Слайд 1Тема: Воспитание личности в коллективе
Бесплатные презентации
http://prezentacija.biz/
Слайд 2План:
Сущность понятия коллектива
Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности
Типы и
структура детских коллективов
Функции коллектива
Слайд 4
Каптерев П.Ф. Пирогов Н.И.
Ушинский К.Д. Лазурский А.Ф.
«Детская масса», «детская общность»,
«корпоративный дух школы».
Слайд 5Шацкий Станислав Теофилович
(1878-1934)
Первая опытная станция по народному образованию
1919-1932
Слайд 7Что дает коллектив личности?
Удовлетворяет потребности личности в общении и самоутверждении;
является
сферой ее жизнедеятельности (человек постоянно находится в каких-то объединениях, вступая
в разнообразное взаимодействие и взаимоотношения с другими людьми);
богатый эмоциональный опыт;
поведенческий опыт, социальная ценность которого очень значима в последующей жизни человека;
через общение и взаимодействие создает условия для познания себя, своих достоинств и проблем;
дает возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться.
Слайд 8 «Коллектив» (от лат. соllective — собирательный) -
социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих
ценностных ориентации, совместной деятельности и общения.
Слайд 9 Детский коллектив — детская группа, в которой
создается система высоконравственных эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения,
способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена.
Слайд 10Признаки коллектива:
1) сознательный характер объединения людей;
2) единство общих и личных
целей членов коллектива;
З) относительная устойчивость и длительность функционирования;
4) четкая организационная
структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений;
5) наличие органов самоуправления;
б) общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации;
7) интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат;
8) защищенность каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта;
9) сплоченность;
10) коллективная деятельность, результат которой достигается усилиями каждого члена группы;
11) межличностные отношения, которые определяются через отношение к общему делу.
Слайд 112. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности
«Индивидуальность необходимо
по
возможности сохранять нетронутой».
И Ф. Гербарт
Слайд 12Факторы, влияющие на положение ученика в коллективе
Индивидуальный социальный опыт
Личностные
качества члена коллектива, психологические особенности
Внешние характеристики (физическая сила, ловкость, красота,
«престижные» знакомства, обладание значимыми в глазах детского сообщества вещами).
Слайд 13Модели взаимодействия личности и коллектива
Личность подчиняется коллективу
Гармонизация отношений (единство
общественных и личностных стремлений и ценностей, добровольный конформизм)
Личность подчиняет
себе коллектив
(нонконформизм, неформальное лидерство)
Принимает ценности, следует им
Принимает на словах, под давлением
Бунтует
Слайд 14Отношение личности к коллективу
активно-положительное
пассивно-положительное
активно-отрицательное
пассивно-отрицательное
Слайд 15Отношение взрослых к личности воспитанника
адекватное
с завышенной оценкой
с
заниженной оценкой
негативное
безразличное
Слайд 16Условия эффективности воспитательного воздействия коллектива на отдельную личность
коллектив —
субъект воспитания;
регулярное изменение характера деятельности коллектива, ее разнообразие;
широкий диапазон социальных
ролей;
создание временных коллективов, перевод неблагополучных членов коллектива туда, где они могут получить более высокий статус
Слайд 173. Типы и структура детских коллективов
По структуре
Вторичный
(состоит из первичных)
Первичный (непосредственный
межличностный контакт его членов)(класс)
Слайд 18По содержанию деятельности:
учебные
трудовые
научные
общественно-политические
художественно-творческие
клубные
спортивные
и др.
Слайд 19По заданной функции:
производственные
воспитательные (детский и педагогический коллективы учебно-воспитательных учреждений).
Слайд 20 По социально фиксированному положению:
формальные (юридически фиксированный
статус, социально заданная деятельность)
неформальные (добровольные объединения по
интересам, симпатиям и др.)
Слайд 21 По длительности функционирования:
постоянные (класс)
временные (коллектив летнего оздоровительного лагеря,
бригады и т. п.)
ситуативные (сводные отряды для выполнения определенной задачи,
группы творческого дела в КТД и др.).
Слайд 224. Функции коллектива
Регулятивная — носитель и пропагандист определенных мировоззренческих, нравственных
и социальных установок
Организационная — основная форма организации детской жизнедеятельности
Консолидационная (объединяющая)
— форма объединения, сплочения, кооперации
Стимулирующая — побуждение личности к нравственно ценной деятельности и торможение негативных намерений и поступков
Воспитательная — целенаправленное воздействие на каждую личность членами коллектива и воспитателем и формирующее взаимодействие