Слайд 1Жизненная навигация
Тема 7. Что я буду делать каждый день?
Слайд 2Учебные вопросы:
1. Сила воли
2. Проблема лени
3. Волевые качества личности.
Слайд 4В чем проявляется воля человека?
Когда человек, желая достичь определенного
результата, совершает целенаправленные действия, сознательно прилагает усилия, преодолевает препятствия, т.е.
регулирует свои поведение и деятельность, он проявляет свою волю.
Слайд 5Импульсивные действия – это действия, совершаемые непроизвольно и недостаточно контролируемые
сознанием, и возникающие под влиянием непосредственно возникшей потребности, без ясной
постановки цели, протекающие без осознанного волевого напряжения, без достаточного продумывания и осознания их последствий. Могут выражаться, например, в выкриках ученика на уроках, аффективных реакциях несдержанности и грубости по отношению к товарищам и старшим.
Слайд 6Привычные действия – это действия, осуществляемые без напряжения и усилий,
на основе сложившихся стереотипов, хорошо заученные, в которых сознательный контроль
ослаблен, это действия по шаблону, по инерции. Это, например, действия по решению известной учебной задачи, действия по поддержанию определенного заведенного порядка.
Слайд 7Волевые действия характеризуются следующими особенностями: а) имеют целенаправленный характер; б)
поставленная цель осознается и. обозначается конкретными словами); в) на пути
к цели преодолеваются внешние (внутренние) трудности.
Слайд 9Лень – отсутствие желания действовать, работать, любовь к безделью.
Согласно
мнению психологов, лень является реакцией личности на несоответствие требований ситуации
субъективному замыслу этих требований и своей роли в ней.
Слайд 10Можно выделить 3 компонента лени:
1. Мотивационный: отсутствие мотивации.
2. Поведенческий: невыполнение
необходимой деятельности.
3. Эмоциональный: равнодушие или положительные эмоции по поводу невыполнения
требуемых действий.
Слайд 12Выученная беспомощность – нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольной
ситуации, т.е. независимости результата от прилагаемых усилий. У человека с
выученной беспомощностью складывается установка: «Сколько не старайся, все равно без толку».
Слайд 13Что может стать причиной выученной беспомощности?
1. Опыт переживания неблагоприятных
событий (обида, развод, потеря работы, смерть близких).
2. Опыт наблюдения людей,
ставших жертвами выученной беспомощности.
3. Гиперопека и подавление самостоятельности в детстве.
Слайд 14Склонность сознательно откладывать неприятные или требующие особых физических или умственных
усилий дела «на потом» называется прокрастинацией.
Слайд 15Причины прокрастинации могут быть разнообразны, они кроются в:
нерешительности;
страхе неудачи;
неуверенности в
себе;
перфекционизме
Слайд 16Видами прокрастинации являются:
ежедневная (бытовая) – откладывание регулярных домашний дел;
в принятии
решений;
невротическая (откладывание жизненно важных решений);
компульсивная (еждневная+принятие решений);
академическая (в учебе: откладывание
дом.заданий, заданий к сессии).