Разделы презентаций


Презентация проекта по развитию творческих способностей и мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста "Умелые пальчики и волшебные дорожки"

Содержание

 “Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Проект педагога-психолога Талыгиной А.Ю. по развитию творческих способностей и мелкой

моторики рук детей старшего дошкольного возраста «Умелые пальчики и волшебные дорожки»

Проект педагога-психолога  Талыгиной

Слайд 2  “Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От

пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой

мысли” В.А. Сухомлинский
 “Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От

Слайд 3Вид проекта: творческий, развивающий
Продолжительность: долгосрочный
Актуальность проекта:

В последнее время все чаще встречаются дети с проблемами развития,

у которых отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. У детей старшего дошкольного возраста при ряде речевых нарушений отмечается не только общая моторная недостаточность, но и отклонения в развитии движений пальцев рук. Установлена и обратная зависимость – уровень развития речи прямо пропорционален степени сформированности тонких движений пальцев рук, синхронизированных с работой глаз.
Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Тонкая моторика – основа развития психических процессов.

Вид проекта: творческий, развивающийПродолжительность: долгосрочныйАктуальность проекта:     В последнее время все чаще встречаются дети

Слайд 4
В связи с этим,

необходимо комплексное коррекционное воздействие, которое поможет ускорить: созревание речевых областей;

формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой, и особенно учебной деятельности, требующей развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений); развитых внимания, памяти, пространственного восприятия и мышления, волевых усилий.
Кроме того, важны навыки планирования и самоконтроля. Основой и обязательной составляющей такой работы являются особые виды гимнастики («гимнастика для мозга»), позволяющие не только снять отдельный симптом, но и повысить продуктивность протекания психических процессов за счет нормализации функционирования всей биосистемы ребенка. Только при нормально работающей системе жизнеобеспечения возможно соответствующее возрасту развитие памяти, внимания, речи, пространственных представлений, моторики, самоконтроля, работоспособности – всего того, без чего в дальнейшем невозможна продуктивная познавательная деятельность.

В связи с этим, необходимо комплексное коррекционное воздействие, которое поможет ускорить: созревание

Слайд 5Анализ диагностических данных по:
методике «Домик», графической пробе «Заборчик»,
пробе

Н.И. Озерецкого «Кулак-ребро-ладонь»
в старшей группе (начало учебного года)

Анализ диагностических данных по: методике «Домик», графической пробе «Заборчик», пробе Н.И. Озерецкого «Кулак-ребро-ладонь» в старшей группе (начало

Слайд 7 Таким образом, по результатам диагностики у большинства

детей старшего дошкольного возраста было выявлено недостаточное развитие графомоторного навыка.

А именно низкий и средний его уровни. Практически все дети пассивны при выполнении заданий и нуждаются в стимуляции педагога.
Результаты проведенной диагностики свидетельствуют о необходимости оказания специальной коррекционной помощи детям по развитию графомоторного навыка, тонкой моторики рук, что существенно облегчает процесс овладения навыками рисования, письма и чтения и служит профилактикой дислексии и дисграфии.



Таким образом, по результатам диагностики у большинства детей старшего дошкольного возраста было выявлено недостаточное

Слайд 8Основная цель проекта:
развитие двигательной сферы (крупных и мелких движений);

развитие внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления;
развитие

волевых качеств, навыков планирования и самоконтроля;
развитие творческих способностей.

Основные задачи проекта:
повышение умственной работоспособности, синхронизации работы глаз и рук;
развитие графомоторных навыков, плавности, скоординированности движений рук;
развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений;
развитие произвольной сферы;
развивать умение действовать по словесным инструкциям педагога, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.



Основная цель проекта: развитие двигательной сферы (крупных и мелких движений); развитие внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и

Слайд 9

Педагогические принципы реализации проекта:

принцип единства диагностики и коррекции.
принцип системности и

последовательности в подаче материала.
учет объема и степени разнообразия материала (переходить

к новому материалу только после относительной сформированности того или иного умения, увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно).
соблюдение интересов ребёнка, учет его индивидуальных возможностей.
соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
вариативность.
Педагогические принципы реализации проекта:принцип единства диагностики и коррекции.принцип системности и последовательности в подаче материала.учет объема и степени

Слайд 10
Ожидаемый результат
Формирование графомоторных навыков

Улучшение координации

Развитие внимания

Развитие памяти

Развитие логического мышления

Развитие воображения

Развитие

пространственных представлений

Развитие произвольности

Ожидаемый результатФормирование графомоторных навыковУлучшение координацииРазвитие вниманияРазвитие памятиРазвитие логического мышленияРазвитие воображенияРазвитие пространственных представленийРазвитие произвольности

Слайд 11Для осуществления практической цели были отобраны несколько направлений коррекционной работы

по развитию графомоторных навыков:

упражнения на развитие мелкой моторики, которые

включают в себя массаж рук и пальчиковые игры.

упражнения на развитие зрительно-пространственной координации при копировании контуров предметов
(данные упражнения развивают устойчивость и объем зрительного восприятия).

упражнения на развитие направленных движений руки
(в процессе выполнения упражнений участвуют предплечье, запястье, пальцы рук; упражнения развивают физическую работоспособность, направленные движения руки).

Коррекционная работа проводится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей.
Для осуществления практической цели были отобраны несколько направлений коррекционной работы по развитию графомоторных навыков: упражнения на развитие

Слайд 12



Методическое обоснование

проекта:

Комплект коррекционно-развивающих материалов: оригинальные рисунки-образцы для копирования,
методическое

пособие «Волшебные обводилки»,
комплекс упражнений «Гимнастика для мозга».

Методическое обоснование проекта:   Комплект коррекционно-развивающих материалов: оригинальные рисунки-образцы

Слайд 13 Рисунки-образцы выполнены толстыми линиями, и каждая линия

имеет внешний и внутренний контуры. Детям объясняется, что следует придерживаться

единственного выбранного заранее (внешнего или внутреннего) контура, не переходя с одного на другой. И тогда в результате получится полая линия, которую в дальнейшем можно будет заштриховать или раскрашивать.
Рисунки-образцы выполнены толстыми линиями, и каждая линия имеет внешний и внутренний контуры. Детям объясняется,

Слайд 14 Эти рисунки предназначены для синхронизации работы обеих

рук. Ребенок выполняет упражнение непосредственно по образцам, без предварительного копирования.

Дети действуют двумя руками одновременно. Контур обводится одновременно пальцами обеих рук в разных направлениях (руки движутся по стрелкам навстречу друг другу). Для самоконтроля на отдельных симметричных участках отмечены точки, которые обе руки должны пройти одновременно.
Эти рисунки предназначены для синхронизации работы обеих рук. Ребенок выполняет упражнение непосредственно по образцам,

Слайд 15
Структура и содержание:
- Диагностический этап

5 – 6 лет: наблюдение: навыки самообслуживания - может

ли завязывать шнурки; как с помощью карандаша заштриховывает фигуры, обводит пунктирные линии и раскрашивает, копирует такие же фигуры, рисует правильно квадрат, рисует человека.
6 – 7 лет: тест «Дорисовывание» (Т.Д. Марцинковская), срисуй, продолжи узор, рисунок человека. Изучение динамического праксиса: графические пробы «заборчик», проба «кулак-ребро-ладонь», проба Озерецкого и другие методики.
- Основной этап - коррекционно-развивающие занятия.
Частота, продолжительность и длительность занятий определяется индивидуальными особенностями детей (характер нарушений, если они есть), особенностями возраста, работоспособностью (от 30 до 40 мин., 1 раз в неделю, на протяжении учебного года.).
- Заключительный этап.

