Разделы презентаций


Экологическое воспитание младших школьников

Содержание

Объект – процесс экологического образования и воспитания школьников.Предмет – экологическое воспитание младших школьников в учебной и внеклассной деятельности.Цель – поиск оптимальной технологии экологического воспитания младших школьников.Задачи: раскрыть сущность экологического образования и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ с.Верхние Услы


Кинзябулатова Зуляра Фанисовна

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВУчитель начальных классов МБОУ СОШ с.Верхние Услы Кинзябулатова Зуляра Фанисовна

Слайд 2Объект – процесс экологического образования и воспитания школьников.
Предмет – экологическое

воспитание младших школьников в учебной и внеклассной деятельности.
Цель – поиск

оптимальной технологии экологического воспитания младших школьников.
Задачи:
раскрыть сущность экологического образования и воспитания;
раскрыть систему организации экологического воспитания;
наметить методику организации экологического воспитания младших школьников.
Методы:
анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ государственного стандарта Республики Башкортостан и учебных программ для начальной школы.
 
 
 

Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема

Объект – процесс экологического образования и воспитания школьников.Предмет – экологическое воспитание младших школьников в учебной и внеклассной

Слайд 3

К началу ХХI века наша планета оказалась в состоянии глобального

экологического кризиса. Человек нарушил естественную сбалансированность биосферных процессов. Произошли следующие

изменения в биосфере: повышение температуры поверхности Земли, глобальное загрязнение воды, воздуха и почвы, опустынивание планеты, загрязнение Мирового океана, разрушение озонного слоя. Поэтому поиск путей преодоления кризиса предполагает необходимость макросистемного подхода к изучению и решению экологических проблем, с одной стороны, и формирование нового мировоззрения, относящегося к экологической безопасности человека и биосферы, с другой.
Исключительно важная роль в этом принадлежит опережающему экологическому образованию.
Термин «экология» (от греч. «ойкос» – дом, жилище и «логос» – наука) был предложен более 100 лет назад выдающимся немецким естествоиспытателем Эрнстом Геккелем.
В буквальном смысле экология – это наука об условиях существования живых организмов, их взаимодействиях между собой и окружающей природой.
 
 
К началу ХХI века наша планета оказалась в состоянии глобального экологического кризиса. Человек нарушил естественную сбалансированность биосферных

Слайд 4Под экологическим воспитанием подразумевается единство экологического сознания и поведения, гармоничного

с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания

и убеждения во внеклассной и внешкольной деятельности.
Определяя сущность экологического воспитания, необходимо выделить, во-первых: особенности этого процесса:
1) ступенчатый характер:
а) формирование экологических представлений;
б) развитие экологического сознания и чувств;
в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
г) выработка навыков и привычек поведения в природе;
2) длительность;
3) сложность;
4) активность;
во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:
1) развитие экологического сознания;
2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;
3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
4) воспитание устойчивой воли;
5) формирование значимых целей экологической деятельности.
Поэтому формирование экологического сознания и поведения необходимо начинать с младшего школьного возраста.
 

СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Под экологическим воспитанием подразумевается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают

Слайд 5 В свое время В.А.Сухомлинский писал, что

трудно переоценить влияние природы на воспитание ребенка, именно она формирует

и развивает его душу и мысли. И чем ближе он к природе, тем богаче и гармоничнее его духовный мир, моральный и нравственный облик.
Это высказывание великого педагога остается актуальным и в настоящее время, т.к. главная направленность современной концепции экологического образования состоит в том, чтобы сформировать у учащихся не только соответствующие знания и умения, но и определенные качества личности.
В свое время В.А.Сухомлинский писал, что трудно переоценить влияние природы на воспитание ребенка,

Слайд 6формирование у учащихся ответственного отношения к окружающей среде;
формирование готовности к

ответственному поведению и деятельности в окружающей среде в соответствии с

моральным долгом и нормами права;
формирование способности осуществлять экологически грамотные действия, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде.

