Слайд 1 Звуки З-Зь. Буква З
Учитель-логопед
Сурнова И. В.
Слайд 2 Коррекционно-развивающие задачи
1. Закреплять навык правильного и четкого
произношения звуков З-Зь.
2. Выделять звуки З, Зь из ряда других,
а также, в слогах и словах.
3. Дифференцировать звуки З, Зь между собой в словах.
4. Закреплять навык составления простых предложений с заданными словами.
5. Развивать фонематический слух, мелкую моторику, психические процессы.
звуком
Загадка:
По полю скачет, ушки прячет.
Встанет столбом – ушки торчком.
(Зайка)
- Назови первый звук в слове «зайка» (Звук З)
звука
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию
звука:
- губки в улыбке;
- зубки сближены;
- кончик языка прижат к нижним зубам;
- холодный воздух идет по центру язычка;
- горлышко «работает».
Характеристика звука (дает ребенок): согласный, звонкий, твердый.
- А мягкий может быть? (ребенок отвечает).
- Каким цветом обозначим твердый звук З? А мягкий?
Слайд 5 Символ звука З: муха звенит – ЗЗЗЗ…
Слайд 6 Символ звука Зь: комарик звенит –зьзьзь...
Слайд 7 Игры на развитие фонематического
слуха и восприятия
1.
«Поймай муху» (хлопнуть на звук З):
з, м, в, з, з, ц…
за, ба, га, зы…
зонт, коза, мама, узор, санки, зубы…
2. «Закончи слово слогами»
ЗА: ва…, ро…, гла…, сле…, гро…;
ЗЫ: ко…, ва…, гро…, бере…, моро…, арбу…
Слайд 83. «Доскажи словечко» (придумать слова к слогу ЗА):
ЗА:
…мок, …бор, …вод, …яц и т д.
4. «Зеленый свет» (поднять
зеленую карточку или любой другой предмет зеленого цвета на слова со звуком зь):
зонт, зима, зебра, загадка, газета, роза, магазин и т. д.
5. Игра «Составь предложения с парами слов» (на развитие мышления):
ваза – роза, заяц – береза, замок – забор, грузовик – арбузы, Лиза - зонтик
Игры с картинками
Слайд 11 «Чистоговорки» (задание на картинке)
Слайд 12 «Найди и назови»
Выбрать только те картинки, в названиях которых есть звук З (различать на слух слова со звуками С, З, Ц)
Слайд 13 «Что у большого комара, а что у маленького комарика?»
Назвать сначала картинки с твердым звуком З (они у «большого комара»), а затем с мягким звуком Зь (у «комарика»).
Слайд 14 «Помоги Зое и Зине»
Задание аналогично предыдущему.
Слайд 10Слайд 15 «Составь предложение»
Назвать картинки сначала на звук З в
начале слов, затем – на звук З в середине;
затем,
выбрав любые 5 слов, составить с ними предложения (записать в тетрадь).
Слайд 16 «Что лишнее?»
В каждом ряду из трех картинок выбрать «лишнюю» (в зависимости от твердого – мягкого звука З), например:
зонт, глаза корзина (лишняя «корзина», т.к. в этом слове мягкий звук Зь, а в двух других – твердый).
Слайд 17 «Выбери слова на заданный слог»
(задание на картинке)
Буква З
1.
Знакомство с буквой З:
З загнулась, как змея,
Но ей не запугать меня.
- На что еще похожа буква З?
2. Задания на развитие мелкой моторики (аналогично работе с другими буквами: выкладывание, лепка…)
3. Выполнить звуковой анализ и выложить из цветных кружков звуковую схему слов зубы, зима.
* Если ребенок знает хорошо буквы, можно под каждой схемой составить слова (например, из букв разрезной азбуки).