Слайд 1Знаменский Павел ГИБ-11
История костюма в XIX веке.
Слайд 2План презентации.
1. Краткая характеристика эпохи.
2. Периодизация костюма.
Слайд 3Характер одежды XIX столетия в существенных чертах определился уже в
конце XVIII века. Наш нынешний костюм сегодня состоит почти из
тех же основных частей, из каких состоял сто лет тому назад. Даже их форма почти не изменилась за это время; только в смысле покроя сделаны значительные успехи.
Слайд 5Девятнадцатый век ознаменовал себя рядом открытий в области науки, культуры
и искусства. Для новой эпохи было характерно бурное развитие общества,
новый темп и ритм жизни, развитие экономики.
История европейского костюма XIX века начинается с ошеломляющих событий французской буржуазной революции 1789 года. Основные принципы, по которым формировался костюм XIX столетия, были заложены в последние годы XVIII века.
Слайд 6Моду первой половины XIX века в стилевом восприятии можно классифицировать
следующим образом: костюм периода ампир и реставрации, придворная одежда (1804
— 1825) и романтический стиль, европейский костюм (1825 — 1850). Более точно во второй четверти XIX века костюм по стилистическим признакам делится на два периода: 1825 - 1849 годы - бидермайер, 1840 - 1850 годы — так называемый «период фешенеблей».
Слайд 7Примечательно, что в столь небольшие временные отрезки внешний облик модников
радикально менялся, можно сказать, что подобная смена стилей равнозначна революции.
Слайд 8Мода не стояла на месте, ее изменчивый облик в очередной
раз потряс российских щеголих и франтов. В «Московском Меркурии» 1803
года модницы могли прочитать такое руководство к действиям: «В нынешнем костюме главным почитается обрисовывание тела. Если у женщины не видно сложения ног от башмаков до туловища, то говорят, что она не умеет одеваться или хочет отличиться странностью. Когда нимфа идет, платье искусно подобранное и позади гладко обтянутое, показывает всю игру мускулов ее при каждом шаге».
Слайд 9Для создания таких нарядов требовались и особые ткани. В этот
период пользуются популярностью батист, муслин, тафта, перкаль, креп и кисея.
Слайд 10Внешнему облику теперь умышленно придается вид величия и простоты. В
костюме изменяется практически все: платья надевались на одну рубашку, юбки
теперь не носят, дабы не испортить прозрачности тканей. Русский климат мало подходил к воздушным нарядам, и наши модницы были вынуждены перейти на белье мужского покроя и трико телесного цвета.
Слайд 11Но даже такие меры не спасали от страшных холодов. Наши
«нимфы» и «богини» старались «торжествовать над стихиями, не страшась ни
морозов, ни лучей солнечных, и щеголять такими прелестями, которые прежде укрывали от любопытного взора профанов, как священные Египетские таинства». Вся одежда была «на античный манер», ноги обували в «котурны».
Слайд 12Поверх платья носили короткие легкие туники. Туники эти обшивались каймой
с греческими узорами, например, меандрами или же лентами. Русский климат
привнес некий вклад в облик модных дам — появились туники с меховой опушкой (tunique a la russe). Лиф обычно с прямым или сердцеобразным вырезом обнажал почти весь бюст и открывал спину, подчеркивая красоту шеи.
Слайд 13Талия была высокой или еще ее называли короткой, то есть
сразу подмышками и грудью. Рукава или совсем отсутствовали, или еле
прикрывали плечи, вместо них надевали перчатки, доходившие до плеч. Наряды с высокой талией в России были модны до 1822 — 1823 года.
Слайд 14Глазами мужчин, не все модные новшества были привлекательны, так хроникер
«Московского телеграфа» 1824 года говорит: «Несмотря на проказы моды, нельзя
не поблагодарить ее за уничтожение коротких корсетов, совершенно неприличных стройному стану, столь обыкновенному россиянкам». Даже из этой фразы явствует, что и те времена русские красавицы были неотразимы.
Слайд 15Пожалуй, одной из самых важных деталей туалета того времени является
шаль. В начале века, так называемые «кашмирские» шали стоили чуть
ли не целые состояния.
