Слайд 1
Зоология беспозвоночных (б/позв)
Учебная программа:
Лекции – 32 часа.
Экзамен – 2
сем.
Профессор Семерной Виктор Петрович
Слайд 2Зоология (от греческого “zoo” — животное и logos” — слово,
наука) — наука о животных.
Это — часть биологии, изучающая
многообразие животного мира, строение и жизнедеятельность животных, их распространение, связь со средой обитания, закономерности индивидуального и исторического развития.
По объектам изучения зоология делится на 2 части: зоологию беспозвоночных (б/позв) и зоологию позвоночных.
Слайд 3Морфология исследует строение животных — внешнее и внутреннее (анатомия).
Сравнительная морфология
(анатомия) изучает строение животных и отдельные системы их органов в
плане сравнения у разных систематических групп, устанавливая при этом гомологии и аналогии.
Эмбриология животных изучает индивидуальное развитие (онтогенез) от яйца до взрослого организма.
Филогения (Филогенетика) исследует пути эволюции животного мира, историю развития систематических групп животных.
Экология животных ставит задачи изучения их взаимоотношений между собой, с другими организмами и со средой обитания.
Зоогеография — раздел зоологии (пограничный с географией), исследующий распределение животных в разных регионах планеты, на суше и в воде, а также факторы, определяющие это распространение. Палеозоология изучает вымерших животных прежних геологических эпох. В этом она тесно связана с филогенетикой и эволюционной морфологией.
Слайд 4Зоологию можно классифицировать и по объекту морфологического исследования: на протозоологию
— науку об одноклеточных организмах, гельминтологию — о паразитических червях,
малакологию — о моллюсках, карцинологию — о ракообразных, арахнологию — о паукообразных, акарологию — о клещах, энтомологию — о насекомых, ихтиологию — о рыбах и рыбообразных, батрахологию — о земноводных, герпетологию — о пресмыкающихся, орнитологию — о птицах, териологию — о млекопитающих и т. п.
Слайд 5Зоология тесно связана с другими биологическими науками, а также с
медициной и ветеринарией. Некоторые разделы зоологии входят как составляющая часть
в такие комплексные дисциплины, как паразитология, гидробиология, эпизоотология, эпидемиология.
Слайд 6Зоология имеет широкое практическое применение в различных областях деятельности человека.
В области медицинской и ветеринарной паразитологии зоология изучает животных —
паразитов человека, домашних и полезных животных. Зоологические исследования лежат в основе организации мероприятий по борьбе с животными вредителями сельского и лесного хозяйства. Многие беспозвоночные животные — моллюски, ракообразные, насекомые — используются человеком как пищевые объекты и для технических целей. Эколого-зоологические исследования лежат в основе разработки мер по воспроизводству рыбных запасов, регулированию численности объектов охотничьего хозяйства, акклиматизации и интродукции полезных животных.
Слайд 7
За последние десятилетия выделились некоторые специальные области зоологии, представляющие значительный
теоретический и практический интерес. Почвенная зоология изучает своеобразные почвенные биоценозы
(работы академика М. С. Гилярова и др.). Изучается фауна морей и пресных водоемов — гидробиоценозы.
Слайд 8Основой зоологии служит наука систематика. Каждый организм должен иметь имя
(род+вид), таксономический (классификационный) ранг : царство (подцарство) – тип (подтип)
– класс (подкласс) – отряд (подотряд) – семейство (подсемейство) – род (подрод) – вид (подвид) и иметь определенное место в филогенетическом (родословном) ряду на основе изучения его плана строения (внешней и внутренней морфологии), специфических (адаптивных) признаков и генотипа. Эти знания позволяют представить картину видообразования (эволюции) и биологические (питание, размножение) особенности и экологию вида, в том числе, его жизненный цикл.
Слайд 9Предмет систематики — биологическое разнообразие (видовое разнообразие).
Задача систематики —
выявить, описать и классифицировать биологическое разнообразие, сохранить необходимый материал в
коллекциях, обеспечить определение материала для нужд других биологов и практиков, и опубликовать пособия для таких определений.
Слайд 10Современная систематика основана на научном описании животных предложенном К. Линнеем,
заложившего основы биноминальной номенклатуры (род, вид).
Сейчас широко внедряются методы геносистематики,
основанной на исследовании последовательностей нуклеотидов в молекулах ДНК.
Слайд 11
Применение новых признаков вносит свой вклад в выявление видового разнообразия.
Так, использование строения гениталий в систематике насекомых на стадии имаго
и признаков кариотипа произвели настоящую революцию, позволили разграничить множество видов, которые иначе разделить было бы невозможно. Обычно освоение новых признаков начинается с абсолютизации их значения (устойчивый в филогенетическом ряду или это уродство)
Слайд 12Важнейшая задача систематики — классифицировать известное биологическое разнообразие. Хорошая классификация
— не только пособие для ориентирования во множестве известных растений
и животных, она еще и обладает несомненной прогностической ценностью, позволяя предсказывать наличие у близкородственных организмов тех свойств, часто небезразличных для человека, которые уже выявлены у их "соседей" по классификации.
Слайд 13
Гораздо важнее то, что любая работа в биологии, в том
числе прикладной, требует точного определения (идентификации) объекта и разработанной классификации.
Работы по биогеографии и биоценологии целиком зависят от определений систематиков, но не менее важна деятельность систематиков для экологов, специалистов по охране природы и защите растений, паразитологов, молекулярных биологов и т. д. Вот что писал по этому поводу известный эколог Ч. Элтон (Elton, 1947): "Объясняя начинающему экологу значение систематики для экологии, следует подчеркивать вновь и вновь, сколь сильно развитие экологии зависит от правильного определения материала и наличия хорошо разработанной систематики для всех групп животных. Систематика — главная основа любого исследования; без нее эколог беспомощен и вся его работа может оказаться бесполезной".
Слайд 14Требования
Не опаздывать на занятия;
Не пропускать лабораторные занятия по неуважительным причинам
(три пропуска – не допуск к зачету и экзамену );
Отключать моб. телефоны;
Верхнюю одежду сдавать в гардероб;
На лабораторных занятиях халаты обязательны;