Слайд 1
Предметно-развивающая среда ДОУ
в условиях реализации ФГОС ДО
Чекрыжова
Зинаида Петровна,
воспитатель 1 категории
МБДОУ «Центр развития
ребенка – детский сад №18»
Слайд 2 Предметно-развивающая среда –
это организованное жизненное пространство
способное обеспечивать социально –
культурное становление дошкольника
удовлетворять потребности актуального и ближайшего творческого
развития ребенка
становление его способностей
посредством включения в активную
познавательно-творческую
деятельность
Слайд 3 Цель создания
предметно-развивающей среды
создание условий для мотивации и
активизации в самостоятельной и совместной деятельности,
саморазвития и самоутверждения в
ней
Слайд 4 Задачи развития предметно-развивающей среды
создать необходимые предпосылки для развития
внутренней активности ребенка;
предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых
для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;
ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и
уважение к личности каждого ребенка (психологическое
здоровье);
активно искать пути, способы и средства максимально
полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности (базис личностной культуры);
развитие индивидуальности ребёнка не «запрограммированность», а содействие развитию личности.
Слайд 5 Основные условия построения
развивающей
среды:
соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей;
опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия
между взрослым и ребенком;
способствование творческому развитию детей;
учет интересов и потребностей каждого ребенка;
обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
обеспечение самостоятельной деятельности,
возможности для исследования;
привлекательность и эстетичность оформления.
Слайд 6Роль среды прослеживается на примере ее основных функций
организующая;
воспитывающая;
информационная;
развивающая.
Слайд 7 Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды
принцип дистанции, позиции при
взаимодействии;
принцип активности, самостоятельности, творчества;
принцип стабильности, динамичности;
принцип комплексирования
и гибкого зонирования;
принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
принцип сочетания привычных и неординарных
элементов в эстетической организации среды;
принцип открытости – закрытости;
принцип учёта половых и возрастных
различий детей.
Слайд 8 Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
первоочередным условием личностно-ориентированной модели
является установление контакта
задушевное общение ребёнка и взрослого, доверительные беседы ведутся
на основе пространственного принципа «глаза в глаза»
важно установить верную психологическую
дистанцию и с каждым ребёнком, и с группой
в целом
Слайд 9
Принцип активности
Ребёнок и взрослый в детском
саду должны стать творцами своего предметного окружения.
По
сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов
ребёнка, его волевых качеств, эмоций,
чувств.
Слайд 10
Принцип стабильности динамичности предметно-пространственной развивающей среды
В проекте предметно-пространственной развивающей среды должна быть заложена возможность её
изменения. В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности.
Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно),
может быть реализована с помощью применения
раздвижных и раскручивающихся рулонных
перегородок, разворачивающихся поролоновых
матов и т. п.
Слайд 11
Принцип комплексирования и гибкого зонирования
Вплотную примыкает
к предыдущему «принципу стабильности – динамичности».
Жизненное пространство
в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой,
рисованием, конструированием,
рассматриванием иллюстраций, играми и т. д.
Слайд 12
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого
ребёнка и взрослого
Среда должна быть организована так,
чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение должно
давать детям разнообразные и меняющиеся
впечатления.
Слайд 13
Принцип сочетания привычки и неординарных элементов в эстетической организации
среды
Постижение детьми категории эстетического начинается с познания
своеобразного языка искусства. Поэтому важно различать в интерьере детского сада не громоздкие классические произведения живописи, а простые, но талантливые этюды, абстрактные или полу абстрактные скульптуры, дающие ребёнку представление об
основах графического языка и о различных
культурах – восточной, европейской,
американской.
Слайд 14
Принцип открытости – закрытости
Это
открытость природе. Создание комнат природы из зелёных зон в группах.
Открытость системы даёт возможность проникновению «лучших» образцов общечеловеческой культуры – образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества. Организация среды дошкольного учреждения основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслах с фольклорными элементами исторически связанных с данным районом. Всё это будет способствовать формированию представлений о «маленькой родине» и чувства любви к ней.
Открытость обществу и своего «Я» предполагает персонализацию среды каждой группы. Для этого в группах оформляются
выставки фотографий «Вот мы какие», семейные
альбомы.
Особым правом участия в жизни дошкольного
учреждении пользуются родители.
Слайд 15
Принцип учёта половых и возрастных различий детей
Построение среды с учётом половых
различий
предполагает представление возможностей,
как мальчикам, так и девочкам проявлять
свои склонность в соответствии с
принятыми в обществе мужественности
и женственности.
Слайд 16Игровые и развивающие центры (уголки)
в рамках группового пространства
Слайд 17От природы – мы таланты
Все актёры, музыканты
Режиссёры и гримёры,
Сценаристы и
дублёры.
Здесь сыграем и споём
Сказочку покажем,
Сам Никита Михалков
Нам спасибо скажет.
Слайд 18Музыкально-эстетическое познание своеобразного языка искусства
Слайд 19А в отдельные моменты
Ставим мы эксперименты
Мы над колбами творим
-
Быть учёными хотим.
Слайд 20Солнышко - нам радо
Детвору встречает рано,
Лучики свои пустило
Все планеты осветила.
Слайд 22Кто у постели больного сидит
И как лечиться всем говорит
Кто болен
–
Он капли предложит принять,
Тому, кто здоров –
Разрешит погулять
Слайд 24
Есть программа здесь одна!
Учит математике и элементам информатики.
Слайд 26Почему течёт река,
Почему в горах снега
Почему не тает лёд,
Почему метель метёт
Чтобы обо всём узнать
Надо книги нам читать.
Слайд 27Правила движения
Знаем на зубок
Постовой наш –очень строг.
Слайд 28Рано утром мы встаём,
В группу среднюю идём,
Там играем и рисуем,
Там
танцуем и поём –
Никогда не устаём.
Слайд 29Любим в магазин играть,
В нём покупки покупать,
Когда вырастим большими –
Будем маме помогать!
Слайд 30Дайте ножницы, расчёску
Мы вам сделаем причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно!
Слайд 31Мне не надо быть артистом
Чтоб стать поваром, стилистом
Продавцом или врачом
Капитаном,
скрипачом
В нашей группе не скучаем –
Очень весело играем.
Слайд 32Стану я строителем
И построю дом.
Будет очень весело
Жить ребятам в нём.
А
пока из кубиков
Строим этажи,
Чтобы проживали в них
Куклы-малыши.
Слайд 33Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска
голубая,
Что волна любая
Просто как живая…
Осьминоги и дельфины
С нами весело играют
С
нами лепят пластилином
Рисовать нам помогают.