Слайд 1Образовательный портал "Мой университет"- www.moi-universitet.ru
Звук и его характеристики
Слайд 2 Цель:
1) изучение происхождения, свойств и значения
звука;
2) особенностей его распространения в различных средах;
3) восприятия звуков человеком;
Слайд 3Приведите примеры колебательных движений.
Что является основным признаком колебательного движения?
Что такое
период колебаний? Частота колебаний? Амплитуда колебаний?
Записать формулы физических величин и
указать их единицы измерения.
Что такое волна?
Что является источником волны?
Что такое упругая волна? Как распространяются волны в упругих средах?
В каких средах распространяются упругие волны?
Слайд 5 ВСЕ ЗВУЧАЩЕЕ — ДРОЖИТ!!!
ВСЕ ДРОЖАЩЕЕ — ЗВУЧИТ!!!
Какое выражение верно?
Слайд 6Какие условия необходимы для того, чтобы мы услышали волну?
Слайд 7 Источники звука — физические тела, которые колеблются (дрожат, вибрируют)
Слайд 8Вибрирующее тело может быть
- твердым (струна, земная кора)
-
жидким (капля, океанская волна)
- газообразным
(струя воздуха
в свистке, смерч).
Слайд 9 Звуковые волны – это упругие волны, способные вызывать слуховые
ощущения
Слайд 10Слуховые ощущения у человека вызывают волны с частотой колебаний, лежащей
в пределах от 16 до 20000 Гц.
Такие колебания называются акустическими
Акустика
– это учение о звуке.
Инфразвук – это упругая волна с частотой < 16 Гц
Ультразвук - это упругая волна с частотой > 20 кГц
Слайд 11 У детей в возрасте от 2 до
3 лет предел слышимости
доходит до
22 000 Гц
У стариков он понижается до 10 000 Гц (барабанная перепонка
теряет упругость)
Слайд 12Ухо – орган слуха человека
Звук улавливается ушной раковиной,
вызывает вибрацию барабанной перепонки и затем через систему звуковых косточек
передаётся воспринимающим клеткам.
Слайд 13Людвиг ван Бетховен
(1770-1827) - немецкий композитор, дирижёр и пианист,
один из трёх «венских классиков»
Слайд 14Проблема
Зачем человеку два уха?
Наличие у человека парного слухового органа даёт возможность устанавливать направление,
в котором находится источник звука.
Слайд 15ОПЫТЫ
Как распространяется звук?
Необходима ли среда для передачи звука?
Слайд 16 Роберт Бойль в 1660 г.
Проверил передается
ли звук в вакууме на опыте . Он поместил будильник
в стеклянный сосуд, а затем откачал воздух.
Слайд 17Опыт. Распространение звука в вакууме
Слайд 18Вывод:
Для распространения звука нужна среда
Слайд 19Скорость звука
Скорость звука в воздухе впервые была измерена в
1636 году французом М. Мерсенном.
Слайд 20Скорость звука в различных средах
Слайд 21Вывод
- Скорость звука зависит от вещества и его температуры.
- C увеличением температуры она возрастает, а с уменьшением -
убывает.
- С увеличением плотности среды, скорость звука увеличивается.
Слайд 22Измерение скорости звука в воде (1827г.)
Слайд 23Задача
Скорость звука в воде впервые была измерена в
1826 году на Женевском озере в Швейцарии Колладоном и Штурмом.
На одной лодке поджигали порох и одновременно ударяли в колокол, опущенный в воду. Звук этого колокола с помощью специального рупора, так же опущенного в воду, улавливался на другой лодке, которая находилась на расстоянии 14 км от первой. Чему равна скорость звука в воде, если сигнал улавливался через 9,8с после вспышки пороха?
Ответ: 1428м/с
Слайд 24Проблема
Существует ли физический смысл в выражении: «Тише! Всю
рыбу распугаешь!» ?
Слайд 25Проблема
Как изменился бы мир, если бы скорость звука
уменьшилась в 100 раз?
Слайд 26Задача
Вы услышали гром через 15 с после вспышки
молнии. Как далеко от вас произошел разряд?
Слайд 27Основные свойства звука
1.Звук это продольная волна.
2.Распространяется звук в упругих средах (воздух, вода, различные металлы)
3.Звук имеет конечную скорость.
Слайд 28Традиционными физиологическими характеристиками воспринимаемого звука являются:
Громкость
Высота
Тембр
Слайд 29Традиционными физиологическими характеристиками воспринимаемого звука являются:
Громкость
Высота
Тембр
Слайд 30Громкость – это изменение давления в звуковой волне.