Занятия проводятся в малой группе (5-6 детей).
Структура и содержание:- Диагностический этап   5 – 6 лет: наблюдение: навыки самообслуживания

Слайд 16Структура занятий:
(вариативность: подбор упражнений, изменение структуры занятия)
I - приветствие:

создание позитивного настроя, доверительной атмосферы. Упражнение «Ручеек радости».





Структура занятий:(вариативность: подбор упражнений, изменение структуры занятия)I - приветствие:  создание позитивного настроя, доверительной атмосферы. Упражнение «Ручеек

Слайд 17II - ритмирование: предваряется питьем чистой воды.

II - ритмирование: предваряется питьем чистой воды.

Слайд 182. Упражнение «Перекрестные движения»,
1. Упражнение «Кнопки мозга»,

2. Упражнение «Перекрестные движения»,1. Упражнение «Кнопки мозга»,

Слайд 193. Упражнение «Крюки» (3 части)

3. Упражнение «Крюки» (3 части)

Слайд 20III - упражнения, повышающие энергетический потенциал: массаж и самомассаж ушей,

кончика носа, ладоней.

III - упражнения, повышающие энергетический потенциал: массаж и самомассаж ушей, кончика носа, ладоней.

Слайд 21IV - синхронизация разнородных движений рук с работой глазодвигательных мышц,

синхронизация работы рук и глаз.

IV - синхронизация разнородных движений рук с работой глазодвигательных мышц, синхронизация работы рук и глаз.

Слайд 22V - упражнения для развития графомоторных навыков:
- обводка, копирование

рисунков.

V - упражнения для развития графомоторных навыков: - обводка, копирование рисунков.

Слайд 23 Упражнения на основе рисунков задуманы таким образом,

чтобы у детей как можно дольше сохранялся интерес к работе,

которая требует многократного копирования рисунков образцов.
Упражнения на основе рисунков задуманы таким образом, чтобы у детей как можно дольше сохранялся

Слайд 24 После того как ребенок научится обводить весь

контур не останавливаясь, можно переходить к непосредственному копированию рисунка. На

первых этапах – лишь отдельных частей образца (карандашом или фломастером), затем объем работы увеличивается.
После того как ребенок научится обводить весь контур не останавливаясь, можно переходить к непосредственному

Слайд 25VI - упражнения на расслабление, психогимнастика - отдых, расслабление, успокоение;


VII - Прощание, итоги.

VI - упражнения на расслабление, психогимнастика - отдых, расслабление, успокоение; VII - Прощание, итоги.

Слайд 26 Копии рисунков являются прекрасным материалом для раскрашивания,

изготовления разнообразных поделок и штриховки. Данные материалы создают широкое поле

для импровизации и проявления творческой натуры ребенка.
Копии рисунков являются прекрасным материалом для раскрашивания, изготовления разнообразных поделок и штриховки. Данные материалы

Слайд 27Результат диагностических данных по:
методике «Домик», графической пробе «Заборчик»,
пробе

Н.И. Озерецкого «Кулак-ребро-ладонь»
в старшей группе (в конце учебного года)

Результат диагностических данных по: методике «Домик», графической пробе «Заборчик», пробе Н.И. Озерецкого «Кулак-ребро-ладонь» в старшей группе (в

Слайд 29 Анализ динамики развития графомоторного навыка, крупной и

мелкой моторики, произвольной сферы, пространственных представлений и пр. позволил сделать

вывод о повышении уровня развития исследуемых качеств в старшей группе за счет увеличения количества детей с высоким и средним уровнем развития и уменьшения детей с низким уровнем развития.

Таким образом, в результате использования современных технологий и новых подходов к организации образовательного процесса у большинства исследуемых детей дошкольного возраста сформированы предпосылки, которые необходимы для осуществления учебной деятельности.

Вывод: большинство детей данной подгруппы владеют предпосылками учебной деятельности, умеют работать по заданному образцу, умеют самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, умеют контролировать собственные действия и т.д.
Анализ динамики развития графомоторного навыка, крупной и мелкой моторики, произвольной сферы, пространственных представлений и

Слайд 30Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика