Слайд 1«Золотой век» русской культуры
Автор: Куляшова И.П. МОУ-СОШ №3 г. Красноуфимск
Слайд 2Естественные науки
Н.Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лисянский – первая кругосветная экспедиция:
изучены и сделаны съёмки островов Тихого океана, побережья Китая и
острова Сахалин, полуострова Камчатка.
Ф.Ф. Беллинсгаузен и
М.П. Лазарев открыли Антарктиду и многочисленные острова.
Слайд 3Естественные науки
Г.И. Невельский, Е.В. Путятин, В.М. Головкин собрали сведения об
островах Тихого и Ледовитого океанов, Аляске, Сахалине, побережья Кореи.
Математика: 1826
г.
Н.И. Лобачевский открыл неэвклидову геометрию.
П.Л. Чебышев внёс вклад в изучении прикладной математики;
М.В. Остроградский проводил исследования в области математической физики, аналитической и небесной механики.
В.В. Петров заложил основы электрохимии и электрометаллургии;
П.ПА. Аносов – основы металлографии.
химия:
Н.Н. Зинин разработал технологию синтеза анилина .
физика:
Ленц – изучение электромагнитных явлений;
Б.С. Якоби – первый электромотор; открыл гальванопластику.
Слайд 4Естественные науки
Медицина:
Н.И. Пирогов заложил основы
военно-полевой хирургии.
В.Я. Струве в
1839 г создал
Пулковскую астрономическую обсерваторию.
Составление каталогов координат звёзд.
Инженер Шиллинг
П.Л.
Создал первый электромагнитный
телеграф.
Слайд 5Гуманитарные науки
История:
Дворянская историческая наука:
М.П. Погодин,
Н.Г. Устрялов,
Н.М. Карамзин «История
государства Российского»
С.М.
Соловьёв «История
России с древнейших времён»
Грановский Т.Н.: возглавил московский кружок
западников.
Слайд 6литература
Основные направления
Слайд 7классицизм
Г. Державин в конце творчества
Слайд 8сентиментализм
Николай Михайлович Карамзин
«Бедная Лиза»
«Наталья, боярская дочь»
«Марфа- посадница»
«Покорение Новгорода»
Карамзин явился основателем
сентиментализма в России.
Слайд 9романтизм
Жуковский баллады
«Людмила»
«Светлана»
Революционный романтизм
К. Рылеев
«Думы», «Войнаровский»,
«Наливайко»
Слайд 10РЕАЛИЗМ
Основатель русского реализма –
А.С. Пушкин: поэт, писатель, драматург, историк,
публицист.
«Евгений Онегин»
«Борис Годунов»
«Капитанская дочка»
«Медный всадник»
«Маленькие трагедии»
«Повести Белкина»
Слайд 11М.Ю. Лермонтов.
Романтизм:
«Мцыри»,
«Демон».
Реализм:
«Герой нашего времени»,
«Сашка»,
«Тамбовская казначейша»
Слайд 12Н.В. Гоголь
Романтизм:
«Вечера на хуторе,
Близ диканьки»
Реализм:
«Мёртвые души»
«Ревизор»
«Шинель»
Слайд 13И.А. Крылов
«Мартышка и очки»
«Квартет»
«Пустынник и медведь»
«Ларчик»
«Лягушка,
просящая царя»
Слайд 14музыка.
композиторы:
А.А. Алябьев
А.Е.Варламов
А.Н. Верстовский (романтизм):
Опера «Аскольдова могила»
Водевили: «Чёрная шаль» и
др.
романсы
Слайд 15М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки.
Оперы:
«Жизнь за царя»,
«Руслан и Людмила»
Симфонические произведения:
«Камаринская», «Вальс-фантазия»
Произведения для голоса и фортепиано с
оркестром:
На слова Пушкина: «Я помню чудное мгновенье».»Не пой красавица при мне»;
На слова Лермонтова: «Слышу голос твой»;
На слова Жуковского: «Ночной смотр».
Слайд 16А.С. Даргомыжский.
Романтизм:
опера «Эсмеральда»
Реализм:
опера «Русалка»,
«Каменный гость»
Романсы:
«И скучно
и грустно»
Слайд 17Живопись
направления:
романтизм; классицизм; реализм.
Жанры:
Портрет
Бытовой жанр
Исторический.
Слайд 18живопись
Романтизм – идейное и художественное направление, возникшее как реакция на
эстетику классицизма –
Свобода самовыражения
естественность, искренность, раскованность
главное
эмоциональное выражение
Слайд 19портрет
Орест Адамович Кипренский
автопортрет
Портрет Пушкина
Слайд 20Потртрет: Кипренский
Портрет Давыдова
Портрет Е. Гагарина в детстве
Слайд 22Портрет: В.А. Тропинин.
кружевница
Портрет Карамзина
Слайд 23Тропинин
Портрет Пушкина
автопортрет
Слайд 24Тропинин
Девочка с куклой
гитарист
Слайд 25Венецианов Алексей Гаврилович
(1780-1847)
автопортрет
Художник воспевал простых людей, не думая
о противоречиях крестьянского
бытия, стараясь найти прежде
всего поэзию в самих основах
жизни
современной ему деревни
Слайд 26А.Г. Венецианов: изображение простых людей
На пашне. Весна.
Слайд 27Венецианов
Вот и батькин обед
Спящий пастушок
Слайд 29Венецианов
Туалет Дианы
Крестьянская девушка с телёнком
Слайд 30Федотов Павел Андреевич
(1815-1852)
автопортрет
Мастерство художника достигает поистине виртуозной выразительности, изящества и
утонченности
Слайд 31Павел Федотов - основоположник русского реализма
Свежий кавалер
Сватовство майора
Слайд 32А.И. Иванов.
Явление Христа народу
Слайд 33Аполлон, Кипарис и Гиацинт,
занимающиеся музыкой и пением.
Явление Христа Марии
Магдалине,
После воскрешения
Слайд 34Карл Брюллов
Последний день Помпеи
Слайд 35Карл Брюллов.
Всадница
Портрет княгини Салтыковой
Слайд 36Карл Брюллов
Сон девушки
Перед рассветом
Слайд 37Карл Брюллов
автопортрет
Итальянский полдень
Слайд 38архитектура
Первая треть XIX в – поздний классицизм – АМПИР:
парадность
пышность
С конца 30-х гг XIX в – русско-византийский стиль.
Слайд 39Андреян Захаров (1761-1811)
здание Адмиралтейства
в Петербурге, перестроенное в 1806-1823 гг.
Слайд 40Андрей Воронихин
Андрей Воронихин был крепостным графа Александра Строганова.
Горный институт
1806
г. - 1811 г
Слайд 41Андрей Воронихин
Собор был построен для иконы «Казанская Божья матерь» в
стиле ампир. Боковой фасад оформлен полукруглой колоннадой из 94 колон.
В 1812 собор стали воспринимать как памятник победам русского оружия. 13 июня 1813 здесь погребен прах М.И.Кутузова. На данный момент собор передан православной церкви.
Слайд 42 Осип Бове.
С 1814-1816 гг. он занимался реконструкцией Красной площади,
возведением Петровского театра, Триумфальных ворот в Москве.
Слайд 44Карл Росси
Здание Главного штаба на Дворцовой площади
Слайд 46ТОН К.А.
Храм Христа спасителя в Москве.
Храм возводился с 1839 по
1883 год. 26 мая 1883 года храм был торжественно освящен
в присутствии Александра III и императорской семьи.
Слайд 47ТОН К.А.
(1839-49 гг) Большой Кремлёвский дворец
Дворец был временной резиденцией императорской
семьи во время пребывания ее в Москве.
Слайд 48ТОН К.А.
Оружейная палата (1844-1851 гг)
Слайд 49Исаакиевский собор
Построен в 1818—1858 гг. по проекту архитектора Огюста Монферрана
Рельеф
фронтона северного портика — это «Воскресение Христа» (1839—1843, скульптор Ф.
Лемер)
Слайд 50Иван Мартос (1754-1835)
1804-1818 гг. памятник земскому старосте из Нижнего Новгорода
Кузьме Миничу Минину и князю Дмитрию Ивановичу Пожарскому.
Слайд 51Щедрин Феодосий Фёдорович
1751—1825 скульптор,
представитель классицизма,
профессор,
ректор Академии
художеств.
Творчество Феодосия Федоровича Щедрина совпадает по времени с творчеством
Ф. И. Шубина. Между скульпторами шло соперничество полное интриг и художественной конкуренции.
Слайд 52Щедрин Феодосий Фёдорович
Венера, мрамор, 1792 г
Диана, мрамор,
1798 г
Слайд 53Щедрин Феодосий Фёдорович
ФОНТАН «СИРЕНЫ» 1805 г
Петродворец.
Слайд 54Щедрин Феодосий Фёдорович
Нимфы, поддерживающие небесную сферу.
Скульптурная группа у Центральной
башни Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.
1812-1813 гг
Слайд 55Орловский (Смирнов) Борис
(1792-1837 гг)
Классицизм
1837 г. - торжественное открытие памятников
Кутузову и Барклаю-де-Толли у Казанского собора.
Слайд 56Орловский (Смирнов) Борис
(1792-1837 гг)
Классицизм
1837 г. - торжественное открытие памятников
Кутузову и Барклаю-де-Толли у Казанского собора.
Слайд 57Борис Орловский
Классицизм
.
Скульптура ангела на Александровской колонне
Слайд 58Борис Орловский
Классицизм
Фавн и вакханка. 1837 г
Слайд 59Клодт Пётр Карлович
(1805—1867)
Скульптурные группы на Аничковом мосту
Романтизм
Слайд 60Клодт Пётр Карлович
1805—1867)
Известна легенда о том, что Николай I сказал:
«Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».
Слайд 61Клодт Пётр Карлович
1805—1867)
На аттике арки установлена шестёрка коней, несущая колесницу
богини славы, выполненная из кованой меди по модели Клодта в
1833 году.
Нарвские триумфальные ворота
Слайд 62Клодт Пётр Карлович
Памятник И.А. Крылову в Летнем саду.
Скульптор изобразил баснописца
сидящим на скамье одетым в повседневную одежду в естественной расслабленной
позе, как будто он присел отдохнуть под липами Летнего сада.
Слайд 63Клодт Пётр Карлович
Памятник Николаю I на Исаакиевской площади
(1856–1859 гг)
Проект памятника
принадлежит Огюсту Монферрану.
Конь создан по проекту Петра Карловича Клодта,
уникален тем, что имеет всего две точки опоры.
Пьедестал выполнен архитекторами Н. Ефимовым и А. Пуаро, скульпторами Р. Залеманом и Н. Рамазановым.
Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия, в которых можно увидеть черты лиц жены и дочерей Николая I.