Слайд 1ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Развитие геометрических знаний и конструкторского мышления у младших школьников
в процессе изучения курса
«Математика и конструирование»
Слайд 2
Всё, чего не может геометрия,
не можем и мы.
Б.Паскаль
Слайд 3
Зачем обучать геометрии в начальной школе, почему в
настоящее время общепризнана необходимость более широкого включения геометрических знаний в
систему начального математического образования. В значительной мере это связано с тем, что давно отмечаемые трудности усвоения многими школьниками курса геометрии уходят корнями в начальную математическую подготовку. Действительно, содержательный геометрический материал в курсе математики в начальных классах, не смотря на разнообразие существующих сегодня систем обучения, практически отсутствует или изучается фрагментарно. Хотя в изучении геометрии заложен огромный потенциал для развития личности ребёнка.
Слайд 4Противоречия
между требованиями современной системы образования к усилению роли геометрического развития
младшего школьника и состоянием теоретической разработанности технологии обучения элементам геометрии;
между
умственным развитием ребёнка и его возрастными особенностями;
между традиционными формами обучения, направленными на передачу готовых знаний, и ориентацией на развитие творческих способностей учащихся.
Слайд 5Объект
исследования -
процесс развития геометрических знаний, конструкторского мышления
на уроках математики
Предмет
исследования -
геометрические знания младших
школьников
Слайд 7Проблема
Состояние современного образования
и тенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов к
развитию образовательной среды.
Анализ учебной программы по математике показал, что, к сожалению, до сих пор мало уделяется изучению в начальных классах геометрического материала, развитию конструкторского мышления, самостоятельности, творческих способностей детей и формированию у них учебно-познавательных компетенций.
Слайд 8анализ влияния различных заданий на уроках математики на развитие геометрических
знаний и конструкторского мышления младших школьников.
Цель
Слайд 9Гипотеза
если в процессе обучения математике младших школьников использовать геометрические знания,
формировать конструкторское мышление, то это позволит детям лучше изучать числа,
действия над ними, решать задачи, развить у учащихся творческие способности, сформировать устойчивый интерес к предмету.
Слайд 10ЗАДАЧИ :
подобрать наиболее эффективные формы, методы, приёмы на развитие
геометрических знаний младших школьников
развивать пространственное воображение, логическое и конструкторское мышление
формировать
навыки самостоятельной работы, включающей в себя элементы творческого характера
Слайд 11
Методы
изучение и анализ психолого-педагогической, методической, учебной литературы, поиск информации в
сети Интернет;
анализ собственного педагогического опыта работы по данной теме;
наблюдение за
учебным процессом в школе;
педагогический эксперимент;
анализ полученных результатов.
Слайд 12
Распознавание геометрических фигур
Диагностика развития мелкой моторики рук
Подготовительный этап
Входной контроль
Слайд 13
Внедренческий этап
Использование элементов игры
Игра- это поле творчества. Именно в игре
проявляется гибкость и оригинальность мышления. На урок приходят сказочные герои:
Незнайка, Карандаш, Буратино, Точка, Самоделкин, а также вредная проказница- Резинка. Дети помогают им выполнять какие-либо задания, путешествуют вместе с ними по стране Геометрия.
Слайд 15Использование сказок и стихов
При знакомстве с геометрическими понятиями точка, прямая,
линия, кривая, используется четверостишие:
« Точка, точка, 2 крючочка, носик, ротик, оборотик…» с параллельным изображением всего , о чём говорится.
Слайд 16ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ(РЕБУСЫ, ЗАГАДКИ)
Слайд 18Основные задания, способствующие развитию конструкторского мышления:
разбиение фигур на более мелкие;
составление
сюжетных геометрических узоров («Геометрическая мозаика»);
складывание фигур из бумаги (оригами);
задания на
формирование умений читать и выполнять простые чертежи, изготавливать по ним аппликации;
работа с металлоконструктором.
Слайд 20Составление геометрических узоров
Слайд 21Складывание фигур из бумаги(оригами)
Слайд 22Задания на формирование умений читать и выполнять простые чертежи, изготавливать
по ним аппликации
Слайд 24Также были использованы разнообразные формы проведения уроков:
урок-путешествие
урок-экскурсия
урок-представление
урок-конкурс
Слайд 25Оценочный этап
Распознавание геометрических фигур
Диагностика развития мелкой моторики рук
Слайд 26Тема проекта актуальна
Изучение курса «Математика и конструирование» способствует дальнейшему развитию
геометрических знаний по геометрии и имеет прямую связь с курсом
черчения в старших классах, дети приобретают навыки работы с инструментами, у них формируются элементы конструкторского мышления и конструктивных умений, развивается наглядно-действенное мышление, пространственное воображение.
Слайд 33
Источники информации
http://www.psy-files.ru
Шадрина И.В
Обучение геометрии в начальных классах. -
М.: Школа-Пресс, 2002
В.Г.Житомирский, Л. Н.Шеврин Путешествие по стране Геометрии- М .: Педагогика, 1994
Т. И. Тарабарина Оригами и развитие ребёнка - Ярославль : Академия развития, 1997
Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей. – М., 1997
С.С. Пичугин Организация творческой работы с геометрическим материалом- Н.Ш.2007, №4
Шадрина И.В. Принципы построения системы обучения младших школьников элементам геометрии- Н.Ш.2001, №10
О.В.Тарасова Роль наглядной геометрии в обеспечении преемственности при обучении математике- Н.Ш.2001, №5