Слайд 1
Жилищно-коммунальное хозяйство в условиях реформ
Научные основы реформирования
Проблемы ЖКХ и
необходимость реформ
Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной реформы
Ключевые аспекты
реформы ЖКХ в современных условиях
Слайд 21. Научные основы реформирования
Реформа – существенные преобразования в социально-экономической
сфере, затрагивающие отношения собственности, хозяйственный механизм, систему управления, имущественные права
и другие аспекты функционирования общества.
Реформы обусловлены наличием острых проблем и проводятся во многих странах и сферах деятельности.
Слайд 31. Научные основы реформирования
Основные вопросы реформы: Зачем? Что? Как?
Кому?
Элементы реформирования:
Причины и необходимость реформы
Условия проведения реформы –
благоприятные и нет
Принципы реформирования – системность и другие
Приоритеты и цели реформы – ожидаемые результаты
Содержание реформы – пути и мероприятия
Механизм реформы – ресурсы и эффективность
Результаты реформы – степень достижения целей
Причины удач и неудач – объективные и субъективные
Слайд 4Жилищный фонд страны составляет около 3 млрд. кв.м общей площади,
в т.ч. 2 млрд. кв.м в городах.
Но значительная часть
ЖФ не удовлетворяет потребности населения по качеству, техническому содержанию и уровню благоустройства.
В домах, не оборудованных водоснабжением, канализацией, отоплением до сих пор проживает не менее 40 млн. человек.
2. Проблемы ЖКХ и необходимость реформ
Слайд 52. Проблемы ЖКХ и необходимость реформ
Нормативный срок отслужили около
60% ОФ коммунального хозяйства. Физический износ котельных составил 55%, тепловых
сетей – 63%, тепловых насосных станций – 52%, требуют немедленной замены 16% теплопроводов и 30 % сетей водоснабжения и канализации.
В результате износа и низкого КПД расход энергетических ресурсов в ЖКХ на 30-50% выше, чем в Европе.
Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, по воде составляют 20%, по электроэнергии – 15%, по теплу - до 40% .
Слайд 62. Проблемы ЖКХ и необходимость реформ
В ЖКХ обостряются проблемы:
жилищная и энергетическая, благоустройства и экологии. При этом растет плата
за услуги, а привлекаемые бюджетные средства неэффективны.
Причины нарастания проблем в ЖКХ:
объективные – изношенность и отсталость МТБ ЖКХ
субъективные - административный механизм хозяйствования и отсутствие реальных реформ
Поэтому важнейшей задачей является привлечение инвестиций и радикальное реформирование в ГХ
Слайд 73. Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной реформы
Основные направления ЖКР:
Повышение
эффективности системы управления;
Формирование конкурентной среды;
Стимулирование энерго и ресурсосбережения;
Обеспечение баланса цены
и качества жилищно-коммунальных услуг;
Адресная социальная поддержка населения в процессе реформирования.
Слайд 83. Этапы проведения ЖКР
1997 г. – Концепция ЖКР (Указ Президента)
2001
г. – Подпрограмма «Модернизация и реформирование ЖКК России» (Пост. Прав.
РФ)
2005 г. – Жилищный Кодекс (ФЗ 2004)
2007 г. ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ»
2010 г. - Концепция ФЦП: «Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010-2020 годы».
2010 г. – Программа «Жилище на 2011-2015 годы» (Пост. Прав.)
2011 г. – Новая редакция Жилищного Кодекса (ФЗ)
Слайд 93. Ход реализации жилищно-коммунальной реформы
Население принимает решение о выборе
способа управления МД. В городах принят целый ряд нормативных документов
в сфере ЖКХ. Развиваются договорные отношения в данном секторе, НО:
Договоры на предоставление жилищно-коммунальных услуг жителям либо отсутствуют, либо формальны
Контроль со стороны властей в сфере ЖКХ недостаточен, а собственники пассивны
Отсутствует ряд важных нормативных документов – О статусе УК, О страховании рисков и др.
Слайд 103. Ход реализации жилищно-коммунальной реформы
Ликвидирована монополия ЖЭО (ЖКС
и фирмы)
Работы по содержанию и ремонту ЖФ проводятся на конкурсной
основе
Развиваются нецентрализованные формы управления МД ( ТСЖ, УК), НО:
Конкурсы проводятся без учёта квалификационных требований
Развитие ТСЖ идёт трудно в том числе по причине недостаточной информированности жителей.
Слайд 113. Ход реализации жилищно-коммунальной реформы
Предпринимаются меры по сбережению воды,
тепла, электричества
Развивается приборный учёт воды и тепла, НО:
отсутствует комплексный
подход к разработке и реализации программы ресурсосбережения в ЖКХ города, включающей комплекс мер по правовому, организационному, финансовому, техническому и информационному обеспечению.
Слайд 123. Ход реализации жилищно-коммунальной реформы
Разработаны и введены в действие
тарифы на оплату ЖКУ, покрывающие текущие издержки предприятий ЖКХ
Структура платежей
за ЖКУ в основном приведена в соответствие с ЖК, введена плата за социальный наём жилых помещений
Улучшилась платёжная дисциплина граждан, НО
не упорядочена плата собственников за капитальный ремонт МД
Отсутствует взаимосвязь уровня платежей и качества ЖКУ
Слайд 133. Ход реализации жилищно-коммунальной реформы
В городах действует развитая система
предоставления льгот и субсидий на оплату ЖКУ, НО
не введены
в практику работы стандарты качества ЖКУ
Существенно увеличены объёмы капитального ремонта МД за счёт средств бюджета, НО
Ремонты носят аварийный, а не профилактический характер
Действующие Программы КР не содержат критерии эффективности проводимых работ
Слайд 144. Ключевые проблемы развития ЖКХ и проведение реформы
Требуются масштабные программы
КР, модернизации и реконструкции объектов ЖКХ
Для стимулирования инвестиций в коммунальную
инфраструктуру необходимо перейти к долгосрочным тарифам и договорам - концессиям.
Определение коммунальных платежей на основе приборного учета (тепла, воды, газа и др.)
Введение дифференцированных ставок оплаты жилья в зависимости от качества услуг
Слайд 154. Ключевые проблемы жилищно-коммунальной реформы
В настоящее время реформа ЖКХ
проводится, но она ещё далеко от завершения.
Для реализации целей
реформы предлагается:
Разработать и реализовать эффективную программу ресурсосбережения в МД воды, тепла, газа, электроэнергии
Разработать новые формы договорных отношений с жителями на оказание ЖКУ с указанием объёмов, качества и оплаты за конкретный период.
Слайд 164. Ключевые проблемы жилищно-коммунальной реформы в современных условиях
3. Обеспечить
постепенный переход от аварийности к профилактике капитального ремонта
4.
Обеспечить взаимосвязь между уровнем оплаты и качеством ЖКУ на основе стандартов качества.
5. Организовать контроль за выполнением договорных обязательств в соответствии с принятыми стандартами качества.
6. Создать условия для привлечения жителей к реальному участию в управлении МД.
Главное – переход к профессиональному управлению и участие собственников в проводимой реформе