Громкость зависит от
амплитуды колебаний, давления в звуковой волне
За единицу громкости
звука принят бел (в честь Александра Грэхема Белла, изобретателя телефона).
Громкость звука равна 1 Б, если его мощность в 10 раз больше порога слышимости.
Слайд 32Проблема
Выделите позитивные и негативные стороны музыкального произведения стиля:
«транс», «металл», «техно», «панк». Гармонична ли эта музыка?
Слайд 33Диапазоны частот, воспринимаемых разными животными и человеком
Слайд 34
Задача
Две расчески под окном жалобно завыли…
Одной
и той же палочкой провели по зубцам редкой и частой
расчески. Чем будут отличаться вызванные звуки? Проверьте.
Слайд 35Задача
Чем вызывается звук, который насекомые издают при полете?
Как объяснить «звуковой почерк» различных насекомых?
Слайд 36Высота звука
Определяется частотой источника звуковых колебаний. Чем больше частота колебаний,
тем выше звук. Колебаниям малых частот соответствуют низкие звуки.
у человека зависит от длины и натяжения голосовых связок.
У мужчин длина голосовых связок 18 – 25 мм, у женщин – 15 – 20мм. Женский голос сопрано имеет диапазон длин волн 137 – 34 см, а мужской голос баритон – 342 – 86 см.
Слайд 40Тембр звука
Определяется формой звуковых колебаний.
Различие формы колебаний, имеющих одинаковый период,
связано с разной относительной амплитудой основной моды и обертонов
Слайд 42Эхо
Звук, отражённый от препятствия и возвратившийся к своему
источнику, называется эхо.
Слайд 43Задача
Эхо в районе горного озера Лох-Лайн (Ирландия) откликается
на один звук до ста раз. Как бы вы это
объяснили?
Слайд 44Задача
Чтобы различать посланный и отражённый сигналы, необходим промежуток
времени 0,05с. Рассчитайте на каком наименьшем расстоянии может быть воспринято
эхо.
Ответ: 8,5 м
Слайд 45Опыт . Дуэт камертонов
Что происходит? Как бы вы
это объяснили?
Что будет, если изменить расстояние между
камертонами?
Слайд 46Работа в группах
1.Часы установлены по звуку сигнала от
удаленного радиоприемника. В каком случае часы будут установлены более точно:
летом или зимой?
2. Могут ли космонавты при выходе в открытый космос общаться между собой при помощи звуковой речи?
3.Почему столбы линий электропередач гудят при ветре?
4.Чем музыкальные звуки отличаются от шума?
Слайд 47Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?
Пригодятся ли вам
знания, полученные сегодня на уроке?
Где пригодятся знания, полученные сегодня на
уроке?
Слайд 48Домашняя работа
А. §37-39,(упр.31).
Б. Как
бы вы измерили скорость звука в воде? В железе? В
стекле? В земной коре?
В. Лабораторная работа «Спичечный телефон»
1. Изготовьте спичечный телефон из двух спичечных коробок и ниток.
2.Испытайте, на каких расстояниях возможна связь.
3.Что может помешать разговору? Найдите причины и постарайтесь их устранить.
4. Где может пригодиться спичечный телефон?
Слайд 49Литература
А. В. Перышкин, Е. М. Гутник Физика 9 класс Дрофа
2003г.
С. В. Громов, Н. А. Родина Физика 8 класс М.
Просвещение 2001г.
Н.К. Мартынова, Физика,7-9, Книга для учителя, 2003г.
А. В. Аганов, Р.К. Сафиуллин, А. И. Скворцов, Д.А. Таюрский Физика вокруг нас. Качественные задачи по физике. М. Дом педагогики 1998 г.
С. А. Чандаева Физика и человек.М. АО Аспект Пресс 1994 г.
А.Л Камин Физика 7 класс –развивающее обучение, «Феникс», 2003.
Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: Пособие для учителей / В.А.Буров, Б.С.Зворыкин, А.П.Кузьмин и др.; Под ред. А.А.Покровского. – 3-е изд., перераб. Ч. 2. Колебания и волны. Оптика. Физика атома. – М.: Просвещение, 1979.
Енохович А.С. Справочник по физике и технике: Учеб. пособие для учащихся. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1989.
http://school-collection.edu.ru/
http://school149.avers-telecom.ru/dlrstore/669bc7a3-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_10.swf
Я.И.Перельман, Занимательная физика, Москва, 1994.
Эликтив 9, Физика. Химия. Биология. Для организации предпрофилоной подготовки учащихся в 9 классе. Кн.1\Дендебер С.В., Зуева Л.В., Внанникова Т.В и др., 5 за знания, Москва, 2006.