Слайд 1
проект «Целый мир в ладошках»
педагога-психолога Талыгиной А.Ю.
 
по развитию познавательной
                                                            
                                    
сферы, мелкой моторики рук и стабилизации эмоционального состояния детей старшего
                                    дошкольного возраста
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2
Вид проекта: творческий, развивающий
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: дети старших и подготовительных
                                                            
                                    
групп, педагог-психолог, родители воспитанников. 
Основная цель проекта:
   Обеспечение
                                    социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья детей через внедрение элементов песочной терапии и пуговичной терапии в практику работы ДОУ. 
Основные задачи проекта:
- развивать свободную и творческую личность ребенка;
- развитие внимания, воображения, чувственного восприятия, образного мышления, пространственных представлений; 
- обогащение сенсорного опыта детей;
- развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук;
- активизация и пополнение словаря;
- формирование навыка общения и взаимодействия в коллективе.
   
   
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3  
   
   
Обеспечение проектной
                                                            
                                    
деятельности
Методическое:
1. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного
                                    возраста»
   О.Ю. Епанчинцева. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2015 г.
2. «Зачем психологу пуговицы?». И. Кутепова. Журнал «Обруч» № 5 2011 г.
3. «Игры с пуговицами». Ю. Ремпель. Журнал «Игра и дети» № 3 2008 г.
4. «Пуговичный мир» Солоненко Л. ; «Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц» Деникеева Ф., Ахунова К. Журнал «дошкольное воспитание» № 2 2013 г.
Материально техническое
Оборудование для песочной терапии:
стол с подсветкой;
деревянный ящик, окрашенный изнутри и снаружи синей краской;
песок, камушки, ракушки;
коллекция миниатюрных игрушек;
совочки, формочки, карандаши, ложки, расческа, шприц и пр.;
набор из 10 фибровых тактильных досок (25×25 см) с различными рельефными рисунками;
заламинированные рисунки
Оборудование для пуговичной терапии:
коллекция пуговиц;
мешочки;
«аквариум» 
   
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Актуальность проекта:
   Актуальность использования «Песочной терапии» и «Пуговичной
                                                            
                                    
терапии» в коррекционной работе определяется современной развивающей функцией образования, ориентирующей
                                    педагогов на поиск оптимальных путей гармоничного развития ребенка. 
   Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа), он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения. Песочная терапия способствует психофизическому и личностному развитию детей. Так же такого рода игры и занятия можно использовать в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его познавательную сферу, сенсомоторные навыки и мелкую моторику рук. Когда ребенок пытается проговаривать свои ощущения, происходит развитие речи и мышления. 
   Применение определенного комплекса упражнений с пуговицами позволяет развивать речь детей, улучшить память, внимание и воображение, повышает способность к произвольному контролю, снижает утомляемость.
   Действия с предметами - это не только увлекательное занятие для ребенка, но и движущая сила его развития.
   
                                
                            							
								
							 
														
						 
											
                            Слайд 5
Педагогические принципы реализации проекта:
 принцип креативности, позволяющий формировать новые знания,
                                                            
                                    
умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся;
 дифференцированный подход к
                                    каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
 развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
 соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
 вариативность. 
Форма организации – подгрупповая и индивидуальная.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6  
   В начале учебного года у
                                                            
                                    
большинства детей старшего дошкольного возраста было выявлено недостаточное развитие познавательных
                                    процессов, мелкой моторики рук и языковой компетенции. А именно низкий и средний его уровни. Дети пассивны при выполнении заданий и нуждаются в стимуляции педагога.
   Практика показывает, что такие дети испытывают затруднения в различных видах образовательной деятельности. Из-за нарушений мелкой пальцевой моторики в игровой и учебной деятельности проявляются неточность движений, сниженная скорость выполнения, недостаточная моторная координация.      Результаты проведенной диагностики свидетельствуют о необходимости оказания специальной коррекционной помощи детям по развитию речи, познавательных процессов и мелкой моторики рук.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7   
Структура и содержание проекта:
- Диагностический этап 
                                                            
                                    
  Для детей 5 – 6 лет:
тест «Назови слова»
                                    (словарный запас);
тест «10 предметов» (анализ объема непосредственной образной памяти);
методика «Эталоны» (исследование степени обобщенности сенсорных эталонов);
тест «Невербальная фантазия»;
тест Равена. Карточки серии А (исследование схематического мышления);
тест «Лишний предмет» (оценка уровня развития образно-логического мышления)
наблюдение: может ли завязывать шнурки; как с помощью карандаша заштриховывает фигуры, обводит пунктирные линии и раскрашивает, копирует такие же фигуры, рисует правильно квадрат, рисует человека
   Для детей 6 – 7 лет:
методика «Расскажи по картинке» (оценка состояния связной речи);
тест «10 слов» (диагностика объема и скорости непосредственной вербальной памяти);
тест «Что не дорисовано?» (оценка целостности восприятия)
тест «Дорисовывание» (исследование образной креативности, творческого воображения);
тест Равена. Карточки серии АВ;
тест для оценки словесно-логического мышления
- Основной этап. Коррекционно-развивающие занятия.
  Частота, продолжительность и длительность занятий (от 20 до 30 минут) определяются индивидуальными особенностями детей (характером нарушений, если они есть), особенностями возраста, работоспособностью. 
 - Заключительный этап:
- контрольная диагностика в «группе развития»;
   - мастер-класс для родителей;
   - показ презентации для педагогов
   
  
                                
                            							
								
							 
														
						 
											
                            Слайд 8
Ожидаемый результат
Развитие познавательных способностей
Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных
                                                            
                                    особенностей
Совершенствование предметно-игровой деятельности
Расширение кругозора, любознательности
Развитие образного мышления
Развитие внимания
 и воображения
Развитие
                                    речи
Развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9
Для осуществления практической цели были отобраны несколько направлений развивающей и
                                                            
                                    
коррекционной работы.
Игровая деятельность
Дидактические игры: «На что похожа пуговица?», «Чудесный мешочек»,
                                    «Сосчитай-ка», «Подбери по цвету», «Аквариум» и т. д.
Песочная игротерапия: проективные игры «Моя семья», «Мои друзья», «Сказочные сюжеты» и пр.
Продуктивная деятельность
Рисование: «Печатаем узор» (пуговица штамп).
Лепка: «Бабочка», «Гусеница», «Волшебный цветок»
(составление изображений из пуговиц на пластилиновом панно)
Конструирование: создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки, пластилина (вертушки, браслеты, украшения для фоторамок и т.п.)
Речевая деятельность
Связная речь: составление предложений, рассказов и сказок. 
Кинезиологические упражнения для рук
«Печатная машинка», «Поднимание пуговиц», «Шагающие пальчики», «Ловкие пальчики», «Поменяем местами», «Чудесные мешочки» и т.п.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10   Занятия по песочной терапии вызывают большой интерес
                                                            
                                    
у детей, создают творческую атмосферу. В развивающей и коррекционной работе
                                    можно выделить следующие группы методов и приемов:
- работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, карандашами, кисточками и т.д.);
- обыгрывание ситуаций, инсценировка и театрализация; 
- мини-беседа, доверительная беседа, чтение литературных произведений;
- рассматривание иллюстраций; 
   Создание песочных композиций предполагает различные способы познания:
сравнение; 
исследовательская деятельность;
рассуждение;
анализ-синтез;
обобщение и описание
   На основе коллекции пуговиц созданы игры, позволяющие решать одновременно развивающие, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
   В процессе выполнения упражнений с пуговицами у детей развиваются:
координация движений;
усидчивость и произвольность психических процессов;
аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, т.к. упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай.
   Коррекционные упражнения и дидактические игры с пуговицами проводятся с подгруппой детей и индивидуально, как целое занятие или его часть.
                                
                            							
								
							 
														
						 
											
                            Слайд 11Структура занятий 
1.Ритуал приветствия. «Чувствительные ладошки» 
Упражнения: «Здравствуй, песок!», «Волшебные
                                                            
                                    
следы на песке», «Идут медвежата», «Прыгают зайцы» и т.п.
2. Основная
                                    часть. 
игры с использованием тактильной доски;
рисование на песке с помощью карандаша
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12рисование на песке по заданному контуру
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13игры с использованием дыхания;
проективные игры с использованием камней, пуговиц, природных
                                                            
                                    
материалов 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14дидактические игры с использованием пуговиц
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Дидактическая игра «Аквариум» (развитие слуховой и зрительной памяти; мышечная релаксация;
                                                            
                                    
снятие напряжения, страхов)
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 163. Ритуал прощания (рефлексия). «Нарисуй свое настроение сейчас»
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17
   Анализ динамики развития психических процессов, крупной и
                                                            
                                    
мелкой моторики, произвольной сферы, пространственных представлений и пр. позволяет сделать
                                    вывод о повышении уровня развития исследуемых качеств за счет увеличения количества детей с высоким и средним уровнем развития и уменьшения детей с низким уровнем развития.
  Таким образом, в результате использования современных технологий и новых подходов к организации образовательного процесса у большинства исследуемых детей старшего дошкольного возраста сформированы предпосылки, которые необходимы для осуществления учебной деятельности.
   Вывод: большинство детей данной подгруппы владеют предпосылками учебной деятельности; умеют работать по заданному образцу, самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия и т.д.