Задачи экологического воспитания

формирование у учащихся ответственного отношения к окружающей среде;формирование готовности к ответственному поведению и деятельности в окружающей среде

Слайд 7 ориентация учащихся на отношение к экологическим проблемам как глобальным,

общеземным. Данный принцип направлен на формирование высокой ответственности за происходящее,

активности в решении экологических проблем;
ориентация любой глобальной проблемы на местные особенности ее проявления, т.е. учет региональных особенностей окружающей среды;
уважение к жизни человека, как к уникальному явлению;
учет возрастных особенностей обучающихся, своеобразие организации экологического образования учащихся на различных ступенях учебного процесса;
междисциплинарный подход в формировании экологической культуры личности;
системность и непрерывность изучения экологического материала;
единство интеллектуального и эмоционально - волевого начал в деятельности обучающихся

Принципы экологического воспитания

ориентация учащихся на отношение к экологическим проблемам как глобальным, общеземным. Данный принцип направлен на формирование высокой

Слайд 8Первый подход ориентирован на формирование у учащихся теоретических знаний об

экологии, окружающей среде родного края. При этом познавательная деятельность основана

на восприятии учащимися экологического материала из письменных и устных источников. Однако такой подход позволяет сделать только первый шаг в формировании экологической культуры и гражданских качеств личности.
Второй подход ориентирован на формирование экологических умений и ответственного отношения учащихся к природе. В данном случае учащиеся должны включаться в такие виды деятельности, которые оказывали бы наибольшее влияние на осмысление ценности природы, природных объектов.
Третий подход в экологическом образовании и воспитании предполагает включение учащихся в практическую деятельность. В результате приобретались бы соответствующие умения и навыки. Причем, учащиеся должны быть ориентированы на решение проблем той местности, где они проживают, а не на охрану природы вообще.


Первый подход ориентирован на формирование у учащихся теоретических знаний об экологии, окружающей среде родного края. При этом

Слайд 9Система ведущих идей экологического воспитания

Система ведущих идей экологического воспитания

Слайд 10Направления экологического воспитания


Экологическое образование и воспитание может осуществляться по следующим

направлениям: - базовое образование: курс «Окружающий мир» (автор – А.А.Плешаков)

и использование межпредметных связей. Базовое образование дополняется авторской программой факультативного курса «Экология и краеведение», разработанной А.А.Плешаковым для 1-4 классов. Программа факультатива «Экология и краеведение для младших школьников» предполагает расширение и углубление знаний курса «Окружающий мир», экологических знаний, знакомство с краеведческим материалом.
Направления экологического воспитанияЭкологическое образование и воспитание может осуществляться по следующим направлениям: - базовое образование: курс «Окружающий мир»

Слайд 15


Бабочка
 
Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.
Весь бархат мой с его живым

миганьем –
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот – дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
А.А.Фет

Бабочка Ты прав. Одним воздушным очертаньем        Я так мила.Весь бархат мой

Слайд 16


Это странный дом без окон
У людей зовется кокон,
Свив на ветке

этот дом,
Дремлет гусеница в нем,
Спит без просыпа всю зиму,
А зима

промчалась мимо.
Март, апрель, капель, весна…
Просыпайся, сонюшка,
Под весенним ярким солнышком!
Гусенице не до сна
Стала бабочкой она!

 
Э. Успенский
 
 
 

Это странный дом без оконУ людей зовется кокон,Свив на ветке этот дом,Дремлет гусеница в нем,Спит без просыпа

Слайд 17


Сельская песенка

Травка зеленеет,
Солнышко блестит.
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Дам

тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с

собой...
А.Н. Плещеев
 

Сельская песенкаТравка зеленеет,Солнышко блестит.Ласточка с весноюВ сени к нам летит.Дам тебе я зерен,А ты песню спой,Что из

Слайд 18


Выткался над озером алый цвет зари.
На бору со звонами плачут

глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется –

на душе светло.
Сергей Есенин

Выткался над озером алый цвет зари.На бору со звонами плачут глухари.Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.Только мне

Слайд 25 Проблема экологического воспитания существует на протяжении развития общества.

Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы

человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний, формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.

Заключение

Проблема экологического воспитания существует на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика