Разделы презентаций


Знаменитые русские иконы

Содержание

Слово «икона» — греческое, в переводе на славянский язык означает «образ». Икона – не портрет в обычном понимании этого слова. Портрет изображает лицо человека. А икона – преображенное и просветленное лицо,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Знаменитые русские иконы

Знаменитые русские иконы

Слайд 2Слово «икона» — греческое, в переводе на славянский язык означает

«образ». Икона – не портрет в обычном понимании этого слова.

Портрет изображает лицо человека. А икона – преображенное и просветленное лицо, то есть лик. Икона – это, по словам священника Павла Флоренского, окно в духовный мир. Смысл иконы в духовной красоте, которую она изображает. Цель иконы – возводить ум и сердце человека от образа-иконы к Первообразу, к Богу. Иконы известных иконописцев Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия, Симона Ушакова и тысяч и тысяч безымянных мастеров входят в сокровищницу мирового духовного искусства, но, прежде всего, это достояние русского народа.
Слово «икона» — греческое, в переводе на славянский язык означает «образ». Икона – не портрет в обычном

Слайд 3Икона Андрея Рублева
«Спас из Звенигородского чина»
Икона «Битва новгородцев
с

суздальцами»
Фреска «Нерукотворный Спас»
Симона Ушакова
«Троица» преподобного
Андрея Рублева
Владимирская икона

Божией Матери

Казанская икона Божией Матери

Покров «Сергий Радонежский»

Икона Андрея Рублева «Спас из Звенигородского чина»Икона «Битва новгородцев с суздальцами»Фреска «Нерукотворный Спас» Симона Ушакова«Троица» преподобного Андрея

Слайд 4Преподобный Андрей Рублев не раз обращался к образу Спасителя. Наряду

с образом Богоматери это был его любимый образ. На всех

иконах он облекает Христа в блистающие золотом одежды. Иконописец вкладывал в создание образа Спаса все свои душевные силы. Икона «Спас» из Звенигородского чина свидетельствует о высоком уровне его мастерства и производит необычайно сильное впечатление.

Икона Андрея Рублева
«Спас из Звенигородского чина»

Увеличить изображение

Преподобный Андрей Рублев не раз обращался к образу Спасителя. Наряду с образом Богоматери это был его любимый

Слайд 5Последнее десятилетие XIV века является временем зрелости таланта Андрея Рублева.

Ему удалось выразить необыкновенную глубину, сложность и многогранность образа Спаса.

Этому Облику Спасителя суждено было стать идеалом для русских иконописцев, последователей великого иконописца преподобного Андрея Рублева.
Последнее десятилетие XIV века является временем зрелости таланта Андрея Рублева. Ему удалось выразить необыкновенную глубину, сложность и

Слайд 6На редкой по характеру и содержанию иконе «Битва новгородцев с

суздальцами» изображен эпизод из военной истории древнего Новгорода: в 1169

г. суздальцы (а с ними — муромцы, рязанцы, смоляне и другие) под командованием князя Мстислава, сына Андрея Боголюбского, осадили город.

Икона «Битва новгородцев с суздальцами»

На редкой по характеру и содержанию иконе «Битва новгородцев с суздальцами» изображен эпизод из военной истории древнего

Слайд 7На иконе хорошо видно, как новгородцы, надеясь на покров и

заступление Богоматери, выносят на стену своего града икону Знамения Пресвятой

Богородицы.
На иконе хорошо видно, как новгородцы, надеясь на покров и заступление Богоматери, выносят на стену своего града

Слайд 8Во втором ярусе иконы изображается, как нападающие направляют стрелы в

осажденный город, а щитом стоит образ Богородицы.

Во втором ярусе иконы изображается, как нападающие направляют стрелы в осажденный город, а щитом стоит образ Богородицы.

Слайд 9И третий, нижний, ярус показывает, как ослепленные чудотворным действием иконы

нападавшие в смятении бегут от воодушевленных защитников Новгорода. Так иконное

предание восполняет летописные сказания о чудесной защите Новгорода от врагов.
И третий, нижний, ярус показывает, как ослепленные чудотворным действием иконы нападавшие в смятении бегут от воодушевленных защитников

Слайд 10Новгородская икона Знамение Пресвятой Богородицы стала одной из наиболее чтимых

на Руси. Одним из лучших дошедших до наших дней списков,

на котором изображен сюжет «Битвы новгородцев с суздальцами», можно считать икону Новгородского музея (середина — 2 пол. XV в.).

Увеличить изображение

Новгородская икона Знамение Пресвятой Богородицы стала одной из наиболее чтимых на Руси. Одним из лучших дошедших до

Слайд 11Величествен на иконе образ Господина Великого Новгорода. Крепостная стена-башня, наверху

которой сомкнутыми рядами стоят бойцы и укреплена чудотворная икона Богоматери,

производит впечатление несокрушимой мощи.
Величествен на иконе образ Господина Великого Новгорода. Крепостная стена-башня, наверху которой сомкнутыми рядами стоят бойцы и укреплена

Слайд 12Над входом в северную галерею Благовещенского собора Кремля находится образ

«Спаса Нерукотворного».
Фреска «Нерукотворный Спас»
Симона Ушакова

Над входом в северную галерею Благовещенского собора Кремля находится образ «Спаса Нерукотворного».Фреска «Нерукотворный Спас» Симона Ушакова

Слайд 13Традиционно этот образ датировался 1661 г. и приписывался известному мастеру

Симону Ушакову, хотя существует и другое мнение: эта композиция –

след поновления стенописи собора не позже середины XVI в.
Традиционно этот образ датировался 1661 г. и приписывался известному мастеру Симону Ушакову, хотя существует и другое мнение:

Слайд 14Иконописец следовал византийской традиции изображения Спаса Нерукотворного. Лик Иисуса Христа

находится в обрамлении крестчатого нимба, характерного только для икон Христа

Спасителя.
Иконописец следовал византийской традиции изображения Спаса Нерукотворного. Лик Иисуса Христа находится в обрамлении крестчатого нимба, характерного только

Слайд 15В древнерусской иконографии Спас Нерукотворный иногда назывался «Спас на убрусе».

Убрус — кусок полотна, на котором, как гласит древнецерковное предание,

отпечатлелся Образ (Лик) Иисуса Христа.

История Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа

В древнерусской иконографии Спас Нерукотворный иногда назывался «Спас на убрусе». Убрус — кусок полотна, на котором, как

Слайд 16Христос приложил к Своему Лицу чистый холст и отдал чудесно

отобразившийся на холсте Лик художнику, который тщетно пытался написать портрет

Иисуса Христа.

Суриков В.И. Нерукотворный образ.1872

Христос приложил к Своему Лицу чистый холст и отдал чудесно отобразившийся на холсте Лик художнику, который тщетно

Слайд 17Художник отнес этот Нерукотворный Образ своему господину — князю города

Едессы Авгарю — и тот получил через эту святыню исцеление.
Царь

Авгарь получает Нерукотворный образ Спасителя. После 944 г., фреска мон. св.Екатерины на Синае
Художник отнес этот Нерукотворный Образ своему господину — князю города Едессы Авгарю — и тот получил через

Слайд 18В честь перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Едессы в

Константинополь (944 г.) установлен церковный праздник, известный на Руси под

названием Третий Спас, или «Спас на холсте» (16/29 августа).

VI в., Ватикан. Икона Спас Нерукотворный (или иначе Мандилион) из храма Сан-Сильвестро ин Капите находящийся сейчас в капелле Санта-Матилда Ватикана, считается одним из ближайших списков с легендарного "оригинального" Нерукотворного Образа Христа

В честь перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь (944 г.) установлен церковный праздник, известный

Слайд 19Характерной чертой творчества Симона Ушакова был пристальный интерес к изображению

человеческого лица. В своих теоретических трактатах он утверждал, что изображать

Христа, Богоматерь и святых следует такими, какими они были при жизни («яко живы»).

Ушаков Симон Федорович
1657 г. Государственная Третьяковская Галерея

Характерной чертой творчества Симона Ушакова был пристальный интерес к изображению человеческого лица. В своих теоретических трактатах он

Слайд 20Эту теорию он последовательно воплотил в своем творчестве, и в

первую очередь, в иконах Спаса Нерукотворного. Под его рукой аскетические

лица приобретали живые черты.

Ушаков Симон Федорович
1678 г. Государственная Третьяковская Галерея

Эту теорию он последовательно воплотил в своем творчестве, и в первую очередь, в иконах Спаса Нерукотворного. Под

Слайд 21Лик Христа изображен в натуральную величину, соразмерным по своим чертам,

идеально прекрасным. Окружающий лик Спасителя черный фон создает условную пространственную

среду, пограничную с реальным пространством, в котором находится зритель. Создается образ идеальной Божественной Личности Спасителя, существующей в неком подобии материального мира.

