Слайд 1использование метода наглядного моделирования в развитии речи детей
Воспитатель 1 категории
Вишневская Л.Н.
Слайд 2Одним из популярных методов обучения детей дошкольного возраста становится наглядное
моделирование. Используя этот метод, педагог и ребёнок изображают предметы, явления,
действия, понятия, эпизоды текста с помощью упрощённых схематических изображений - символов, знаков. Схематизированный образ отражает наиболее существенные связи и свойства предметов. Наглядное моделирование успешно используется в качестве метода сообщения детям разнообразных знаний, а также средства развития их умственных и речевых способностей. В основе метода лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать схемы, чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы. Умение создавать и применять модели даёт возможность ребёнку в наглядной форме выделять свойства предметов, скрытые отношения вещей, учитывать из в своей деятельности, планировать решение
Слайд 3Моделирование состоит из следующих этапов:
- усвоение и анализ сенсорного
материала;
- перевод его на знаково-символический язык;
- работа с
моделью.
Слайд 4Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определённой последовательности с постоянным
повышением доли самостоятельного участия дошкольников.
Слайд 5 При развитии навыков наглядного
моделирования решаются следующие
дидактические задачи:
- знакомство с графическим способом
представления информации;
- развитие умения дешифровки модели;
- формирование навыка самостоятельного
моделирования.
Слайд 6
Предпосылкой овладения ребёнком схематической моделью является умение сопоставлять иллюстрацию с
реальным предметом. Именно иллюстрация выступает заместителем предмета на подготовительном этапе.
Далее происходит знакомство с условно-реальным изображением предмета, когда в нём сохраняются ещё детали и яркие признаки, но они представлены уже схематично. И только после усвоения этого материала ребёнку предлагают изображение с высокой степенью обобщения и абстрагирования.
Слайд 7 Метод наглядного моделирования в
коррекции направлен на решение
взаимосвязанных задач, охватывающих
разные стороны речевого развития:
- фонетическую;
- лексическую;
- грамматическую;
- развитие связной речи.
Слайд 8 Первые модели, с которыми сталкиваются дети в процессе формирования
и коррекции произносительной стороны речи, это модели таких понятий, как
звук, слог, слово, предложение. Для их обозначения используются геометрические фигуры.
Слайд 9
Широко используются зрительные символы гласных и согласных звуков,
предложенные Т.А.Ткаченко. По мнению автора, слияние звуков, материализованных с помощью
символов, есть моделирование чтения, а выкладывание слов с помощью символов – аналог письма. Только и то, и другое происходит в облегчённом, занимательном, игровом варианте. При выборе условных обозначений для гласных основным признаком явилось положение губ при артикулировании конкретного звука.
Слайд 10Зрительные символы согласных звуков
Слайд 11Зрительные символы согласных звуков
Слайд 12
Не менее интересная система графического обозначения фонем предложена
В.М.Акименко. Для построения моделей гласных звуков учитывалось:
- участие
или неучастие губ; - вибрация голосовых складок; - свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую щель. А для моделей согласных звуков: - наличие или отсутствие вибрации голосовых складок; - способ артикуляции; - место артикуляции; - наличие или отсутствие дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу; - место резонирования.
Слайд 14На индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения практикуется образное название артикуляционных
упражнений и соотнесение их с картинками – символами. Это позволяет
детям легче запоминать артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и пробуждает интерес к выполнению задания.
Слайд 15 При формировании лексико-грамматических категорий используются схемы, пиктограммы, символы и
другие средства наглядного моделирования. Так, для различения слов разных частей
речи вводятся условные обозначения слов-предметов, слов-действий и слов-признаков. Наиболее часто применяются два варианта такого графического изображения слов. Первый вариант графического изображения соотносится с традиционными школьными обозначениями. То во втором варианте слово действие похоже на сказочного человечка . Это у детей вызывает эмоциональную реакцию и интерес.
Слайд 16Старшие дошкольники учатся составлять фразы различных конструкций с опорой на
предложенные символы.
Слайд 17Многообразны способы графического изображения предлогов.
Слайд 18Детям понятен и доступен объёмный способ изображения наречий.
Слайд 19
С помощью условных графических сигналов легко регулировать речевую
деятельность ребёнка и способ проговаривания им материала.
Слайд 20Местоимения графически можно изобразить в виде доступных для ребёнка-дошкольника символов.
Слайд 21ГРАФИЧЕСКИЕ СИГНАЛЫ РЕГУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 22
Одним из самых сложных заданий для детей дошкольного
возраста является составление предложений. Как показывает практика, дошкольники успешнее осваивают
этот навык, если в коррекционной работе используются различные модели. Простая схема, состоящая из двух предметных картинок и стрелки, во-первых, заменяющая слово-действие, а во-вторых, указывающая на объектно-субъектные отношения во фразе, позволяет смоделировать много различных предложений.
Слайд 23
Моделирование может быть использовано в работе над всеми
видами связного высказывания:
при пересказе, составлении рассказов по
картине и серии картин, в описательном и творческом рассказе;
при пересказе по опорным схемам используются модели, которые создаются в соответствии с текстом. Они и являются зрительным планом, направляют процесс высказывания. Например, так может быть представлен графический план сказки «Колобок».
Слайд 24 Для пересказа используются схематические картинки
(опорные сигналы), отражающие последовательность
событий.
Слайд 25
В процессе формирования навыка составления рассказа-описания и рассказа по
определённой сюжетной линии используются модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие
основным частям рассказа. В рассказе модель представляет собой схему установления способов связи между предложениями и между структурными частями связного высказывания. Таким образом, применяются три основных вида моделей рассказа, отражающие различные способы связи фраз:
- цепная связь (предложения «сцепляются» между собой, одно вытекает из другого);
- параллельная связь (предложения сопоставляются или противопоставляются друг другу);
- лучевая связь (называется объект и каждое предложение раскрывает один из его признаков).
Слайд 26
Для детей дошкольного возраста предпочтение отдаётся рассказам цепной и лучевой
структуры.
Слайд 29Составление описательных рассказов о животных, используя при этом план-схему
Слайд 30Разновидностью схематических моделей является мнемотаблица.
Её назначение – с помощью
условных значков
закодировать
в виде схемы содержание текста,
чтобы в дальнейшем ребёнок
мог с опорой на такой вид
наглядности декодировать,
вспомнить и воспроизвести
сказку, рассказ, стихотворение.
В мнемотаблице графически
изображается информация о
персонажах, предметах
окружающего мира, явлениях
природы, событиях.
Слайд 31На начальном этапе овладения моделированием детям предлагается декодировать мнемодорожки –
часть мнемотаблицы, состоящая из 3-4 изображений.
Слайд 32Дидактическое пособие для развития пространственной ориентировки, зрительного восприятия
Слайд 33Пособия выполненные по принципу наглядного моделирования, идеально подходят для классификации
предметов, формирования обобщающих понятий.
Слайд 39ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, использование метода наглядного моделирования позволяет
более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон,
закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. Введение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостности речевого высказывания. Применение данного метода позволяет развивать у детей следующие умения и навыки: - добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; - формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; - использование наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.