Слайд 1Проект « Тире или дефис»
Подготовил Журавлев Максим
ученик 4 «а»
класса
МБОУ «Зубово-Полянская
гимназия»
Руководитель проекта Чекмарева А.Ю.
Слайд 2Цель работы:
* на основе изученной литературы
сделать вывод о
том, что без знаков препинания невозможно понимание речи людей.
Задачи:
*изучить литературу
по истории происхождения знаков препинания тире и дефис.
*обобщить собранные материалы и сделать выводы о пользе знаков препинания тире и дефис в нашей речи.
*рассказать о необходимости изучения правил использования знаков препинания
Слайд 3Знаки препинания
Всем нам надо знать.
Это точка, запятая,
Знак вопроса, восклицанья,
Две кавычки,
как сестрички,
Да и точка с запятой.
Но, а мне тире с
дефисом
Не дают покой.
Слайд 4Тире и дефис — внешне очень похожие знаки, которые напоминают
небольшую горизонтальную черту, но существенно отличаются по употреблению. Очень часто
в интернете и даже в печатных изданиях авторы и редакторы не обращают внимания на правильное употребление тире и дефисов. Из-за этого текст становится некрасиво оформленным. Отличие тире от дефиса легко запомнить и применять. Это сделает текст благозвучным и, что самое главное — более грамотным.
Слайд 5Тире — это черточка такая
Не волнистая, прямая.
Как мосточек она ляжет
Смысл
предложения подскажет.
Слайд 6Как появилось тире.
Тире (от фр. слова tirer — растягивать) является
достаточно распространенным знаком препинания. Первые упоминания о тире датируются XII
веком, когда Бонкомпаньо да Синья, итальянский писатель, выступил с новым предложением о пунктуации. Автор определил его функцию лишь как знака завершения предложения. Некоторые исследователи считают, что именно этот знак является родоначальником современного тире.
Слайд 7 В России употребление тире стали настоятельно вводить в XVIII
веке Г. Р. Державин и Н. М. Карамзин. Некоторым это
новшество не понравилось, его принимали с враждебностью, так как не видели в нем большой необходимости. Его называли по-разному: черная полоса, знак пересечения, линейка, черта. Шаг за шагом, отвоевывая свои позиции, знак уверенно внедрялся в русскую письменную речь.
Н.М. Карамзин
Г.Р. Державин
Слайд 10Существует такое понятие – авторская пунктуация.
Авторская пунктуация – это особенности
пунктуационного оформления художественного текста, характерные для того или иного автора.
Авторская пунктуация используется для выражения эмоционального настроя самого автора, создания особой ритмики произведения. Постановка знаков препинания в этом случае не всегда подчиняется правилам их употребления и, как правило, имеет интонационную основу.
Слайд 11Истинным любителем знака тире считается Марина Цветаева.
Слайд 12"Четвёртый год..." (отрывок)
М. Цветаева
— Мама, куда — лёд идёт?
— Вперёд, лебедёнок.
Мимо дворцов, церквей, ворот —
Вперёд, лебедёнок!
Синий Взор — озабочен.
— Ты меня любишь, Марина?
— Очень.
— Навсегда?
— Да.
Скоро — закат,
Скоро — назад:
Тебе — в детскую, мне —
Письма читать дерзкие,
Кусать рот.
А лёд
Всё
Идёт
24 марта 1916
Слайд 13.
Знак тире очень тонко способен выразить чувство автора, без лишних
слов донести его мысли до адресата.
Слайд 14Дефис — это черточка иная,
И длина у ней другая.
Между слов
она стоит
И о многом говорит.
Слайд 16Возникновение орфографического знака «дефис» относят к периоду, когда написание слов
стали разделять пробелом. В букварях и различных учебных пособиях XVIII
века его именовали «знаком единительства». А столетие спустя появились первые уточнения по употреблению знака в тексте, предложенные академиком
Я. Гротом. Некоторые его рекомендации (правила) используются и по сей день.
Слайд 17Термин «дефис» появился в русском языке в середине 19 века.
Это слово пришло в русский язык из немецкого («divis»). «Divis»
образовалось от латинского слова «division» (разделение). На протяжении долгого времени «дефис» можно было встретить лишь в специальной литературе, применяемой в области типографии. И только в 20 веке (30-е гг.) это слово стали использовать как синоним к «черточке». Постепенно все чаще стали употреблять «дефис», выступающий в роли соединительной черточки.
Слайд 20Проведя эту исследовательскую работу, я пришёл вот к такому
выводу. Когда встает вопрос о постановке дефиса или тире, нужно
смотреть, где требуются эти знаки: в пределах слова или в пределах предложения. Если в пределах слова, то задача – соединить части сложного слова. Если в пределах предложения, то задача- разделить части предложения.
Слайд 21Знаки препинания
дают возможность
Слайд 22* https://www.syl.ru/article/375333/defis-ili-tire-raznitsa-mejdu-etimi-znakami
* Материал из Википедии
* Н.Г.Гольцова Русский язык 10-11 классы
*http://www.textologia.ru/
* https
://multiurok.ru/index.php/blog/istoriia-vozniknovieniia-diefisa-v-russkom-iazykie.html
Используемые источники:
*Стихи собственного сочинения