Слайд 1Журнал «Знамя»
Работу выполнили:
Студентки группы ФЖБ-23
Шарифуллина Айгуль
Екатерина Гончаренко
Слайд 2Создание журнала
Основан в 1931 г.
Название – «ЛОКАФ»
(издание Литературного объединения Красной армии и флота)
Цель
– «дать решительный бой капитализму с помощью батальонов советских писателей,
которые становятся в ряды стальных дивизий мировой пролетарской революции»
Название «Знамя» – с 1933 г.
1934 – 1990 – орган Союза писателей СССР
Слайд 330е годы
Жестко управляемый партией литературный процесс
Внимание к западной литературе. «Знамя»
соперничало с «Интернациональной литературой». Публикуют переводы Э.М. Ремарка, Э. Хемингуэя
и др.
Обилие очерков на международные темы:
«Одноэтажная Америка» Ильфа и Петрова, очерки И. Эренбурга, путевые дневники «В Европе» Вс. Вишневского
Публиковавшаяся советская проза была связана с войнами: или с прошедшими мировой и гражданской, или с будущей
Слайд 4Военные годы
Сокращенный объем, выходит сдвоенными номерами
Один из первых литературных журналов
страны
На страницы хлынула «живая литература», прежде молчавшие писатели и поэты:
О. Берггольц, А. Платонов, В. Шкловский, А. Ахматова и М. Цветаева
«Ренессанс поэзии»: главы поэмы «Василий Теркин» А. Твардовского, лирические циклы К. Симонова, поэмы Павла Антокольского «Сын» и Маргариты Алигер «Зоя»
«Падение Парижа» Ильи Эренбурга
«Волоколамское шоссе» Александра Бека
первый вариант «Молодой гвардии» А. Фадеева
роман Ю. Тынянова «Пушкин», рассказы В. Шкловского «О разлуках и потерях».
Слайд 5Наше священное ремесло
Существует тысячи лет,
С ним и без свету миру
светло,
Но еще ни один не сказал поэт,
Что мудрости нет и
старости нет,
А, может, и смерти нет.
Ахматова говорила, что ей все равно, в каком советском издании печататься, но все же радостно, что в 1945 году люди могли прочесть:
Слайд 61946 — 1953
«Закручивание» идеологических «гаек»
Вс. Вишневский снят с поста редактора –
партийного, но писателя заменили строчкогоном-функционером В. Кожевниковым.
Постановление ЦК ВКП
(б): «В журнале был напечатан ряд идейно-порочных и неполноценных в художественном отношении произведений».
Слайд 740е – 50е годы
Состав произведений противоречив. Борьба живого и мертвого
начал в литературе:
Этапные «Сталинград» Некрасова, «Двое в степи» Э. Казакевича
(вызвало особый гнев надзирающих чиновников), трагический «Дом у дороги» А. Твардовского и «Враги сожгли родную хату» М. Исаковского
И жанр безразмерной, схематичной советской «эпопеи»
Слайд 8Великое стихотворение Михаила Исаковского
«Враги сожгли родную хату»:
Он пил, солдат,
слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
"Я шел к тебе
четыре года,
Я три державы покорил".
Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.
Слайд 9Оттепель
Публикация повести И. Эренбурга «Оттепель» – дала название историческому периоду
Полемика о
повести – начал К. Симонов. Критическая кампания 1954 года вокруг
повести была революционной, запустила в обществе, культуре новые механизмы
Публикация стихов из «Доктора Живаго» Б. Пастернака (в апрельском номере 1954 г.), а вот прозаический текст был отклонен. Власть выбор молчаливо поддержала
Слайд 10Стихи из романа Б. Пастернака: "Весенняя распутица", "Март", "Разлука", "Свиданье"...
Как
будто бы железом,
Обмокнутым в сурьму,
Тебя вели нарезом
По сердцу моему...
Слайд 11Драма в редакции с романом В. Гроссмана "Жизнь и судьба"
«Опубликование
этой рукописи могло бы нанести большой ущерб советскому государству». (Из записки
отдела культуры ЦК КПСС. Д. Поликарпов, А. Петров, А. Михайлов)
Из-за данного произведения было организовано заседание редколлегии "Знамени". Из его стенограммы:
Галанов
«Это искаженная картина жизни. Между советским государством и фашизмом по сути поставлен знак равенства».
Кривицкий
«Роман Б. Пастернака "Доктор Живаго" просто вонючая фитюлька рядом с тем вредоносным действием, которое произвел бы роман В. Гроссмана»
Слайд 12Но были и противоположные, положительные взгляды касательно произведения
А. Твардовский (1961
г.)
«Изъятие органами экземпляров романа Гроссмана — это арест души без
тела»
Сам В. Гроссман в письме к Н. Хрущеву писал:
«Так с ложью не борются. Так борются против правды…Я прошу вас вернуть свободу моей книге»
Слайд 13Что же было в романе «Жизнь и судьба»?
Лагеря,
причём как советские, так и фашистские
Тема Холокоста
Засекреченный атомный
проект (осведомлённые люди догадывались, что за фигурой физика Штрума маячила личность Ландау, причастного к атомным делам)
Вольные и невольные сопоставления советской и фашистской систем
Слайд 14При обыске в квартиры В. С. Гроссмана изъяты рукописи романа
«Жизнь и судьба» и повести «Все течет»
Уникальный случай, когда рукопись
арестовали без ее автора, огласки изъятие не получило, а остальные книги писателя не перестали публиковать
Слайд 1560е – 70е
В «установочных» статьях утверждалась основной для литературы «тема
становления в человеке общественного начала». Наприм., серии статей Б. Сучкова «Современность
и реализм» (1962- 1965 г.)
Список иностранных авторов широк, включая не только обязательных «друзей» из стран народной демократии и развивающихся стран, но и Г. Белля, Э. Базена, И. Шоу, Дж.К. Оутс, У. Фолкнера
Слайд 1670е – 80е
«Застойные» годы таковыми были и для «Знамени».
Из значимого:
«Пегий пес, бегущий краем моря» Ч. Айтматова
романы К. Симонова «Живые
и мертвые» и «Солдатами не рождаются», «Мы не увидимся с тобой»
роман Ю. Трифонова «Утоление жажды»
повести Г. Бакланова «Мертвые сраму не имут», «Южнее главного удара»
повести и рассказы В. Кондратьева
Слайд 17Новое дыхание
В 1986 году главным редактором стал Г.Я. Бакланов
Литературовед С.
Чупринин делил жизнь журнала на два периода – до этого
года и после
Авторы: Б. Окуджава, Ф. Искандер, Л. Петрушевская, В. Маканин, В. Аксенов, В. Войнович
Идеалы демократии и отечественного либерализма
В 1990-м году журнал объявил себя независимым и существует в таком виде до сегодняшних дней
Судебная тяжба с Союзом писателей СССР