довольно обширное и почетное место в последующих «Записках» митрополита Иосифа (Семашко).
Слайд 38«Отторгнутые насилием (1596 г.) были присоединены любовью(1839 г.)»
Митрополит Иосиф Семашко
вернул 1 млн. 600 тысяч белорусов в Православную веру.