Увеличить изображение

Лик Христа изображен в натуральную величину, соразмерным по своим чертам, идеально прекрасным. Окружающий лик Спасителя черный фон

Слайд 22«Троица» преподобного Андрея Рублева (ок. 1414 г.) признана вершиной русской

иконописи и является одним из наиболее известных шедевров мирового христианского

искусства.

«Троица» преподобного Андрея Рублева

«Троица» преподобного Андрея Рублева (ок. 1414 г.) признана вершиной русской иконописи и является одним из наиболее известных

Слайд 23Икона была написана великим русским иконописцем в память, или, как

писали в древности, «в похвалу» основателя Троицкого монастыря (ныне —

Троице-Сергиева лавра) преподобного Сергия Радонежского (ум. 1392 г.). Сергий Радонежский был почитателем Святой Живоначальной Троицы, для него Святая Троица была основанием мира и согласия, «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего».

Прп. Сергий Радонежский, ТСЛ

Икона была написана великим русским иконописцем в память, или, как писали в древности, «в похвалу» основателя Троицкого

Слайд 24Икона «Троица» Андрея Рублева стала образцом для последующих иконописцев, приступавших

к написанию иконы Троицы.
Преподобный Андрей Рублев

Икона «Троица» Андрея Рублева стала образцом для последующих иконописцев, приступавших к написанию иконы Троицы.Преподобный Андрей Рублев

Слайд 25О времени создания «Троицы» существуют различные предположения. Согласно одному из

них, икона была написана около 1411 г., когда на месте

сожженной татарами деревянной Троицкой церкви была воздвигнута новая, также деревянная церковь. Согласно второму мнению, «Троица» была написана Андреем Рублевым между 1422 – 1427 гг. как храмовый образ для иконостаса каменного Троицкого собора.

Прп. Андрей Рублев расписывает Троицкий собор. Миниатюра из лицевого Жития прп .Сергия Радонежского. 15 век

О времени создания «Троицы» существуют различные предположения. Согласно одному из них, икона была написана около 1411 г.,

Слайд 26В настоящее время эта величайшая русская святыня находится в Третьяковской

галерее в Москве. На месте иконы «Троица» Андрея Рублева в

иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры находится копия.

Увеличить изображение

В настоящее время эта величайшая русская святыня находится в Третьяковской галерее в Москве. На месте иконы «Троица»

Слайд 27Владимирская икона Божией Матери — величайшая святыня Русской земли; привезена

на Русь в начале XII в. из Константинополя. По церковному

преданию первоначально этот образ был написан евангелистом Лукой.

Владимирская икона Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери — величайшая святыня Русской земли; привезена на Русь в начале XII в. из

Слайд 28Владимирская икона Богоматери сопровождала и освящала Россию на всех этапах

ее истории. Из Киева икону перенес в новую столицу, город

Владимир, князь Андрей Боголюбский.

Водружение Владимирской иконы на месте будущего храма князем Андреем Боголюбским. Миниатюра Радзивилловской Летописи, конец 15 века.

Владимирская икона Богоматери сопровождала и освящала Россию на всех этапах ее истории. Из Киева икону перенес в

Слайд 29С возвышением Москвы в конце XIV в. икона переносится из

Владимира в Москву и помещается в Успенском соборе Московского Кремля.

Собор с того времени называют Домом Богородицы, а за иконой закрепляется название «Владимирской».
С возвышением Москвы в конце XIV в. икона переносится из Владимира в Москву и помещается в Успенском

Слайд 30В 1395 г. москвичи молились перед этой чудотворной иконой о

спасении от нашествия войска Тамерлана, в 1480 г. — от

нашествия полчищ хана Ахмата, в 1521 г. — от нападения войск Казы-Гирея.
В 1395 г. москвичи молились перед этой чудотворной иконой о спасении от нашествия войска Тамерлана, в 1480

Слайд 31Соответственно этим трем воспоминаниям об избавлении и спасении Москвы от

иноплеменников установлены три праздника в честь Владимирской иконы Божией Матери:

21 мая/3 июня (в память спасения Москвы в 1521 г.); 23 июня/6 июля (в память события 1480 г.), и 26 августа/8 сентября (в память спасения Москвы от Тамерлана в 1395 г.).

Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Москва, 15 век

Соответственно этим трем воспоминаниям об избавлении и спасении Москвы от иноплеменников установлены три праздника в честь Владимирской

Слайд 32После революции 1917 г. Владимирская икона Божией Матери была помещена

в Третьяковскую галерею. С 2000 г. главная святыня России находится

в храме Николы в Толмачах при Третьяковской картинной галерее.

Увеличить изображение

После революции 1917 г. Владимирская икона Божией Матери была помещена в Третьяковскую галерею. С 2000 г. главная

Слайд 33Эта икона Божией Матери явилась в городе Казани — отсюда

ее название — девятилетней девочке Матроне в 1579 году. Явление

повторялось три раза, о чем девочка рассказала Казанскому архиерею, который по указанию Матроны нашел икону в земле и совершил с ней крестный ход.

Казанская икона Божией Матери

Самый ранний список 1606 г. Прокопий Чирин

Эта икона Божией Матери явилась в городе Казани — отсюда ее название — девятилетней девочке Матроне в

Слайд 34Икона была привезена из Казани в Москву князем Дмитрием Пожарским,

который с ополчением вступил в столицу 22 октября (4 ноября

по новому стилю) 1613 года и освободил город от поляков.

Московская школа. Вторая половина XVII века

Икона была привезена из Казани в Москву князем Дмитрием Пожарским, который с ополчением вступил в столицу 22

Слайд 35После изгнания врагов князь исполнил данный им обет: построил в

Москве церковь во имя Казанской Божией Матери, где и установили

икону (первообраз утрачен).

Увеличить изображение

После изгнания врагов князь исполнил данный им обет: построил в Москве церковь во имя Казанской Божией Матери,

Слайд 36Покров «Сергий Радонежский» является центральным памятником московского шитья XV в.

Создание его связано, по всей вероятности, с канонизацией Троицкого игумена

в 1422 г. По силе своей выразительности, глубине образной характеристики он стоит в одном ряду с лучшими произведениями живописи Андрея Рублева.

Покров «Сергий Радонежский»

Прп. Сергий Радонежский. 15 век, дар лавре сына Дмитрия Донского

Покров «Сергий Радонежский» является центральным памятником московского шитья XV в. Создание его связано, по всей вероятности, с

Слайд 37Образ Сергия трактован настолько индивидуально, что позволяет предполагать, что и

художник, делавший рисунок, и вышивальщицы, претворявшие его в жизнь, возможно,

знали основателя монастыря.
Образ Сергия трактован настолько индивидуально, что позволяет предполагать, что и художник, делавший рисунок, и вышивальщицы, претворявшие его

Слайд 38В своем произведении они запечатлели не только определенные черты своеобразной

внешности Сергия (характерный очерк лба, выступающие скулы, чуть косо поставленные

глаза, густая шапка волос), но и передали самобытность его характера, его особое внутреннее состояние, сочетающее огромную силу духа с благородной сдержанностью и скромностью.
В своем произведении они запечатлели не только определенные черты своеобразной внешности Сергия (характерный очерк лба, выступающие скулы,

Слайд 39Скупая цветовая гамма шелковых нитей – коричневых, голубых, различного оттенка

телесных – подчеркивает строгость одежд святого, отвечает содержанию его образа.

Лишь лик, подобно ранним произведениям живописи, оживлен небольшим вкраплениями красного шелка, которым очерчены линия носа, губы, заполнены ушные раковины.
Скупая цветовая гамма шелковых нитей – коричневых, голубых, различного оттенка телесных – подчеркивает строгость одежд святого, отвечает

Слайд 40Несомненно, что произведение создавалось под сильнейшим впечатлением от личности преподобного

Сергия, надолго ставшего идеалом нравственного самосовершенствования.

Несомненно, что произведение создавалось под сильнейшим впечатлением от личности преподобного Сергия, надолго ставшего идеалом нравственного самосовершенствования.

Слайд 41Данная презентация составлена по курсу
«Православная культура России»
Пивоваров Б.И., протоиерей,

магистр богословия.
Учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий и

лицеев.
Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского
2002 г.
Данная презентация составлена по курсу «Православная культура России»Пивоваров Б.И., протоиерей, магистр богословия.Учебное пособие для учащихся старших классов

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика