Слайд 1
Название работы
«Развивающая среда в воспитании детей раннего возраста.»
Автор: Максимычева Н.С.
Слайд 2В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации
процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического
здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей психологическим и возрастным факторам в развитии ребёнка.
Слайд 3Исследование проблемы создания в ДОУ предметной среды в психолого- педагогической
науке ведутся давно. Большой клад в изучении её внесли С.Л.
Новоселова, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Е В.Зворыгина и др.В 90-е годы прошлого века вопрос о предметно-развивающей среде с позиции психологии детства активно разрабатывался В.А. Петровским, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной, Л.П. Стрелковой и многими другими.
Слайд 4реализация педагогического процесса не может быть оторвана от развивающей среды,
в которую внедрено содержательный компонент образования ребёнка. В этой связи
главное требование к организации предметно- развивающей среды выступает её адекватность к реализуемой в ДОУ программе,её особенностям её важнейшим факторам организации всего образовательного и творческого подхода к развитию детей.
Слайд 5Психологические исследования в области дошкольного детства, показывают, что основные исходные
позиции, подтверждающие воспитательную роль предметно-пространственной среды детского сада заключены заключены
в условиях, которые характеризуются:
содержательностью и эстетической значимостью этой среды
целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;
активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности.
Слайд 6Характеристика индивидуального развития детей раннего возраста:
формирование перемещения в пространстве
(ходьба, мелкая моторика),за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего
мира;
развитие ситуативно-делового общения с взрослыми и общение со сверстниками;
формируются когнитивные процессы;
происходит овладение пассивной и активной речью;
становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания.
Слайд 7Личностно-ориентированное образование как один из ведущих принципов реализации гуманистического подхода
в современной практике построения образовательного процесса невозможно без учёта характера
и содержания предметно- развивающей среды. Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ мы находим в специально разработанной учёными «Концепции построения развивающей среды в ДОУ», под руководством В.А.Петровского .
Слайд 8Характеристика психики ребенка:
высокая зависимость от наглядной ситуации,
психическое отражение функционирует
в неразрывной связи с практическими действиями,
выраженный аффективный характер направленности на
внешний мир.
Ведущая деятельность - предметно-манипулятивная деятельность.
Новообразования:
характерные данному возрасту.
начатки осознания самого себя
формирование собственного «я» и самооценки.
Слайд 9Именно в ДОУ возможна организация такой среды, направленной на «гармонизацию
с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменчивости, степени влияния на
личность ребенка» всех ее компонентов, способствующих развитию личности дошкольника. Окружающая среда, в которой живёт и воспитывается ребёнок, имеет различный характер.
В этой связи с этим можно заключить, что её правильная организация и умелое включение ребёнка в активное взаимодействие с ней является одним из условий эффективности педагогического процесса, по отношению к детям различных возрастных групп.
Слайд 10В окружающей ребёнка, построенной среде мы видим возможность наибольшего развития
его индивидуальности, с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Слайд 11Поскольку в раннем возрасте большую информационную роль несёт в себе
игрушка, то естественно выступает необходимость учёта требований к ним. Они
подразделятся на педагогические, гигиенические и психологические
Слайд 12Педагогические требования к игрушкам.
Игрушки должны содействовать информированности и разностороннему воспитанию
детей; Игрушка должна быть пригодной к использованию одновременно группой детей
и инициировать их совместные действия. Игрушка должна быть полифункциональной, что предполагает гибкое её использование в соответствии с замыслом ребёнка, сюжетом игры. Игрушка должна правдиво отражать реальную действительность. При подборе игрушек должны учитываться особенности восприятия цвета детьми разного возраста
Слайд 13Гигиенические требования к игрушкам.
Для изготовления и внешнего оформления игрушек разрешается
употреблять только безвредные материалы и красители. Нельзя использовать легковоспламеняющиеся материалы.
Для детей раннего и младшего дошкольного возраста необходимо изготовлять игрушки из материалов, которые легко поддаются санитарной обработке. Размер не менее 3 см. Игрушки должны быть прочными и надёжными в действии, удобными в пользовании и по весу соответствовать физическим силам ребёнка определенного возраста.
Слайд 14Психологические требования к игрушкам.
Игрушки не должны: Провоцировать ребенка на агрессивные
действия; Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям
и животным) Наталкивать на игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием. Возбуждать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки компетентности детского возраста.