Слайд 2Человек без пищи может прожить несколько недель, без воды –
несколько дней, а без чего человек не может прожить и
несколько минут? Почему?
Слайд 3Дыхательная система.
Тема урока: Значение дыхания.
Строение и функции воздухоносных путей.
Задачи:
Познакомиться
с сущностью процесса дыхания.
Понять значение дыхания в обмене веществ и
превращениях энергии в организме человека.
Сформировать знания о строении воздухоносных путей в связи с выполняемыми функциями.
Слайд 4 Дыхание –
одна из важнейших функций живого организма.
Дыхание — совокупность
физиологических процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и выделение во
внешнюю среду углекислого газа (внешнее дыхание), а также использование кислорода клетками для окисления органических веществ с освобождением энергии, расходуемой в процессе жизнедеятельности (клеточное, или тканевое, дыхание).
Слайд 5Значение дыхания:
обеспечение организма О2
образование и удаление из организма СО2
окисление органических
соединений с высвобождением энергии
удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ: Н2О,
NH3, H2S и др.
Слайд 6 Этапы дыхания:
Внешнее дыхание заключается в ритмичном поступлении воздуха в легкие
при вдохе и удалении его из легких при выдохе.
Транспорт
газов (кислорода и углекислого газа) кровью.
Тканевое (клеточное) дыхание, происходящее в клетках: использование кислорода в митохондриях клеток на процессы биологического окисления и образование углекислого газа.
Слайд 7 Внешнее дыхание
Органы, осуществляющие внешнее дыхание, составляют систему органов дыхания. В
эту систему входят следующие органы:
верхние дыхательные пути:
носовая полость
носоглотка
ротоглотка
гортань
нижние дыхательные пути:
трахея
бронхи
легкие, в которых непосредственно происходит газообмен с кровью.
Слайд 8Дыхательная система человека:
1 — носовая полость;
2 — ротовая полость;
3 —
гортань;
4 — трахея;
5 — левый главный бронх;
6 — левое легкое;
7
— правое легкое;
8 — сегментарные бронхи;
9 — правые легочные артерии;
10 — правые легочные вены;
11 — правый главный бронх;
12 — глотка;
13 — носоглоточный ход.
Слайд 9Носовая
полость
Дыхательная система
Воздухоносные пути
Лёгкие
Носоглотка
Гортань
Трахея
Бронхи
Слайд 12Строение и функции дыхательных путей.
Носовая полость, в которую воздух поступает
через ноздри, разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой
из них имеется по три носовых хода. В нижний открывается носослезный канал. В задней части носовая полость через два внутренних отверстия (хоаны) сообщается с носоглоткой.
Функциями носовой полости являются:
Обогрев и увлажнение вдыхаемого воздуха за счет интенсивного кровоснабжения и секреции слизистой оболочки носовых ходов;
Очищение его от пыли и микроорганизмов благодаря наличию мерцательного эпителия, выстилающего носовую полость.
В слизистом эпителии расположены рецепторы обонятельного анализатора, воспринимающие различные запахи.
Слайд 14 Глотка расположена позади носовой и ротовой полостей и гортани, впереди
от основной части затылочной кости и верхних шести шейных позвонков.
Она
может быть разделена на три части: носоглотка, ротовая часть и нижний отдел глотки.
В носоглотке вырабатывается большая часть слизи, туда выходят евстахиевы (слуховые) трубы и каналы из придаточных пазух носа (гайморовы пазухи).
Слайд 16Задание 1.
Расставьте по порядку:
Лёгкие
Гортань
Бронхи
Носовая полость
Ротоглотка
Трахея
Правильную последовательность запишите на листочке.
Задание 2.
Что
НЕ относится к воздухоносным путям?
Носоглотка
Гортань
Ротоглотка
Лёгкие
Гортаноглотка
Носовая полость
Запишите ответ на листочек.
Слайд 17Задание 3.
Верно ли утверждение?
Кислород должен поступать в организм постоянно.
Органы дыхания
состоят из носовой полости и лёгких.
Внутри носовая полость разделена на
2 половины.
В носовой полости воздух согревается, увлажняется, очищается.
Из носовой полости воздух попадает непосредственно в трахею.
Основной орган дыхания - лёгкие.
Номера верных утверждений запишите на листочке.
Слайд 18Дыхательная система.
Тема урока: Значение дыхания.
Строение и функции воздухоносных путей.
Задачи:
Познакомиться
с сущностью процесса дыхания.
Понять значение дыхания в обмене веществ и
превращениях энергии в организме человека.
Сформировать знания о строении воздухоносных путей в связи с выполняемыми функциями.
Слайд 19Домашнее задание:
Изучить материал в учебнике (параграф 24) и конспект в
тетради;
Ответить на вопросы в учебнике.
Проделать опыт «Обнаружение углекислого газа в
выдыхаемом воздухе»
Подготовить сообщение по теме:
«Требования к воздуху, которым дышит человек»
Слайд 20Нам в этом мире многое дано,
Расти, искать и ошибаться,
Но, главное дано дышать!
Любить, найти и не сдаваться!
Спасибо за
урок! До новых встреч!