Разделы презентаций


административно-териториальное устройство

 Административно-территориальная единица – часть территории субъекта РФ в фиксированных границах, установленная для осуществления функций государственного управления, полученная в результате административно- территориального деления субъекта Федерации, имеющая установленный законодательством статус и наименование. Основной целью

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
Сарибекян В.К
Краев А.Д.

Административно-территориальное устройство субъектов Российской ФедерацииСарибекян В.ККраев А.Д.

Слайд 2 Административно-территориальная единица – часть территории субъекта РФ в фиксированных границах, установленная

для осуществления функций государственного управления, полученная в результате административно- территориального

деления субъекта Федерации, имеющая установленный законодательством статус и наименование.
Основной целью деления территории на административно-территориальные единицы является создание условий для эффективного управления, сохранения целостности и социально-экономического единства территории, поддержания оптимальных отношений между центром и территориальными единицами, направленных на обеспечение максимального удовлетворения потребностей населения.
Правовую основу административно-территориального устройства субъекта РФ составляют Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устав субъекта Федерации, закон об административно-территориальном устройстве и иные нормативные правовые акты субъекта РФ.

 Административно-территориальная единица – часть территории субъекта РФ в фиксированных границах, установленная для осуществления функций государственного управления, полученная в

Слайд 3Анализ текста ст. 71—73 Конституции РФ позволяет отнести административно-территориальное устройство (деление)

к компетенции субъектов РФ.
Границей административно-территориального образования является закрепленная в установленном

порядке линия, определяющая пределы территории административно-территориального образования, т.е. пространственный предел действия соответствующих органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления.

Анализ текста ст. 71—73 Конституции РФ позволяет отнести административно-территориальное устройство (деление) к компетенции субъектов РФ.Границей административно-территориального образования является

Слайд 4Принципы административно-территориального устройства субъекта РФ
Экономический принцип предполагает учет географического положения,

размера территории, тенденций хозяйственной деятельности, особенностей хозяйственного профиля, наличия центров

экономического тяготения, сложившейся системы расселения населения, его количества, инфраструктурного потенциала, состояния путей сообщения и других факторов.
Национальный принцип играет важную роль в административно-территориальном устройстве субъектов многонационального федеративного государства, поскольку позволяет учитывать особенности национального состава населения, этнические, языковые, религиозные и иные исторически сложившиеся особенности и местные традиции при создании и изменении административно-территориальных единиц, что способствует социально-культурному развитию коренных малочисленных народов и иных этносов Российской Федерации.
Принцип максимального приближения органов публичной власти к населению важен для успешного решения органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач по удовлетворению повседневных нужд и запросов людей.
Принцип стабильности административно-территориального устройства необходим для устойчивого развития территориальных единиц. Частые и непродуманные изменения в административно-территориальном устройстве ведут к дезорганизации системы регионального управления
Принцип учета мнения местного населения ограничение свободы органов публичной власти усмотрения данных органов при решении вопросов территориального деления, создания новых, реорганизации и упразднения существующих территориальных единиц.

Принципы административно-территориального устройства субъекта РФ Экономический принцип предполагает учет географического положения, размера территории, тенденций хозяйственной деятельности, особенностей хозяйственного

Слайд 5
Административно-территориальная единица – часть территории субъекта РФ в фиксированных границах,установленная

для осуществления функций государственного управления, полученная в результате административно- территориального

деления субъекта Федерации, имеющая установленный законодательством статус и наименование.
С заключением Федеративного договора административно-территориальные единицы - края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения - приобрели статус субъектов РФ, что в дальнейшем нашло закрепление в Конституции РФ.
В настоящее время перечень административно-территориальных единиц приводится в конституциях (уставах) субъектов РФ и законах об административно-территориальном устройстве. Например, в Уставе Ростовской области указывается, что в состав области входят 55 административно-территориальных образований, и содержится их полный перечень (ст. 15).

Виды административно территориальных единиц

Административно-территориальная единица – часть территории субъекта РФ в фиксированных границах,установленная для осуществления функций государственного управления, полученная в

Слайд 6Региональным законодательством устанавливается два уровня административно-территориальных единиц: базовые и первичные

административно-территориальные единицы субъектов РФ.
К базовым административно-территориальным единицам относятся: районы; города республиканского, краевого,

областного, окружного значения.
Район (сельский район) - административно-территориальная единица, составляющая часть сельской местности субъекта РФ и входящая в субъект непосредственно. Район не входит в состав других административно-территориальных единиц. На территории района расположены города районного значения, поселки, села, сельскохозяйственные предприятия, как правило, небольшие промышленные предприятия (главным образом по переработке сельскохозяйственного сырья), коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации. Кроме того, каждый район (уезд) является базой для всех видов социально-культурного обслуживания сельского населения <1>. 
Города республиканского, краевого, областного, окружного значения играют важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни субъекта РФ и страны в целом. Они являются местом сосредоточения большинства промышленных предприятий, значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, связанных с обслуживанием населения. Различаются города, состоящие из территории в пределах городской черты, и города, состоящие из данной территории и прилегающих (присоединенных) территорий небольших городов, поселков, сел. В законодательстве Мурманской области эти города называются "города с подведомственными территориями".
К первичным (низовым) административно-территориальным единицам относятся: города районного значения; районы в городах; поселки; села; сельские округа.
Город районного значения - административно-территориальная единица, входящая в состав сельского района и состоящая из города и прилегающих к нему земель.
Районы в городах (внутригородские районы) - административно-территориальные единицы, входящие в состав городов республиканского, краевого, областного и окружного значения. Они являются частью этих крупных городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением и обеспечивают нормальное функционирование городов.
Поселки могут входить в состав сельских районов, городов, внутригородских районов. Они отличаются от городов меньшими размерами территории и численностью населения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные. К категории рабочих поселков относятся населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и другие экономически важные объекты. Курортными поселками являются населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение. Дачные поселки - населенные пункты, основное назначение которых заключается в обслуживании городов в качестве места летнего отдыха или санаторного лечения.
Села, а также деревни, хутора, аулы, станицы - это сельские населенные пункты, жители которых заняты преимущественно сельским хозяйством. Они могут являться самостоятельными административно-территориальными единицами, но чаще всего таковыми не являются и входят в состав сельских округов, сельсоветов. Сельские населенные пункты - самая многочисленная административно-территориальная единица.
Сельские округа (волости, сельсоветы) представляют собой административно-территориальные единицы в сельской местности, включающие в свой состав села, деревни, небольшие поселки с прилегающими к ним территориями. Как правило, сельские округа входят в состав сельских районов, хотя иногда могут входить в состав территории города.

