Слайд 1Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №23
«Гуси-лебеди»
Комплекс дидактических игр по математике
в подготовительной группе
Разработала: Тарвердиева Кунел Вахид кызы
Слайд 21. «Назови пропущенное слово»
Цель: закрепить знания о днях недели.
Материал. Мяч.
Правила
игры:
Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:
-
Солнышко светит днем, а луна . . .
- Утром я пришла в де , то сегодня . . .
- Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . .
Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.
Слайд 32. «Времена года»
Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах
осени
Материалы: модель времени года.
Правила игры:
Воспитатель показывает детям модель «Времени года»:
квадрат, разделенный на 4 части (времени года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.
Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.
Слайд 43. «Встань на свое место»
Цель: упражнять в порядковом счете, в счете
по осязанию.
Материал. Два набора карточек из картона с нашитыми на них
в ряд пуговицами от 2 до 10.
Правила игры:
Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. В. раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу: «Числа встаньте по порядку», каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке
Слайд 54. «Назови сутки»
Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день,
вечер, ночь)
Материалы: карточки, с изображением частей суток.
Правила игры:
Воспитатель вместе
с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).
Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.
Слайд 65. «Матрешки»
Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.
Материал.
Цветные косынки от 5 до 10.
Правила игры:
Выбирается водящий. Дети
повязывают косынки и становятся в ряд — это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: первая, вторая, третья и т. д. Водящий запоминает, на котором месте стоят все матрешки и выход? за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая стала пятой» Иногда матрешки остаются на местах.
Слайд 76. «Найди парную картинку»
Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать
расположение геометрических фигур на карточках.
Правила игра:
На доске вывешивается 4-6
карточек, парные к ним раскладываются на столе рисунками вниз. В. объясняет задание: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди парную картинку «Тот, кого я вызову, возьмет одну из карточек на этом столе, назовет, какие фигуры на ней нарисованы и где они расположены. Затем найдет такую же карточку среди висящих на доске и поместит под ней свою». В. может вызывать детей одного за другим, не дожидаясь, пока будет найдена нужная карточка.
Слайд 87. «Игра с тремя обручами»
Цель: закреплять умение классифицировать предметы по
2-4 свойствам.
Правила игры:
Воспитатель предлагает новую ситуацию в игре с тремя
обручами. Устанавливается правило игры, например фигуры, разложить так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные. Внутри зеленого все треугольники, внутри черного - все большие. Игру с тремя обручами можно повторять много раз, меняя правила игры.
Слайд 9 8. «Собери правильно»
Цель: упражнять в мысленном объединением предметов в
группы, в образовании множеств.
Правила игры:
Воспитатель указывает на таблицу с
изображениями разных овощей, и Фруктов и задает вопросы: «Что здесь нарисовано? Какой формы овощи? (Фрукты). Какого цвета овощи (фрукты)? Как можно сгруппировать эти предметы? Сколько тогда получится групп? и т. д.2.
Слайд 10
9. «Угадай, какое число пропущено»
Цель: определить место числа в натуральном
ряду, назвать пропущенное число.
Материал. Фланелеграф, 10 карточек с изображением на
них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки др цвета) флажки.
Правила игры:
Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а В. убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.
Слайд 1110. «Что шире, что уже»
Цель: упражнять в сравнении предметов по
длине, ширине.
Материал. По 7 полосок разной длины и ширины.
Правила игры:
Воспитатель
предлагает взять детям полоски, положить их перед собой и задает вопросы: «Сколько всего полосок? Что можно сказать об их размере? Покажите самую длинную (короткую, узкую, широкую) полоску. Как разложить по порядку полоски от самой короткой до самой длинной? (Каждый раз надо брать самую короткую из оставшихся). Положите полоски по порядку от самой длинной. В каком порядке вы положили полоски? Которая по счету самая длинная полоска? (короткая?). На котором по счету месте оказалась узкая полоска? (широкая?). Разложите полоски по порядку от самой узкой до самой широкой. Которая по счету узкая (широкая) полоска? Которая по счету самая длинная (короткая) полоска?
Слайд 12
11. «Разложи по порядку»
Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и
ширине.
Материал. Наборы палочек (прутиков) разной длины и толщины. (По 5 палочек
на каждого ребенка).
Правила игры:
Воспитатель предлагает детям разложить перед собой палочки и спрашивает: «Сколько палочек? Чем они отличаются? Поскольку палочек разного размера? Как вы будете выбирать нужную по порядку палочку, чтобы разложить их от самой толстой до самой тонкой? Помните, что брать нужно сразу нужную палочку, примеривать и прикладывать нельзя! После того как задание выполнено, кто-либо из детей называет сравниваемую толщину палочек в порядке их расположения (самая толстая, толще), указывает, сколько по счету всего и какая по счету самая длинная (самая короткая). Затем дети раскладывают палочки в ряд по порядку от самой длинной до самой короткой и определяют, где теперь оказалась самая тонкая и самая толстая.
Слайд 1312. «12 месяцев»
Цель: закрепить понятие о месяцах.
Материал: карточки, на которых изображены
предметы от 1 до 1
Содержание. В. раскладывает карточки изображением вниз и
перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года