Слайд 1Слово учителя как универсальное средство обучения
Слово учителя как универсальное средство
обучения
МОУ СОШ №4
г. Пролетарск
Слайд 2Сре́дства обуче́ния – это объекты, созданные человеком, а также предметы
естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной
информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Слайд 4Развитие средств обучения в современной школе определяется общим развитием учебной
техники. Появление интерактивных досок, компьютерной техники, новейших средств воспроизведения цифровых
носителей, развитие сети Интернет в образовательных учреждениях сильно изменило и требования к разработке средств обучения.
Но слово учителя было и остается главным средством обучения.
Современный мир является диалогическим по своей сущности. Причинами такой диалогичности является познавательный и эмоциональный интерес человека, потребность в передаче и восприятии информации, необходимость постоянной связи с определенными объектами, действиями, процессами.
Слайд 5Слово учителя – образец для подражания
Слайд 6На уроке, например, создается информационное коммуникационное поле, в котором общаются
учитель и ученики. Учитель своим словом побуждает ученика открыть широкие
горизонты для своих мыслей и действий, если он готов к общим раздумьям, к диалогу. Диалог означает создание чего-то нового, когда выиграют все.
На протяжении ХХ столетия понятие диалога стало универсальным и используется практически всеми социальными и гуманитарными науками. Выдающийся философ и лингвист М. Бахтин убедительно доказал, что диалог является наиболее эффективнейшим инструментом единения людей. Это альфа и омега человеческого существования.
Слайд 8Диалог как средство обучения на уроках.
Диалог - универсальное средство обучения,
в той же степени, в какой диалог есть форма существования
человеческого сознания (М.М. Бахтин). А "школа диалога культур" - разве не отечественная идея?
Образование как средство развития есть, в том числе, и процесс педагогического управления переходом от монолога педагога (когда ребёнок ещё не умеет говорить) к диалогу на равных (когда молодой человек входит в пору первой зрелости).
К сожалению, учитель часто "застревает" в стереотипах, один из которых (весьма распространённый) - это его монологическое общение, что в 5 классе, что в 11-м.
Слайд 9В диалоге свою роль озвучу и оценка станет лучше.
Слайд 10Диалогическое общение, конечно, более ресурсоёмко. Детей надо специально учить общаться
в режиме диалога, и уже в начальной школе. К каждому
уроку, предполагающему диалог, надо по-другому готовиться самому и по-другому готовить детей. Учитель на уроке-диалоге выступает в непривычной роли (режиссёр, "дирижёр", те. - менеджер процесса общения), и этому тоже надо специально учиться.
Диалог- это коммуникативная модель, цель которой — повлиять на сознание оппонента через вербальные выражения,
Диалог на уроке необходим. Мы ведь должны не только передавать знания, "вкладывать" ЗУНы в головы детей. На мой взгляд, главное в нашей педагогической деятельности научить учащихся говорить, высказывать свое мнение, а самое важное научить слушать мнения других, корректно спорить, аргументированно доказывать свою точку зрения, а без диалога на уроке это все просто невозможно. Я думаю, что вы со мной согласитесь. Диалог- это общение, в каждом общении присутствует слово учителя. Что сказать и как сказать, с какой интонацией произнести ту или иную команду – все это приходит с мастерством учителя.
Слайд 12Мастерство педагогического общения.
Трудно себе представить общение, которое бы совсем не
несло познавательного или воспитательного заряда. Тем не менее, в литературе
и практике все больше и шире используется сравнительно "молодое" словосочетание: педагогическое общение. Это – профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри коллектива. Другими словами,
педагогическое общение - это общение педагога с воспитанниками в педагогических целях.
Слайд 14А. С. Макаренко подчеркивал необходимость для педагога овладевать техникой педагогического
мастерства, техникой педагогического общения: "Нужно уметь читать на человеческом лице.
Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть... Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность... Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса".
Слайд 16В зависимости от стиля педагогического общения американские психологи выявили три
типа педагогов:
"Проактивный" педагог инициативен в организации общения в группе, причем
общения как группового, так и парного (учитель-ученик). Он четко индивидуализирует свои контакты с учениками. Но его установки меняются в соответствии с опытом, т.е. такой педагог не ищет обязательного подтверждения раз сложившейся установки. Он знает, что хочет, и понимает, что в его собственном поведении или поведении детей способствует достижению этой цели.
"Реактивный" педагог тоже гибок в своих установках, но он внутренне слаб, подчинен "стихии общения". Различие в его установках на отдельных учеников - не различие в его стратегии, а различие в поведении самих учеников. Другими словами, не он сам, а ученики диктуют характер его общения с группой. У него расплывчатые цели, он приспосабливается и подстраивается к детям.
Слайд 18"Сверхреактивный" педагог, замечая индивидуальные различия, тут же строит совершенно нереальную
модель, преувеличивающую эти различия во много раз и считает, что
эта модель и есть действительность. Если ученик чуть активнее других - в его глазах он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее - лодырь. Такой педагог имеет дело не с реальными, а с выдуманными им учениками и ведет себя соответствующим образом. А выдумывает он на самом деле стереотипы, подгоняя под них реальных, совершенно нестереотипных учеников. Учащиеся при этом - его личные враги, а его поведение - род защитного психологического механизма.
Педагогическое общение должно быть не тяжким долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия. Каковы слагаемые оптимального педагогического общения?
Во-первых, это высокий авторитет педагога.
Второе условие успешности педагогического общения - владение психикой и приемами общения, т.е. педагог должен быть хорошо подготовлен как практический психолог.
И, наконец, третье составляющее успеха - это накопленный опыт, это то, что в обыденной практике и называется "сначала умение, а потом мастерство".