Разделы презентаций


Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ

Содержание

Мифы о познавательно -исследовательской деятельности: 1. Трудно найти и сформулировать проблему исследования.2. Любое исследование требует больших  ресурсных и временных затрат.3. В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ
Автор :
Островерхова
Наталья

Владимировна, воспитатель группы «Речецветик»,
МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка»
2016

год
Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ Автор :  Островерхова Наталья Владимировна, воспитатель группы «Речецветик», МБДОУ «Детский сад

Слайд 2Мифы о познавательно -исследовательской деятельности:

1. Трудно найти и сформулировать

проблему исследования.

2. Любое исследование требует больших  ресурсных и временных затрат.

3.

В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься исследованием.

4. Слишком много непонятных моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т. п.

5. Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний.

6. Главный результат такой работы – победа на конференции.

7. Работа юного исследователя не имеет научной ценности.
 

Мифы  о познавательно -исследовательской деятельности:  1. Трудно найти и сформулировать проблему исследования.2. Любое исследование требует

Слайд 3 «Познание начинается
с удивления»
Аристотель


«Удивление - это состояние,
вызванное сильным

впечатлением от чего-нибудь,
поражающего неожиданностью,
необычностью, странностью или непонятностью.»

Толковый словарь

Ушакова.
«Познание начинается с удивления»Аристотель«Удивление - это состояние, вызванное сильным впечатлением от чего-нибудь, поражающего неожиданностью, необычностью, странностью

Слайд 4« Расскажи – и я забуду,
Покажи - и

я запомню,
Дай попробовать - и я

пойму.»
« Расскажи – и я  забуду,Покажи  - и  я  запомню,Дай попробовать - и

Слайд 5Познавательная

Познавательная

Слайд 6Формы, методы и приёмы
Наблюдения
Трудовые
поручения
Опыты
Дидактические
игры
Моделирование
Фиксации
результатов
Постановка вопросов
проблемного
характера
Эвристические
беседы
Прогулка
Путешествия
Трудовая
деятельность
Экскурсии

Формы, методы и приёмыНаблюденияТрудовыепорученияОпытыДидактическиеигрыМоделированиеФиксациирезультатовПостановка вопросовпроблемногохарактераЭвристическиебеседыПрогулкаПутешествияТрудоваядеятельностьЭкскурсии

Слайд 7Экспериментирование
Наблюдение
Труд
Развитие речи
Изобразительная
деятельность
ФЭМП
Чтение
художественной
литературы
Музыка
Физическое
воспитание

ЭкспериментированиеНаблюдениеТрудРазвитие речиИзобразительнаядеятельностьФЭМПЧтение художественнойлитературыМузыкаФизическое воспитание

Слайд 81. в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

2. в

процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные

понятия и умозаключения;

3. они практически безопасны;

4. в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Элементарность опытов:

1. в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;2. в процессе этих опытов не происходит научных открытий,

Слайд 9живая природа: многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей

среде.

неживая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, воздух, почва,

вода, магниты, звук, свет.

человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Направления:

живая природа: многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.неживая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических

Слайд 10свойства и качества;

переход из одного состояния в другое;

-круговорот воды в

природе, водная система планеты Земля;

рельеф, атмосфера, гидросфера, смена времен года,

частей суток;

природные катаклизмы (землетрясения, вулканы, наводнения, цунами, смерчи, ураганы);

- Солнечная система – планеты, спутники (естественные – Луна  и искусственные);
- небесные тела (метеориты, кометы)
- солнечное и лунное затмение.

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

свойства и качества;переход из одного состояния в другое;-круговорот воды в природе, водная система планеты Земля;рельеф, атмосфера, гидросфера,

Слайд 11Объекты неживой природы для исследования :
вода, свойства воды

воздух и

его свойства

твердое тело: песок, глина, почва, дерево, железо, резина,

бумага, стекло, пластмасса

свет: отражение света, источники света

цвет: что такое радуга, смешение цветов

Звук

магнетизм: магнит и его свойства

увеличительное стекло
Объекты неживой природы для исследования :вода, свойства воды воздух и его свойства твердое тело: песок, глина, почва,

Слайд 12особенности строения человеческого тела;

особенности строения и функционирования органов и систем;

человек

как высшее биологическое существо, его отличие от животных;

экологические катастрофы (загрязнение

воды нефтью и химическими отходами, высыхание водоемов, вырубка лесов и пр.);

роль человека в возникновении и разрешении экологических катастроф;

выращивание человеком растений и животных с учетом особенностей их строения и развития (стадии роста, особенности размножения, ухода и пр.);

- использование растений и животных, искусственный отбор.

