Слайд 1
проект «Целый мир в ладошках»
педагога-психолога Талыгиной А.Ю.
по развитию познавательной
сферы, мелкой моторики рук и стабилизации эмоционального состояния детей старшего
дошкольного возраста
Слайд 2
Вид проекта: творческий, развивающий
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: дети старших и подготовительных
групп, педагог-психолог, родители воспитанников.
Основная цель проекта:
Обеспечение
социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья детей через внедрение элементов песочной терапии и пуговичной терапии в практику работы ДОУ.
Основные задачи проекта:
- развивать свободную и творческую личность ребенка;
- развитие внимания, воображения, чувственного восприятия, образного мышления, пространственных представлений;
- обогащение сенсорного опыта детей;
- развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук;
- активизация и пополнение словаря;
- формирование навыка общения и взаимодействия в коллективе.
Слайд 3
Обеспечение проектной
деятельности
Методическое:
1. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного
возраста»
О.Ю. Епанчинцева. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2015 г.
2. «Зачем психологу пуговицы?». И. Кутепова. Журнал «Обруч» № 5 2011 г.
3. «Игры с пуговицами». Ю. Ремпель. Журнал «Игра и дети» № 3 2008 г.
4. «Пуговичный мир» Солоненко Л. ; «Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц» Деникеева Ф., Ахунова К. Журнал «дошкольное воспитание» № 2 2013 г.
Материально техническое
Оборудование для песочной терапии:
стол с подсветкой;
деревянный ящик, окрашенный изнутри и снаружи синей краской;
песок, камушки, ракушки;
коллекция миниатюрных игрушек;
совочки, формочки, карандаши, ложки, расческа, шприц и пр.;
набор из 10 фибровых тактильных досок (25×25 см) с различными рельефными рисунками;
заламинированные рисунки
Оборудование для пуговичной терапии:
коллекция пуговиц;
мешочки;
«аквариум»
Слайд 4Актуальность проекта:
Актуальность использования «Песочной терапии» и «Пуговичной
терапии» в коррекционной работе определяется современной развивающей функцией образования, ориентирующей
педагогов на поиск оптимальных путей гармоничного развития ребенка.
Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа), он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения. Песочная терапия способствует психофизическому и личностному развитию детей. Так же такого рода игры и занятия можно использовать в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его познавательную сферу, сенсомоторные навыки и мелкую моторику рук. Когда ребенок пытается проговаривать свои ощущения, происходит развитие речи и мышления.
Применение определенного комплекса упражнений с пуговицами позволяет развивать речь детей, улучшить память, внимание и воображение, повышает способность к произвольному контролю, снижает утомляемость.
Действия с предметами - это не только увлекательное занятие для ребенка, но и движущая сила его развития.
Слайд 5
Педагогические принципы реализации проекта:
принцип креативности, позволяющий формировать новые знания,
умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся;
дифференцированный подход к
каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
вариативность.
Форма организации – подгрупповая и индивидуальная.
Слайд 6
В начале учебного года у
большинства детей старшего дошкольного возраста было выявлено недостаточное развитие познавательных
процессов, мелкой моторики рук и языковой компетенции. А именно низкий и средний его уровни. Дети пассивны при выполнении заданий и нуждаются в стимуляции педагога.
Практика показывает, что такие дети испытывают затруднения в различных видах образовательной деятельности. Из-за нарушений мелкой пальцевой моторики в игровой и учебной деятельности проявляются неточность движений, сниженная скорость выполнения, недостаточная моторная координация. Результаты проведенной диагностики свидетельствуют о необходимости оказания специальной коррекционной помощи детям по развитию речи, познавательных процессов и мелкой моторики рук.
Слайд 7
Структура и содержание проекта:
- Диагностический этап
Для детей 5 – 6 лет:
тест «Назови слова»
(словарный запас);
тест «10 предметов» (анализ объема непосредственной образной памяти);
методика «Эталоны» (исследование степени обобщенности сенсорных эталонов);
тест «Невербальная фантазия»;
тест Равена. Карточки серии А (исследование схематического мышления);
тест «Лишний предмет» (оценка уровня развития образно-логического мышления)
наблюдение: может ли завязывать шнурки; как с помощью карандаша заштриховывает фигуры, обводит пунктирные линии и раскрашивает, копирует такие же фигуры, рисует правильно квадрат, рисует человека
Для детей 6 – 7 лет:
методика «Расскажи по картинке» (оценка состояния связной речи);
тест «10 слов» (диагностика объема и скорости непосредственной вербальной памяти);
тест «Что не дорисовано?» (оценка целостности восприятия)
тест «Дорисовывание» (исследование образной креативности, творческого воображения);
тест Равена. Карточки серии АВ;
тест для оценки словесно-логического мышления
- Основной этап. Коррекционно-развивающие занятия.
Частота, продолжительность и длительность занятий (от 20 до 30 минут) определяются индивидуальными особенностями детей (характером нарушений, если они есть), особенностями возраста, работоспособностью.
- Заключительный этап:
- контрольная диагностика в «группе развития»;
- мастер-класс для родителей;
- показ презентации для педагогов
Слайд 8
Ожидаемый результат
Развитие познавательных способностей
Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных
особенностей
Совершенствование предметно-игровой деятельности
Расширение кругозора, любознательности
Развитие образного мышления
Развитие внимания
и воображения
Развитие
речи
Развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики
Слайд 9
Для осуществления практической цели были отобраны несколько направлений развивающей и
коррекционной работы.
Игровая деятельность
Дидактические игры: «На что похожа пуговица?», «Чудесный мешочек»,
«Сосчитай-ка», «Подбери по цвету», «Аквариум» и т. д.
Песочная игротерапия: проективные игры «Моя семья», «Мои друзья», «Сказочные сюжеты» и пр.
Продуктивная деятельность
Рисование: «Печатаем узор» (пуговица штамп).
Лепка: «Бабочка», «Гусеница», «Волшебный цветок»
(составление изображений из пуговиц на пластилиновом панно)
Конструирование: создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки, пластилина (вертушки, браслеты, украшения для фоторамок и т.п.)
Речевая деятельность
Связная речь: составление предложений, рассказов и сказок.
Кинезиологические упражнения для рук
«Печатная машинка», «Поднимание пуговиц», «Шагающие пальчики», «Ловкие пальчики», «Поменяем местами», «Чудесные мешочки» и т.п.
Слайд 10 Занятия по песочной терапии вызывают большой интерес
у детей, создают творческую атмосферу. В развивающей и коррекционной работе
можно выделить следующие группы методов и приемов:
- работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, карандашами, кисточками и т.д.);
- обыгрывание ситуаций, инсценировка и театрализация;
- мини-беседа, доверительная беседа, чтение литературных произведений;
- рассматривание иллюстраций;
Создание песочных композиций предполагает различные способы познания:
сравнение;
исследовательская деятельность;
рассуждение;
анализ-синтез;
обобщение и описание
На основе коллекции пуговиц созданы игры, позволяющие решать одновременно развивающие, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
В процессе выполнения упражнений с пуговицами у детей развиваются:
координация движений;
усидчивость и произвольность психических процессов;
аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, т.к. упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай.
Коррекционные упражнения и дидактические игры с пуговицами проводятся с подгруппой детей и индивидуально, как целое занятие или его часть.
Слайд 11Структура занятий
1.Ритуал приветствия. «Чувствительные ладошки»
Упражнения: «Здравствуй, песок!», «Волшебные
следы на песке», «Идут медвежата», «Прыгают зайцы» и т.п.
2. Основная
часть.
игры с использованием тактильной доски;
рисование на песке с помощью карандаша
Слайд 12рисование на песке по заданному контуру
Слайд 13игры с использованием дыхания;
проективные игры с использованием камней, пуговиц, природных
материалов
Слайд 14дидактические игры с использованием пуговиц
Слайд 15Дидактическая игра «Аквариум» (развитие слуховой и зрительной памяти; мышечная релаксация;
снятие напряжения, страхов)
Слайд 163. Ритуал прощания (рефлексия). «Нарисуй свое настроение сейчас»
Слайд 17
Анализ динамики развития психических процессов, крупной и
мелкой моторики, произвольной сферы, пространственных представлений и пр. позволяет сделать
вывод о повышении уровня развития исследуемых качеств за счет увеличения количества детей с высоким и средним уровнем развития и уменьшения детей с низким уровнем развития.
Таким образом, в результате использования современных технологий и новых подходов к организации образовательного процесса у большинства исследуемых детей старшего дошкольного возраста сформированы предпосылки, которые необходимы для осуществления учебной деятельности.
Вывод: большинство детей данной подгруппы владеют предпосылками учебной деятельности; умеют работать по заданному образцу, самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия и т.д.