Региональным законодательством устанавливается два уровня административно-территориальных единиц: базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов РФ.К базовым административно-территориальным единицам относятся: районы;

Слайд 7Помимо административно-территориальных единиц, давно ставших традиционными, некоторые субъекты РФ создали

и другие административно-территориальные единицы.
Согласно Уставу г. Москвы и Закону г.

Москвы от 5 июля 1995 г. N 13-47 "О территориальном делении города Москвы" территориальными единицами города Москвы являются районы, поселения и административные округа. Территория Москвы разделена на 12 административных округов - Центральный, Северный, Северо-Восточный, Восточный, Юго-Восточный, Южный, Юго-Западный, Западный, Северо-Западный, Зеленоградский, Новомосковский, Троицкий. Образование, преобразование и упразднение административных округов, присвоение им наименований, установление и изменение их границ осуществляются мэром Москвы. Административный округ включает несколько районов или поселений. Границы административного округа не могут пересекать границ районов или поселений. Всего в составе Москвы 125 районов и 21 поселение. Поселения были созданы на территориях, включенных в состав территории г. Москвы в соответствии с Соглашением об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 29 ноября 2011 г., Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью".
Помимо административно-территориальных единиц, давно ставших традиционными, некоторые субъекты РФ создали и другие административно-территориальные единицы.Согласно Уставу г. Москвы

Слайд 8В конституциях (уставах) субъектов РФ указываются виды административно-территориальных единиц, входящих

в состав их территории, которые могут дополняться конкретными перечнями. Например,

в Конституции Республики Саха (Якутия) указаны базовые виды административно-территориальных единиц, из которых состоит территория республики: улусы (районы) и город республиканского значения Якутск. Перечни районов в Конституции содержатся, но не указаны виды низовых административно-территориальных единиц (ч. 2 ст. 47). Подобным образом определены основы административно-территориального устройства в конституциях Карачаево-Черкесской Республики (ст. 62), Республики Мордовия (ст. 63), Республики Татарстан (ст. 65).
В Конституции Республики Хакасия наряду с районами перечисляются города, при этом без уточнения их вида - республиканского или районного значения (ст. 67). Сходным образом регулируются эти вопросы в уставах Свердловской, Саратовской областей.
В уставах Приморского края, Новгородской области сельские районы называются "административные районы".
Конституцией Республики Башкортостан установлен такой вид административно-территориальной единицы, как "составная административно-территориальная единица, приравненная к району", к которой причисляются район и город (ст. 64).


В конституциях (уставах) субъектов РФ указываются виды административно-территориальных единиц, входящих в состав их территории, которые могут дополняться

Слайд 9Существенной ошибкой конституционного законодателя ряда субъектов РФ является смешение административно-территориального

устройства с муниципально-территориальным, когда не проводится различие между административно-территориальной единицей

и муниципальным образованием. Так, согласно ст. 138 Конституции Республики Тыва "Республику Тыва составляют города, кожууны (муниципальные районы) и другие административно-территориальные единицы и населенные пункты". Далее в статье указываются городские округа и поселения (городские и сельские поселения).
Следует отметить, что территории муниципальных образований и территории административных единиц могут как совпадать, так и не совпадать. Поэтому необходимо понимать, как соотносятся между собой термины "район" и "муниципальный район", "город" и "городской округ", "сельский населенный пункт" и "сельское поселение", "поселок городского типа" и "городское поселение". В первых случаях речь идет об административно-территориальных единицах, а во вторых - о муниципальных образованиях, территориальные пределы которых анализируются в гл. 4.
Ряд основных законов субъектов РФ демонстрирует понимание отличий административно-территориального устройства от муниципально-территориального. Так, согласно ст. 31 Устава Красноярского края "для целей осуществления местного самоуправления на территории края образуются муниципально-территориальные единицы - муниципальные образования: городские округа, муниципальные районы, поселения (городские и сельские)"; в соответствии со ст. 32 "для целей осуществления государственной власти территория края делится на административно-территориальные единицы: районы, краевые города, районные города, поселки, сельсоветы (целостные системы административно несамостоятельных территориальных единиц - поселков, сел и других населенных пунктов), закрытые административно-территориальные образования".
В законах об административно-территориальном делении ряда субъектов РФ указывается, что они не регламентируют вопросы создания, реорганизации, организации работы, осуществления полномочий и деятельности органов местного самоуправления по управлению территориями муниципальных образований, а также изменения границ муниципальных образований.

Существенной ошибкой конституционного законодателя ряда субъектов РФ является смешение административно-территориального устройства с муниципально-территориальным, когда не проводится различие

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика