Слайд 1
Духовно-нравственное развитие школьников
на основе традиций православной культуры
Из опыта работы учителя
православной культуры
МОУ «Владимировская сош» Ивнянского района Зубковой Л.В.
«Сегодня жизнь стоит на переломе.
Мир под вопросом – быть или не быть?
И только Бог и наша боль о Доме
Зовут к Любви, к Добру, чтоб всем и завтра жить»
(В. Гладких)
Коренные изменения в жизни страны, связанные с реформированием российского общества, в значительной степени обострили социальные проблемы населения, что в первую очередь сказалось на самой уязвимой его части – детях.
Поэтому сегодня, как никогда прежде, Россия нуждается в укреплении своих самобытных устоев. Никогда над нашей культурой и вековыми традициями не нависала столь явная угроза их утраты. Духовно–нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества. В наш век информационных технологий, когда с экранов телевизоров на детские души обрушился огромный натиск жестокости, насилия, расцвет наркомании, демографический спад, как никогда важно лечить неокрепшие души. И этим врачом может стать любовь к Родине, родному краю. В настоящее время молодежь с энтузиазмом посещает игровые салоны, дискотеки, но только не театры, выставки, музеи. Одним из любимых увлечений подростков являются компьютерные игры, но не история родного края. Поэтому я считаю, что необходимо подрастающее поколение воспитывать на примере старших, формировать чувство любви к своему родному краю, изучать историю малой Родины, которая для каждого человека всегда оставляет самый неизгладимый след
Слайд 3Я считаю, что именно народная художественная культура признана решать вопросы
бытия. На уроках православной культуры рассматривается экологический аспект, как один
из составляющих компонентов формирования и развития целостной личности. Учитель стремится восстановить добрые отношения между человеком и природой, которые берегли наши предки, бережно и трепетно передавали из поколения в поколение.
Слайд 4Второе направление представляет семейно-обрядовую культуру. В обрядовой культуре до сих
пор сохранились следы древней ритуальности, те добрые традиции, которые формируют
культуру труда, приносят здоровье, сплачивают людей, а также вселяют привязанность к родным местам.
Организующим началом жизни человека является семья. Так как именно семья является носителем основ православной христианской веры, глубоких традиций, хранительницей социального коллективного опыта. С точки зрения православных понятий семья представляет «малую церковь», именно семья с малых лет ребенку прививает основы духовности и нравственности, воздействует на человека посредством общественного мнения. Исстари в семье приобщали и к разным жанрам фольклора, к различным видам ремесла. Семья растила не просто ребенка, она воспитывала будущих мать и отца.
Слайд 5Третьим направлением является предметная направленность. Каждый предмет, изделие, вещь народного
и декоративно-прикладного искусства, а также орнамент, украшающий их поверхность, народный
танец, народная песня, элементы обрядовой культуры являются своеобразным источником нравственных и духовных исканий человека-творца.
Знакомясь с былинами легендами, танцами, песнями, ремеслами, дети видели образы героизма, духовности, нравственности, житейской мудрости, справедливости, патриотизма, смекалки, которыми были наделены герои, творцы. Среди них любимые персонажи, реально существующие люди, на которых хотелось быть похожими.
Слайд 7 На уроках православной культуры большое внимание уделяю взаимосвязи
православного вероучения, православных традиций с культурой России. Как культура нашей
страны немыслима без Православия, так православный храм немыслим без иконы. Поэтому особое внимание на занятиях уделяю изучению русской иконописи, храмового зодчества. Дети интересуются иконописью, кто изображен на иконах.
Когда речь идет об иконах, то часто привожу пример в рассказ «Стояние Зои». В нем говорится о том, как одна девушка Зоя пошла на вечеринку. Все уже собрались, а ее жениха все не было. Молодежь стала танцевать, а Зое не с кем. С досады сняла она со стены образ Святителя Николая Чудотворца: «Возьму хоть этого». «Не надо, не хорошо это» - останавливали ее девчата. Но она их не слушала. Не успела она пройти два круга, в комнату ворвался вихрь, сверкнула вспышка ослепительного света. Все бросились кто куда, одна Зоя осталась стоять с прижатой к груди иконой – окаменевшая и холодная как мрамор. Никто не мог ей помочь. Это было по Новый год. Девушка простояла до Пасхи. После посещения одного старца Зоя стала призывать всех молиться, появилась мягкость в мышцах, и ее наконец положили на кровать. На третий день Зоя отошла к Господу, пройдя тяжелый путь – 128 дней стояния.
Слайд 8Особый разговор веду о храмах. Храм на Руси особо почитался.
На уроках православной культуры дети знакомятся с назначением, внутренним устройством
храма. Дети готовят сообщения об известных русских храмах, узнают историю их возникновения. Входя с детьми в храм, вижу, с каким благовеением они смотрят на божественные лики, замечаю, как они нравственно взрослеют, как углубляются их духовные ценности. Дети полнее чувствуют нерасторжимую связь и с миром, и с людьми, которые жили прежде нас и тянулись к Богу.
Слайд 9Если возникают вопросы, мы обращаемся к настоятелю храма «Иконы Божией
Матери «Скоропослушница» отцу Григорию, который по понедельникам организует встречи, у
нас в школе. Принимаем участие в водосвятии на Крещение Господне. На престольный праздник в честь обновившийся иконы Божией Матери «Скоропослушница», 26 ноября совершаем Крестный Ход.
