Слайд 1« Cказка - ложь,
да в ней намёк ,
добрым
молодцам урок ! »
Любовской Евгений
ученик 2 класса
Слайд 2Область исследования –
литература
Предмет исследования –
русские народные сказки
Слайд 3Методы исследования:
-чтение сказок;
-чтение литературы по теме;
-сравнительный анализ сказок.
-.
Слайд 4Гипотеза –
Я предположил,
что взрослые не зря просят соблюдать нас
правила поведения,
уважительно относиться к старшим,
не грубить взрослым и друг
другу,
а русские народные сказки могут научить нас этому.
Слайд 5Цель:
Проследить как русский народ через сказки учил детей относиться к
старшим.
Задачи:
изучить русские народные сказки;
выявить ситуации, в которые попадали сказочные герои
из-за того, что не выполняли правил поведения ;
привлечь внимание одноклассников к этой проблеме.
Слайд 6«Сказка – ложь, да в ней намек.
Добрым молодцам урок!»
А.С. Пушкин
Слайд 7Что такое «СКАЗКА»
Сказка проходит через всё наше детство, через всю
нашу жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем
сказок.
«Скоро сказка сказывается…» ─ отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ.
Если подобрать к слову сказка однокоренные слова, то получим ряд слов, который раскроет нам его смысл:
сказка
сказывать
рассказывать.
То есть сказка — это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателей.
Слайд 8Сказка - это волшебный мир, в который мы часто окунаемся.
Мы испытываем чувство грусти, радости... Сказка - это чудо!
Сказка
- это выдуманный сюжет, обязательно со счастливым концом! Сказка - это мостик в детство для каждого взрослого!
Сказка - наша верная спутница в жизни. Сказки возникли очень давно (более1000 лет назад).
Сказки – это энциклопедия прошлого, настоящего, и даже будущего.
Слайд 9Где живет сказка?
В книгах ( различные печатные издания)
В театре
В
скульптурах
В картинах (живопись)
В фильмах, мультфильмах
В фантазиях человека
Слайд 11Виды сказок:
сказки о животных
волшебные
бытовые
Слайд 13
В сказках о животных героями могут
быть не только
люди, но и животные,
которые умеют разговаривать,
одеваются, как люди.
Например: «Лисичка
со скалочкой»,
«Лиса и собаки»,
«Петушок – золотой гребешок» и др.
Слайд 14Сказки о животных
В сказках о животных говорится о повадках, проделках
и
зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень
похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь - глуповат, заяц - трусоват, волк - жаден, а Лиса Патрикеевна - хитрее хитрых, обманет кого хочешь.
Слайд 16
Бытовые сказки – это сказки о жизни,
о быте сельского
или городского жителя, это смешные,
порой даже нелепые истории, которые могут
произойти
с человеком (с людьми).
Например: «Каша из топора», «Как мужик гуся делил»,
«Дурак и берёза» и другие.
Слайд 17 В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный,
богатый и бедный.
Сказка с уважением относится
к хорошим, умелым работникам, высмеивает
лодырей.
Самый любимый герой сказки - солдат. Ловкий, находчивый и в слове, и в деле, смелый, все знающий, все умеющий, веселый, неунывающий.
Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит,
кто окажется сообразительнее.
Бытовые сказки
Слайд 19
В волшебных сказках героям
помогают волшебные силы:
Волшебная палочка;
Ковёр-самолёт;
- Шапка-невидимка;
Волшебный клубок
Скатерть-самобранка и другие
(например: «Марья-Моревна», «Царевна-лягушка»)
Многие волшебные сказки рассказывают о воинском подвиге.
Но сказочные герои сражаются не за Русь,
не за Русскую землю. Они добывают для царя какое-либо диво дивное,
чудесный предмет.
Многие волшебные сказки рассказывают о воинском подвиге.
Сказочные герои добывают для царя какое-либо диво дивное, чудесный предмет.
Слайд 20Сказочные композиционные элементы
присказки
зачины
концовки
Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить
к слушанию сказки, заинтересовать ею, подчинить воле рассказчика.
Цель концовки:
отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности.
Слайд 22ПрПРИСКАЗКАисказки
Было это на море, на океане…
В то давнее время, когда
жил-был царь по имени Горох…
Вы хотите сказочку? ...
Аль потешить вас
сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.
Будет сказка занимательна… Слушайте её внимательно… .
А кто мою сказку будет слушать…
Слайд 24Зачины
За далёкими полями, за глубокими морями…
В некотором царстве, в некотором
государстве…
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
Жили-были…
В некотором царстве, за тридевять
земель – в тридесятом государстве…
В тридесятом царстве, небывалом государстве…
Слайд 26Концовки
Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво
пил, по усам текло, а в рот не попало.
Вот вам
сказка, а мне бубликов связка.
Стали жить-поживать – добра наживать.
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Слайд 27Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться
к ней.
Слайд 28Русская народная сказка «Колобок»
Колобок сбежал от бабы и деда.
Он не знал, что его ждут большие опасности. Вся история
Колобка закончилась тем, что его съела хитрая лиса.
Непослушание Колобка привело его к гибели. Нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонним людям .
Слайд 29Русская народная сказка «Гуси лебеди»
Не послушание родительскому наказу,
привело к беде. «… Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на
крыльях…»
В этой сказке девочке помогли упорство, трудолюбие, вежливое обращение и помощь другим. Когда девочка стала обращаться к тем, кто ей встретился по дороге, ласково и уважительно: печка – матушка, речка –матушка, все персонажи девочке помогли.
Слайд 30Русская народная сказка «Морозко»
За свое трудолюбие и ответственность, за
уважительное отношение к старшим старикова дочь была вознаграждена.
Слайд 31Русская народная сказка «Маша и медведь»
Девочке помогли выбраться из
сложной ситуации и вернуться домой смекалка и трудолюбие.
Слайд 32Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»
Каждый должен делать
ту работу, которую он умеет делать лучше всего, а заниматься
«не своим делом» опасно для жизни и здоровья.
Слайд 33Выводы
Во всех русских народных сказках встречаются ситуации, из которых добрые
молодцы, то есть мы - читатели, можем получить урок.
В русских
народных сказках непослушание родителям - наказывалось, а терпение и послушание вознаграждались.
Герой получал помощь только тогда, когда он вежливо обращался, помогал сам и многим героям пришлось проходить целые испытания чтобы понять это.
Главным был труд, с помощью которого герои выходили из сложных ситуаций.
Слайд 34
Заключение
Мы прочитали и прослушали много сказок и я могу сказать,
что для меня сказка открыла удивительный мир волшебства, где добро
побеждает зло, где каждый получает то, что заслуживает, где сбываются мечты. Это невероятная страна фантазий и чудес, которая учит человека быть добрым, отзывчивым, честным и порядочным. Сказка помогает нам поверить в себя и свои силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелость. Дарит надежду, а иногда, даже помогает принять верное решение в сложной жизненной ситуации.
Моя мама, так же как и многие очень любит сказки. Она говорит, что сказки учат многому не только детей, но и помогают посмотреть на себя со стороны взрослым.
Слайд 35Как хорошо, что есть на Земле
Сказки чудесные эти!
Сказку возьмём, вместе
прочтём
И про неё пропоём!
Пусть живут вечно сказки,
Пусть они дарят людям
Волшебство,
справедливость,
Красоту и добро!