Слайд 1Способы достижения метапредметных результатов при освоении учебных программ
«Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность».
Бернард Шоу
Слайд 2Сфера формирования планируемых предметных результатов — учебный процесс,
метапредметных результатов
— образовательный процесс
Слайд 3Понятие метапредметности
Метапредметы (по А.В. Хуторскому)
«Метапредметное содержание, то есть то, что
предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до
его конкретного проявления ».
Метапредметы (по Ю.В. Громыко) – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности.
Слайд 4Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову)
включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу
умения учиться
Слайд 6Познавательные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся
осуществляют процесс познания:
общеучебные универсальные действия(самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск и
выделение необходимой информации; структурирование знаний и др.);
логические (анализ; синтез; доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др.);
постановка и решение проблемы.
Слайд 7Регулятивные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся
организуют учебную деятельность:
целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль;
коррекция;
оценка;
саморегуляция.
Слайд 8Коммуникативные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся
налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками;
постановка вопросов;
разрешение конфликтов;
управление поведением партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Слайд 9Требования к уроку
ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности;
на
уроке применяются разнообразные источники знаний;
изменяется структура урока;
преобладают индивидуальная и коллективная
деятельность;
отдается приоритет деятельности ученика;
применяются новые критерии оценивания деятельности обучающихся.
Слайд 10Основные трудности при подготовке к уроку в рамках ФГОС
Сложившаяся за
предыдущие годы устойчивая методика проведения урока.
Необходимость дать возможность ученику самому
искать информацию и исследовать её.
Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя.
Замена известных планов-конспектов
технологическими картами урока.
Контрольно-оценочная деятельность.
Слайд 11Критерии результативности урока в рамках ФГОС
Цели урока задаются с тенденцией
передачи функции от учителя к ученику
Учитель систематически обучает детей
осуществлять рефлексионное действие
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки
Слайд 13Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении –
создание условий
для проявления познавательной активности учеников.
Главная методическая цель достигается
следующими путями.
Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе
с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий
ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают,
группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.
То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.
Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с
эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом
неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью
к поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации – коллизии
Слайд 14
Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы пробуждающие
самостоятельную мысль учеников, предварительные
домашние задания).
Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе
класса.
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому
ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации
учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.
Слайд 15Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
1).Уроки
«открытия» нового знания;
2).Уроки отработки умений и рефлексии;
3).Уроки общеметодологической направленности;
4).Уроки развивающего
контроля.
Цели и пути их достижения для урока каждого типа смотрите в приложениях
Слайд 16
Технологическая карта урока (ФГОС)
Слайд 18Рефлексия: на листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец –
это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение,
запишите его.
большой – для меня это важно … / неважно …
указательный - я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового…
средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)…
безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
мизинец – хочу для себя выяснить …