Слайд 10 Внеклассные занятия – логическое продолжение уроков, возможность думать, искать,
творить и созидать. Во внеурочное время школьники собирают и записывают
воспоминания односельчан об истории села. Так в ходе поисково-исследовательской деятельности учащиеся узнали о нерукотворном чуде, произошедшем в доме нашей односельчанке. Была проведена огромная работа и написана исследовательская работа «Обновление иконы Божией Матери «Скоропослушница». Которую с успехом защитила на районной краеведческой конференции ученица 11 класса Белоплотова Екатерина, заняв 1 место. А спустя несколько дней выступала с данной работой на областной конференции, заняв 8 место.
Приведу воспоминания записанные со слов - сына Марии Дмитриевны - иерея Тарасова Григория Васильевича
«Это чудо произошло в Рождественский пост, за три дня до Рождества Христова в 1993 году.
В селе Владимировка Ивнянского района жила вдова Тарасова Мария Дмитриевна. По мнению детей, а их у нее шестеро, была благочестивой женщиной. Оставшись в 36 лет вдовой с малыми детьми нa руках, она всю свою жизиь посвятила им. В годы войны работала трактористкой. Время было трудное, голодное. И чтобы поднять на ноги детей она все дни и ночи проводила в трудах и молитве. Однажды впала в отчаяние и в тонком сне увидела спускающихся с неба ангелов. Они зашли в дом и сказали, чтобы она не скорбела, а уповала на Господа. Было время, когда власть хотела взять у нее самых маленьких детей и отправить их в детский дом. Но раба Божия заявила: «Пока я жива, все останутся при мне...»
Когда дети выросли и разъехались из родительского гнезда, часто вспоминала, что, когда в доме не оставалось хлеба, она просила Господа и его Пречистую Матерь о помощи. Несла свой нелегкий материнский крест до конца дней своих без ропота. Слава Богу за все! - говорила Мария Дмитриевна. И еще при жизни она удостоилась видения.
Последние годы Мария Дмитриевна доживала в стареньком доме на окраине села вместе с внучкой Наташей. Был зимний вечер. Бабушка хлопотала на кухие, а внучка смотрела телевизор. И вдруг Наташа увидела в святом углу необыкновенный свет. Он исходил от иконы Божией Матери «Скоропослушница». Бабушка и внучка растерялись и подумали, что это отблеск от экрана работающего телевизора. Они его выключили, но ничего нe изменилось. Тогда они погасили электрическую лампочку, завесили попавшимся под руку одеялом окно, через которое мог падать в дом свет от уличного фонаря. Но и после этого икона Божией Матери источала неземной свет. «Меня охватил страх,- вспоминала Мария Дмитриевна. - Я пала на колени и молила Бога, Пресвятую Богородицу помиловать и отвести от дома беду". Это произошло в девять часов вечера. И вот с этого времени и до часа ночи раба Божья, пo ее словам, простояла коленопреклоненно у иконы со слезами нa глазах. «Я восприняла это явление, как знак приближающейся беды, - говорила Мария Дмитриевна. - За детей боялась».
Вспоминая об этом явлении, Мария Дмитриевна часто подходила к иконе и
подробно рассказывала детям, односельчанам о том, как это чудо происходило. Например, вокруг лика Божией Матери в темноте ярко светился белый нe твархый свет. Затем - голубой и зеленый. У младенца - Спасителя - очень ярко светилась рука, держащая свиток, и нога. Свечение продолжалось с 9 часов вечера и до 6 часов утра. Ha вопрос: почему именно в ее доме произошло явление иконы Божией Матери, Мария Дмитриевна всегда говорила, - «потому что в грехе жили. Вот и явила Царица Небесная свою икону «Скоропослушницу», чтобы уверовали в Бога». Сама она сохранила эту веру до конца дней своих и отошла к Господу тихо нa руках дочери и сына. И теперь по милости Божией икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» перенесена в открывшийся храм и словно лучик нетварного света освещает всех, кто с верой и надеждой припадает к ней.
Пресвятая Богородица, Спаси Haс!»
Слайд 11 Учащиеся школы принимают участие не только в краеведческих конференциях
и олимпиадах по краеведению. Но и в областном конкурсе видеофильмов
«Свет, побеждающий тьму», так в номинации лучший художественный фильм «Обретение святыни» учащиеся 11 класса заняли второе место. Затем продолжили исследовательскую работу по теме «Роль священника в моей жизни» и участвовали в областном конкурсе исследовательских работ.
Слайд 12Большой нравственный потенциал кроется в работе по ознакомлению учащихся с
русской народной культурой, с русскими традициями и обычаями, которые формировались
в русле православных традиций и православной культуры. В ходе мероприятий учащиеся узнают суть христианских праздников: Рождества, Пасхи, Троицы, православных обрядов.
Нельзя предсказать, нельзя знать заранее, гарантировать какими вырастут наши дети, но мы делаем все от нас зависящее, чтобы каждый ребенок вырос человеком, несущим в себе нравственный стержень, не позволяющий ему навсегда забыть о заповедях Божиих. Преподобный Серафим Саровский говорил иноку Тимону: «Сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей на песке, сей на камени, сей при пути, сей и в тернии: все где-нибудь да прозябнет, и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро». И семена добра, посеянными нами, Бог даст, прорастут в душах наших детей. Если, конечно, мы успеем их вовремя посеять.
Ищите Бога,
Ищите слезно,
Ищите, люди,
Пока не поздно;
И днем, и ночью,
В мороз и весны
Ищите Бога пока не поздно.
Ищите всюду.
Ищите каждый –
И вы найдете
Его однажды.
И будет радость
Превыше неба…
Но так ищите,
Как ищут хлеба!
И. Абрамов