Шали отличались богатым разнообразием формы (квадратные, треугольные, прямоугольные).
Ткали их из различных материалов (шелковые, шерстяные, газовые, батистовые). Эти предметы одежды отличались по цвету и отделке. Шаль носили летом и зимой, утром и вечером — всегда. В нее кутались и ее небрежно набрасывали на обнаженные плечи, привлекая пытливые взоры представителей сильного пола. Шаль была неотъемлемой деталью бального наряда. В ее честь был придуман танец «па-де-шаль». Кстати, в сегодняшней моде шали, шарфы и платки тоже занимают не последнее место в ряде модных аксессуаров. Шали, шляпки, веера и другие детали костюма вносили особую прелесть в наряд прелестниц и щеголей XIX века.
Слайд 16Цветовая палитра туалетов к 20-м годам заметно расширилась, если до
этого времени в одежде доминировал белый цвет, то теперь оттенки
стали самыми разнообразными. Модные цвета носят невероятные названия, например: лягушка, упавшая в обморок (grenouille evanouie); испуганная мышь (souris effrayee); влюбленная жаба (crapaud amoureux); паук, замышляющий преступление (araignee meditant un crime); мечтательная блоха (puce revense).
Слайд 17Чтобы сделать талию как можно тоньше, под платье надевали корсет,
а поверх стягивали широким поясом или лентой. По требованию моды
того времени верхняя часть платья должна была по форме напоминать сердце.
В юбках имелся специально прорезанный карман для любимого томика стихов или романа. В эти годы наблюдается бурное увлечение литературой, особенно среди женщин. Умы заняты произведениями Жорж Санд, Виктора Гюго, Вальтера Скотта.
Слайд 18Мужчины носили длинные панталоны до сапог, которые к 1818 году
удлинились до щиколоток, и в таком виде были признаны модой.
Панталоны держались на подтяжках, считавшихся модным новшеством и особым шиком.
Излюбленной одеждой был фрак с завышенной талией и расширенным у плеча рукавом, манжет — воронкообразный. Обычно фрак — однотонный, но мог быть в мушку или полоску. Пуговицы подбирались особо тщательно, они могли быть серебряными, фарфоровыми и даже драгоценными. Для верховой езды служил редингот, который в измененном виде превратился в сюртук — каждодневную одежду, изначально служившую роль современного пальто. Его надевали поверх фрака или мундира.
На нем треугольная шляпа
И серый походный сюртук...
— читаем мы у Лермонтова в стихотворении «Воздушный корабль».
Слайд 19Волосы стригли и завивали в тугие локоны (а lа Titus),
лицо брили и только на щеках у висков оставляли узкие
полоски, называемые фаворитами.
Мужской костюм второй четверти XIX века не претерпевает принципиальных изменений. Из Англии в этот период приходит новое представление об элегантности, которая проявлялась в крое костюма, качестве ткани, белизне белья и особенно в пренебрежительной манере, с которой щеголи носили дорогие вещи.
Модная прическа представляла собой короткие волосы. Завитые в локоны, приподнятые надо лбом в виде «кока» (coq — франц. — петух), так как по форме такая прическа напоминала петушиный гребень.
Основным головным убором был цилиндр, который носили во всех случаях жизни. Также в моде широкополая шляпа боливар, названная в честь генерала Боливара. Все мы помним еще со школьных времен строки Пушкина:
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар...
Слайд 20Либералы 40-х годов носили мягкую фетровую шляпу гарибальди, казавшуюся в
то время чрезвычайно демократичной.
Обувью служили сапоги и бальные туфли-лодочки. Обязательное
дополнение к костюму — перчатки, хлыст, трость, зонтик, на ленте к жилету крепился лорнет. С 30-х годов стали публично пользоваться носовыми платками, что до этого времени считалось неприличным.
Слайд 21Цветовая гамма мужской одежды: табачный, серый, синий, зеленый и коричневый.
К 40-м годам очень модными становятся клетчатые ткани, из которых,
в основном, шили брюки, иногда и другие части одежды.