ЧЕЛОВЕК

особенности строения человеческого тела;особенности строения и функционирования органов и систем;человек как высшее биологическое существо, его отличие от

Слайд 13предмет и его признаки (строение, функции. Форма, размер, цвет, назначение);

свойства

материала (хрупкий, ломкий, мнущийся, непрочный, бьющийся, прочный и т.п.);

качество материала

( сыпучий, твердый, мягкий, гладкий, шершавый, тонкий, толстый ит.п.);

связь между свойствами и качествами материала, характером использования вещей, сделанных из него, и назначением.

предметы и их значение для удовлетворения потребностей человека (духовных, интеллектуальных, игровых, социальных, трудовых, бытовых и др.);

компоненты трудового процесса (цель, мотив, действие, операции, средства, результат) и его этапы (алгоритм деятельности).

многообразие рукотворного мира, возможность его преобразования;

- ретро- и перспективный взгляд на предмет (прошлое – настоящее – будущее);

РУКОТВОРНЫЙ МИР

предмет и его признаки (строение, функции. Форма, размер, цвет, назначение);свойства материала (хрупкий, ломкий, мнущийся, непрочный, бьющийся, прочный

Слайд 14 I. ПЕДАГОГ И ДЕТИ
НОД (непосредственно – образовательная деятельность)
Наблюдения
Экологические

экскурсии
Природоохранные акции
Беседы
Проектная деятельность
Экологические праздники, выставки, радиопередачи, викторины и олимпиады, КВНы...
Экспериментирование
Коллекционирование
Моделирование

I.  ПЕДАГОГ И  ДЕТИ НОД (непосредственно – образовательная деятельность)НаблюденияЭкологические экскурсииПриродоохранные акцииБеседыПроектная деятельностьЭкологические праздники, выставки,

Слайд 15НОД

«Изменения растений осенью»

«Создание новых красок»

НОД «Изменения растений осенью»  «Создание новых красок»

Слайд 16« Воздух ……»

« Воздух ……»

Слайд 17 Наблюдения в природе

«Здравствуй, дождевой червяк»

Наблюдения в природе «Здравствуй, дождевой червяк»

Слайд 18Экологические экскурсии

Экологические экскурсии

Слайд 19 Природоохранные акции

Природоохранные акции

Слайд 20Экологические праздники, выставки, радиопередачи, викторины и олимпиады, КВН, досуг ...
«Досуг

– вот такой эксперимент с пузырями»
«День Земли»

Экологические праздники, выставки, радиопередачи, викторины и олимпиады, КВН, досуг ... «Досуг – вот такой эксперимент с пузырями»«День

Слайд 21Экспериментирование

«Вода работает»

Экспериментирование   «Вода работает»

Слайд 22 II. ДЕТИ И ДЕТИ
Наблюдение на прогулке
Наблюдение в

уголке природы
Труд в природе
Игры –экспериментирования
Дидактические игры

II.   ДЕТИ  И ДЕТИ Наблюдение на прогулкеНаблюдение в уголке природыТруд в природеИгры

Слайд 23«Взвешивание – это интересно!»

«Взвешивание – это интересно!»

Слайд 24Наблюдения на прогулке
«Первые проталинки»
«Моя тень»

Наблюдения на прогулке«Первые проталинки»«Моя тень»

Слайд 25Наблюдение в уголке природы

Наблюдение в уголке природы

Слайд 26Труд в природе

Труд в природе

Слайд 27Игры –экспериментирования

Игры –экспериментирования

Слайд 28III. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Наблюдения
Игры с природным материалом
Дидактические игры
Опыты

и эксперименты
Интегрированная детская деятельность

III. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НаблюденияИгры с природным  материаломДидактические игрыОпыты и экспериментыИнтегрированная детская деятельность

Слайд 29Игры с природным материалом
«Узоры и цветы из каштанов и

орехов»
«МОЙ УШАСТИК!»

Игры с природным  материалом «Узоры и цветы из каштанов и орехов»«МОЙ УШАСТИК!»

Слайд 30Опыты и эксперименты
«Сухой и мокрый песок»

Опыты и эксперименты «Сухой и мокрый песок»

Слайд 31физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
природоведческий: знакомится с

реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими

в мире;
социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;
познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;
личностный: узнает свои личные возможности.

В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и

Слайд 321.Выбор объекта исследования.
2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание

иллюстративных материалов, зарисовки явлений, фактов и пр.) по изучению теории

вопроса.
3. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини- лабораториях или центре науки).
7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки мнемотаблицы и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Примерный алгоритм:

1.Выбор объекта исследования.2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки явлений, фактов и пр.)

Слайд 33
•Создание лаборатории.
•Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать.
•Воспитание

научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к научному.
•Планирование

работы.
•Планирование занятий.

Трудности

•Создание лаборатории.•Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать.•Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня

Слайд 34Варианты фиксации результатов

Варианты фиксации результатов

Слайд 35Литература в помощь Книги издательства «Речь», Санкт-Петербург

Литература в помощь Книги издательства «Речь», Санкт-Петербург

Слайд 36В книгах Н. М. Зубковой собрано большое количество разнообразных и

интересных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми

для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка и подтолкнуть ребенка к познанию мира.
В книгах Н. М. Зубковой собрано большое количество разнообразных и интересных опытов и экспериментов, которые можно проводить

Слайд 37Набор развивающих карточек

Набор  развивающих   карточек

Слайд 38 Шапиро А.И.
«Секреты

Шапиро А.И.  «Секреты

Слайд 39О. В. Дыбина
.
О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова,
В.В.Щетинина «Неизведанное рядом», изд.

Сфера, 2004
О.В.Дыбина «Из чего сделаны предметы»
О.В.Дыбина «Я узнаю мир» рабочая

тетрадь для дошкольника.6-7 лет, Сфера, 2012

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова,
В.В.Щетинина «Неизведанное рядом», изд. Сфера, 2013

О.В. Дыбина, Н.Н. Подьяков,
Н.П. Рахманова,
В.В.Щетинина
«Ребенок в мире поиска», Сфера, 2009

О. В. Дыбина.О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом», изд. Сфера, 2004О.В.Дыбина «Из чего сделаны предметы»О.В.Дыбина «Я

Слайд 40
Куликовская И.Э.,
Совгир Н.Н., «Детское экспериментирование»
изд. Педагогическое
о-во России, 2003

г.

Елена Марудова: Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование
Исакова Н.В.:
Развитие познавательных

процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Детство-Пресс, 2013

Веракса Н. Е., Галимов О. П. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

Организация экспериментальной деятельности дошкольников Автор/составитель: Прохорова Л.Н. (ред.) М: Аркти, 2008

З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева,
Л. М. Кларина, 3. А. Серова «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников.» ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012

Куликовская И.Э., Совгир Н.Н.,  «Детское экспериментирование» изд. Педагогическоео-во России, 2003 г.Елена Марудова: Ознакомление дошкольников с окружающим

Слайд 41 Х. Идом, М. Баттерфилд, Р. Хеддл и М. Ануин Издательство:

Махаон, Серия: Учимся с мамой
Это яркие и увлекательные

книги для маленьких учёных –
экспериментаторов. Описанные в них опыты помогут исследовать
свойства воды, света, зеркал и магнитов; помогут детям изучить
свойства воздуха, постичь загадочную природу растений.
.

Х. Идом, М. Баттерфилд, Р. Хеддл и М. Ануин Издательство: Махаон, Серия: Учимся с мамой

Слайд 42
“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то

одно,
но открыть так,
чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми

всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”

В.А. Сухомлинский

“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни

Слайд 43
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить

вопросы и получать на них ответы,
оказываясь на наиболее высоком

умственном и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел.»
К.Е. Тимирязев.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь

Слайд 44Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться

к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!

Всё хорошее в людях – из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!

Слайд 45Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика