Слайд 1«Жостовская роспись как средство художественно-эстетического воспитания младших школьников»
Выполнила:
студентка 4 курса
группы
НОЛк-116
Денисова Кристина
Слайд 2Жо́стовская ро́спись — русский народный художественный промысел росписи кованых
металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского
района Московской области.
Слайд 3История Жостово и жостовского промысла восходит к началу 19-го века,
когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский
район Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
Основной мотив жостовской росписи, как и тагильской, — это цветочный букет.
Слайд 4Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
Датой
основания считается 1825 г.
Чуть позже стали расписывать и железные подносы.
Слайд 5В деревне Жостово находится единственный в мире музей подносов. Здесь
собраны значительные и оригинальные произведения русского декоративно-прикладного искусства.
Слева один из
старинных сохранившихся подносов, расписанный на производстве братьев Вишняковых.
Слайд 6В 1830 г. изделия на металле полностью вытеснили изделия на
папье-маше.
Сегодня мастера Жостова восстановили старинную традицию росписи изделий из
папье-маше – шкатулок и ваз.
Слайд 7Жостовскими фруктами и цветами расписывают даже новогодние стеклянные шары.
Слайд 8В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в
деревне Жостово Московской области.
Слайд 9В 1960-е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся
и сейчас.
За свою историю жостовские подносы из бытового предмета
стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло обрело статус уникального вида русского народного искусства.
Слайд 10Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются
крупные садовые и мелкие полевые цветы.
Роспись производится обычно по
чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами.
Слайд 11Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты
из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы
сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.
Слайд 12Изготовление подносов
Полуфабрикат.
Листы железа разрезаются, кроятся на заготовки нужного размера роликовыми
ножницами. В заготовке вырубается и вытягивается поднос по форме на
электрическом прессе мощностью до 200 тонн при помощи комбинированного штампа и прессформ. Уникальные подносы создаются вручную специалистами кузнецами ручными ножницами выкраивается поднос, на наковальне выбивается, вытягивается его форма.
Затем происходит бортовка подноса, закатка его краев с закладкой в них для прочности проволоки, после чего поднос выравнивается на наковальне молотком.
Слайд 13В Жостове производились подносы самых разнообразных форм: прямоугольные так называемые
сибирские (по аналогии с уральскими подносами), овальные, круглые, крылатые с
фестончатыми краями, готические с краями, имеющими стреловидные очертания, и др.
Слайд 14Подготовка под роспись.
Поднос обмазывают с двух сторон замазкой. Просушив поднос
в сушильном шкафу, поверхность шлифуется наждачной шкуркой и вновь наносится
слой той же замазки. Затем поднос покрывали черным грунтом. Грунтовали поднос с внешней стороны в два слоя тампоном из ветоши с просушкой и шлифовкой каждого слоя.
Слайд 15Техника жостовской цветочной живописи
В основе жостовской росписи лежит свободный мазок
кисти. Жостовский мастер пишет по усвоенным правилам, отточенным в долгой
практике местных художников.
Классический стиль жостоского искусства предполагает несколько цветочных композиций: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли.
Слайд 16Цветы в букете, где главным изображением является изображение розы, мака, шиповника, георгина, астры,
тюльпана, а их
дополняют колокольчик садовый, ромашка полевая, садовый и полевой василек имеют обобщенный, типизированный
характер.
Слайд 17Жостовские мастера пишут масляными тюбиковыми или баночными красками, обильно разбавленными
льняным маслом и скипидаром. Используют набор мягких беличьих кистей различных
размеров, специально подобранных по длине волоса, способных вбирать в себя большое количество краски, что необходимо для наложения упругого, долгого мазка.
Краски разводятся и смешиваются на мраморной плите — палитре — при помощи шпателя или мастихина.
Жостовская роспись выполняется в две стадии.
Первая стадия письма называется замалевкой (подмалевок), вторая — выправкой.
Слайд 18Замалевка.
В замалевке мастер широкой кистью набрасывает силуэт букета на рабочей
поверхности подноса. Роспись ведется без предварительного рисунка плотыми, несколько разбавленными
красками одновременно на нескольких подносах. Скорописная манера письма позволяет расписывать по 5,6 и более подносов в день. Создавая букет, художник вращает поднос на колене, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. Замалевок сушится в течение 3 - 4 дней на вольном воздухе или в течение нескольких часов в сушильном шкафу, после чего покрывается светлым лаком и прочищается под вторую стадию письма.
Слайд 19Выправка. Выправка состоит из тенежки, прокладки, бликовки, чертежки, посадки семенцов и
привязки.
Тенежка — сильными, сочными мазками широкой плоской кистью наносятся лессировочные краски:
синяя (берлинская лазурь или ультрамирин), зеленая (зелень изумрудная) и красная (крраплак). Тенежка призвана усилить звучание цвета и подчеркнуть в цветочных формах теневые места.
Слайд 20Прокладка — яркими, плотными красками выявляются (прокладываются) объемы цветов и листьев.
Слайд 21Бликовка дополняет прокладку белильными разделками цветов, бутонов и листьев.
Слайд 22Чертежка завершает разделку основных форм букета тонкими линиями, рисующими очертания
лепестков и прожилок листьев.
Слайд 23В чашечках цветов изображают тычинки и пестики, что называется посадкой семенцов.
Завершает роспись привязка — узор травка, написанный зеленой или коричневой краской в
просветах между листьями и цветами.
Слайд 24Окраска фона.
Наряду с традиционным черным фоном в Жостове создаются красные,
синие и зеленые. Рабочую поверхность подноса покрывают тонким слоем светлого
лака с последующим припорошением не досушенной пленки алюминиевым или бронзовым порошком. После просушки металлизированный фон окрашивается лессировочными красками нужного цвета, в результате чего получается интенсивный и в то же время мерцающий, сквозной колер фона.
Слайд 25Письмо по поталям. Наряду с многослойной росписью в Жостове применяется и
так называемое письмо по поталям. В этом случае подмалевок создается
подбеленным масляным лаком. На слегка подсушенную лаковую роспись налепляются листики потали либо подсыпаются алюминиевый или бронзовый порошки. Блестящий силуэт букета затем покрывается лессировочными красками (синей, красной, зеленой) и разрабатывается в деталях коричневой краской. Такая роспись носит более условный характер, чем роспись живописная.
Орнамент. Борта подносов украшаются легким, ажурным орнаментом преимущественно в елочку. Орнамент исполняется беличьей кистью светлым лаком с последующей присыпкой его бронзовым порошком.
Отделка. Поднос покрывается тремя слоями светлого масляного лака с просушкой и прочисткой слоев шлифовальной пастой или порошком пемзы при помощи грубошерстного сукна, смоченного скипидаром. Полировка подноса производится специальной полировочной пастой, нанесенной на мягкое сукно. Наводка зеркального блеска создается ладонями рук с применением тончайшего порошка мела и вазелина.