Разделы презентаций


ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ Ильина А.А., педагог ДО

Содержание

Справка Жостовская роспись – русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. Ведущие художники жостовского промысла – В. И. Летков, А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ» Ильина А.А., педагог ДО

«ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ» Ильина А.А., педагог ДО

Слайд 2Справка
Жостовская роспись – русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с

1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
Основной мотив жостовской росписи –

цветочный букет.

Ведущие художники жостовского промысла – В. И. Летков, А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин,
Н.Н. Гончарова,
Н.Н. Мажаев,
Б.В. Графов.

Справка Жостовская роспись – русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.Основной мотив

Слайд 3История
История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда

в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне

Мытищинский район Московской области) – Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком – возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч... существует с 1825 г.»

Черный лак и роспись, покрытая светлым лаком, пришли в Россию из Японии и Китая более 400 лет назад. Русские мастера приспособили сложную технологию востока к простым, доступным материалам и добились высококачественного технологического производства.

История История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей

Слайд 4Особенности
В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов

и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой

росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.

Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному), причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.
Особенности В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной

Слайд 5В основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором

садово-полевых цветов («собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок.)

Широкой

кистью художник набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Создавая букет, художник следит за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен.

Жостовским букетам присуща яркость красок. Наряду с традиционным черным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают легким, ажурным растительным орнаментом.

В основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов («собранный букет», «букет в раскидку»,

Слайд 6Технология
Исторически, производство жостовских подносов - это ручная ковка (холодная

выколотка). Мастер-коваль вырезает ножницами по металлу форму подноса, молотками выколачивает

борт, выравнивает поле, на станке подгибает край.
Форм за 200 лет накопилось более 150, от миниатюрных до огромных – «скатертных». Поднос может быть глубже или мельче, а крыло подноса – шире или уже.
В настоящее время производство части форм на фабрике механизировано: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, затем прессом ей придают одну из форм – овальную, круглую, прямоугольную, восьмиугольную, и даже «гитарную». Таким образом производятся в настоящее время подносы 32 форм, а оставшиеся – по прежнему – ручной ковкой.
После ковки металлическая заготовка обезжиривается, шпатлюется и шлифуется, приобретая исключительно ровную поверхность. Обязательный этап – нанесение грунта по металлу. После этого заготовка покрываются двумя слоями черной эмали. Каждый слой грунта и эмали просушивается и шлифуется.
Технология Исторически, производство жостовских подносов - это ручная ковка (холодная выколотка). Мастер-коваль вырезает ножницами по металлу форму

Слайд 7Изготовление подноса

Изготовление подноса

Слайд 8Работают мастера беличьими кистями и масляной краской. Краску разводят льняным

маслом, а кисти моют в скипидаре. Набор кистей большой –

от совсем тонких с иголку до крупных. Каждая кисточка подработана под свой мазок. Кисть – это главный инструмент мастера, у каждого своя, под руку и манеру.

Роспись на жостовских подносах многослойная. Первый слой - «замалевка» - приурочивают к концу рабочего дня. Разбеленой краской раскидывают пятна цветов, листья и бутоны в затейливые композиционные решения. Каждое пятно на своем месте гармонично сочетается и с замыслом автора, и формой подноса. Далее сушка.
Работают мастера беличьими кистями и масляной краской. Краску разводят льняным маслом, а кисти моют в скипидаре. Набор

Слайд 9После сушки художники начинают второй этап росписи – «тенежка». Это

нанесение «прозрачной» (лессировочной) краской темных частей цветов и листьев.
Третий

этап - «прокладка». Плотной, непрозрачной краской выделяют светлые места, кое-где появляются детали и формы цветов, лепестков, бутонов, листьев.
Следом идет «бликовка». У каждого мастера она своя: широкая и мягкая, мелкая и дробная. «Чертежкой» жостовцы называют прочерчивание светлых контуров краев цветов, лепестков, бутонов, листьев.
Сделать «семенца» - значит написать пестики-тычинки в цветах и бутонах.
И наконец «привязка». Легкая ажурная травка, которая заполняет пустоты между цветами и листьями, и как бы связывает воедино всю композицию. У одних художников привязка обильна, у других – совсем малость. Одни делают ее яркой, другие вписывают в фон подноса.
Роспись закончена. Осталось высушить и передать в руки мастеру – орнаменталисту.
После сушки художники начинают второй этап росписи – «тенежка». Это нанесение «прозрачной» (лессировочной) краской темных частей цветов

Слайд 10Этапы росписи

Этапы росписи

Слайд 12Виды жостовских цветов

Виды жостовских цветов

Слайд 13Жостовские птицы

Жостовские птицы

Слайд 14Формы подносов и композиционные схемы

Формы подносов и композиционные схемы

Слайд 15Кошкина О.В. Морозко Соколова И.В. Торжество

Кошкина О.В. Морозко  Соколова И.В. Торжество

Слайд 16Лебедев М.В. Утренний Климова Н.Ю. В саду

Лебедев М.В. Утренний  Климова Н.Ю. В саду

Слайд 17Мешкова Е.В. Утро, Ромашки

Мешкова Е.В. Утро, Ромашки

Слайд 18Агеева Т.В. Цветочные гирлянды Моисеева З.Ф. Юбилейный

Агеева Т.В. Цветочные гирлянды Моисеева З.Ф. Юбилейный

Слайд 19Пичугина Л.В. Фруктовый сад Седова Т.Н. Фрукты

Пичугина Л.В. Фруктовый сад Седова Т.Н. Фрукты

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика