Слайд 1«Организация развивающей
предметно-пространственной среды
в младшей группе ДОУ»
Выполнила студентка 42 группы
Василькина
Анна
Слайд 2Нормативные документы:
Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. N
30384
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 17 октября 2013 г.
N 1155
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 3Понятие
«предметно - пространственная среда»
Под развивающей предметно-пространственной средой
следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и
времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.
В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Слайд 43.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства
Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся
на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
П.3.1. Требования к предметно-пространственной среде образовательной Организации (Группы), которые включают:
Слайд 5:
3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной
деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых,
двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
Слайд 63.3.4. Развивающая предметно-
пространственная
среда должна быть:
- содержательно-насыщенной,
- трансформируемой,
- полифункциональной,
- вариативной,
- доступной
- безопасной.
3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Слайд 7
Предметно-пространственная среда ДОУ
должна способствовать реализации основных
областей:
социально-коммуникативное
развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Слайд 8
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
Слайд 10Атрибуты для сюжетно-ролевых игровых действий с куклами: куклы, кукольная одежда
и мебель, коляски для кукол, посуда, расчески, щетки, тазик для
купания, мочалки, полотенце, разнообразные резиновые игрушки; атрибуты для игры «Больница»; машинки средних и малых размеров, кубики, различный строительный материал для создания построек .
Слайд 12Автомобили служебные (большого и среднего размеров, в т.ч. пожарная машина,
скорая помощь, мусоровоз, полицейская машина); тематический игровой коврик; полосатый жезл;
бинокль, телефон, рук, ролевые костюмы по профессиям (каска строителя, стилизованные головные уборы и плащ-накидки пожарного, врача, полицейского, водителя, капитана) Дидактические игры: «Машинки»
Слайд 13
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Слайд 14Центр сенсорики и математики
Материалы по сенсорному развитию: пирамидки разной величины,
коробочки-вкладыши, плоскостные сенсорные эталоны, цилиндрики-вкладыши, рамки-вкладыши, геометрические головоломки, панно для
обогащения сенсорных представлений, развития мелкой моторики рук (шнуровка, застежки, липучка и т.п.), мягкие пазлы, настольно-печатные игры, игра лото, парные картинки, крупная пластиковая мозаика, наборы разрезных картинок «Учим цвета» -(макси) пазлы, мозаика для малышей «В деревне», мозаика для малышей «В зоопарке»; пазлы- контуры: «Игрушки», «Животные» и др.
Слайд 16Центр «Природа»
Растения – с красивыми крупными листьями, чѐтко просматриваемой структурой
строения, цветущие; пейзажи по времени года; дидактическая кукла с набором
одежды по сезонам; парные картинки разной тематики (животные, птицы, овощи, животные с детенышами); наборы объемных и плоских игрушек «Зоопарк», «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты»; природный и бросовый материал: желуди, шишки, пробки и т.д.; Дидактические игры «Кто в домике живет?», «Что к чему?», «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты», «В зоопарке», «Сказочные животные для самых маленьких»,
Слайд 18Уголок экспериментирования
Столик для экспериментирования с водой и песком – вода
кипяченая, песок прокален в духовом шкафу; ведерки, совочки, формы для
песка, плавающие игрушки, чашки для переливания воды.
Слайд 20
Образовательная область
«Речевое развитие»
Слайд 21Уголок речевого развития
Игры: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений
артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике. «Чей
малыш?», «Чей домик?», «Одежда для Мишки», «Ежик в лесу» Картинки: а) с изображением явлений природы; б) предметами домашнего обихода; в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой- маленький т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.) Словесные дидактические игры.
Слайд 23Центр чтения художественной литературы
Полка с книгами (по 2-3 прочитанных
и 1 – 2 новые). Все материалы периодически обновляются, в
литературном уголке репродукции иллюстраций В. Сутеева, Ю.Васнецова, Е. Чарушин
Слайд 25
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Слайд 26Центр «Творческая мастерская»
Краски гуашевые; цветные восковые мелки, кисточки толстые беличьи,
колонковые, бумага: разного формата для индивидуального рисования и совместного творчества;
мольберт для творчества детей (рисование восковыми мелками); поролоновые губки-штампы, тканевые салфетки для рук, доски для работы с пластилином; иллюстрации сказок, репродукции народных промыслов Трафареты (обведи и нарисуй): «Веселый зоопарк», «Волшебный лес», «Забавные машинки»;
Слайд 28Центр театрализации
Ширма, настольный театр: плоскостной, конусный, театр игрушек, атрибуты перчаточного
театра, декорации; элементы костюмов для персонажей (маски, юбки платочки и
др.); Комплект элементов костюма для уголка наряжения;
Слайд 30Центр музыка
Музыкальные игрушки, баян для воспитателя, ящик (короб) для мелких
детских музыкальных инструментов, неозвученные музыкальные игрушки: балалайки, гитары, гармошки, пианино
музыкальные инструменты: со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубен, румба, треугольник, деревянные палочки, кубики, ложки, барабан); издающие звук только одной высоты (дудочка)
Слайд 32Центр «Конструирование»
Напольный крупный строительный материал, к нему для обыгрывания крупные
машины и игрушки-двигатели, сюжетные наборы фигурок: животные, люди, настольный мелкий
конструктор с материалом для обыгрывания, наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования; комплект больших мягких модулей
Слайд 34
Образовательная область
«Физическое развитие»
Слайд 35Центр физического развития
Мячи резиновые большие и малые, султанчики, флажки, скакалки,
массажные мячики, массажная дорожка, атрибуты для создания сюжета на физкультурных
занятиях. мягкие модули спортивного комплекса «Геркулес», мешочки с грузом, дуги.
Слайд 37Центр здоровья
Кукла-девочка, кукла-мальчик (для изучения лица, одежды мальчика и девочки
в сравнении); набор лиц человека, изображенных с разной мимикой; сюжетные
картинки с изображением действий ребенка; дидактические игры: «Угадай, кто это?» (по частям лица, головы угадать мальчика, девочку, тетю, дядю), «Малыши-крепыши» и т.д.; ростомер; самодельные пособия для коррекции зрения (жуки, бабочки, елочки на палочке); пособия для развития дыхания (снежинки, бабочки на ниточках)
Слайд 39Зачем нужна предметно-пространственная среда ребёнку?
Развитие ребёнка происходит в деятельности, определяющей
эффективность развития в каждом психологическом возрасте, которая осуществляется в условиях
определенной развивающей предметной среде;
Развивающая среда является источником становления субъектного опыта ребенка;
В условиях развивающей среды ребёнок реализует свое право на свободу выбора деятельности.
Слайд 40Зачем нужна предметно-пространственная среда воспитателю?
Единство педагогического процесса и преемственность этапов
развития деятельности в раннем, младшем и старшем дошкольном возрастах обеспечивается
системой развивающей предметной среды с учетом специфики образовательного процесса в возрастных группах детского сада.
Развивающая предметно-пространственная среда является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.
Среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит также непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.