Слайд 1Разработка темы:
«Природа и человек»
через произведения писателей детской литературы
Слайд 2Цель занятия:
Выяснить, как взаимоотношения человека и природы отражена в произведениях
литературы, какие проблемы поднимают поэты и писатели, раскрывая эту тему.
Доказать
насколько актуально звучит экологическая проблема.
Вызвать чувство бережливости к природе.
Слайд 3«Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви
к своей стране…»
К.Г. Паустовский
«Человек, стреляя в природу,
попадает в
самого себя»
(Ч.Айтматов)
«Любить природу – значит любить Родину»
(М.Пришвин)
Слайд 4Изучение в школе художественных и научно-познавательных произведений природоведческого характера
в
наши дни приобретает особенно большое значение.
Научно-технический прогресс и всеобщая
урбанизация оторвали современного человека
от естественной природы.
Слайд 5Только после техногенных катастроф конца ХХ века в обществе пришло
понимание : природу нужно не покорять (20-30-е годы),
а жить с ней в ладу и сохранять для будущих поколений.
Одним их важных аспектов экологического воспитания детей является изучение произведений на тему природы.
Слайд 7Главным литературным открытием Пришвина
будет открытие «небывалого» в обыденном,
предметом
пристального наблюдения станет
родная природа.
Пришвин не только писатель-натуралист.
Во всяком явлении он видит его красоту
и называет ее точным словом,
освещает человеческим смыслом
и выводит из небытия.
Слайд 8
В предгрозовой атмосфере конца 30-х г.
ХХ века тема родной
природы
советским критикам кажется неактуальной,
Пришвина обвиняют в аполитичности.
Но
писатель убежден: его цель, «создание
в душе советского человека радости,
того праздника жизни,
с которым легко и строить новую жизнь».
Слайд 9
«Кладовая солнца» создается Пришвиным во время Второй мировой войны.
Создание
надвигающейся катастрофы активизировало поиск вечных и неизменных начал человеческой жизни
, того, что в мире и человеке может противостоять грядущей опасности. Повествование сказки-были одновременно существует в 2 планах-
конкретно-бытовом и обобщенно-философском.
Слайд 10
Точно обозначено в начале и в конце
повествования историческое время-
Великая Отечественная война, на которой погиб отец детей и осиротели маленькие ленинградцы,-позволяет соотнести нелегкую судьбу детей
с общенародной бедой, обострившей потребность
в положительных началах бытия,
заставившей решать отнюдь не детские проблемы.
Для событий сказки значимы не только исторические ориентиры,
но и природно-временные-время года и время суток.
Слайд 11
Действие приурочено к весне -
пора возрождения в природе.
Путь
детей занимает чуть больше суток и
символически соотнесен с путем
солнца.
Дети выходят до рассвета,
в момент ссоры брата с сестрой
на солнце набегает серая хмарь,
и еще до заката они благополучно воссоединяются.
За один день они успевают пережить сложнейшие коллизии человеческой жизни.
Время действия тоже средство типизации.
Путь детей лежит в мир
таинственный, богатый и щедрый,
но вместе с тем-тревожный, порой враждебный.
Поиск правильного, верного пути в мире природы-
одна из важнейших тем пришвинского творчества.
Слайд 12
Сюжет сказки увлекателен и строго симметричен.
Дети выходят в лес
за клюквой, однако ссорятся
из-за выбора дороги и расходятся по
разным тропам.
Каждый из них изменяет выбранному пути и попадает в беду, осознает свою ошибку,
а появление собаки помогает детям.
Они возвращаются домой невредимыми,
и с небывалым урожаем клюквы.
Слайд 13Заявленное в экспозиции проявляется
мужского и женского начала
в характерах
героя определяет движение фабулы.
Пришвин вводит знаменательные детали. Мужчина, защитник,
охотник и вожатый,
Митраша берет с собой ружье и компас.
Женщина, кормилица хозяйка, Настя возьмет еду про запас, полотенце и корзинку,
чтобы принести домой урожай.
Слайд 14Рассказ о судьбе детей передается
в описании природы.
Подчеркивается противоположность
закона жизни
в мире природном и человеческом.
В мире природы
закон жизни-
борьба за существование,
борьба с другими живыми существами за себя, в мире людей- это правда
«суровой, вековечной борьбы за любовь».
Слайд 15Притчевый характер повествования определяет и особенности стилистики.
На синтаксическом уровне
это проявляется
в использовании риторических фигур и инверсии, придающих тексту
особую эмоциональность. Другой характерной особенностью является
обилие тропов.
Слайд 16Повествование ведется от загадочного «мы», ведающего тайны природы и
сокровенные
думы детей.
Жанровое определение, имеет оттенок оксюморона,-
«сказка-быль»- введено как элемент
композиции.
Двойственность жанрового определения позволила Пришвину сочетать увлекательность «были»
с логической стройностью сюжета сказки-притчи, пронизанной иносказанием и
философскими обобщениями.
Слайд 17Экспозиция – непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные
сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения.
Оксюморóн— изобразительно-выразительное
средство, до кажущейся нелепости заострённое выражение, образное сочетание противоречащих друг другу понятий;
остроумное сопоставление противоречивых понятий, парадокс...
Инве́рсия «переворачивание; перестановка» — нарушение обычного порядка слов в предложении.
Троп -оборот — риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении
с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.
Слайд 18Природа – частица огромного мироздания.
Мы неразрывно связаны с ним.
Природа – это частичка нашей с вами души.
Тема человека
и природы
поднимает нравственные проблемы:
добра и жестокости, воспитания ребенка в семье,
ответственности и долга перед тем,
что нас окружает.
Эти чувства должны помочь нам сохранить человечность, а значит, и человечество.
Слайд 19Митраша попадает в Слепую елань из-за своей самонадеянности и безрассудства,
но
это- обратная сторона типично мужских свойств-веры в свои силы
и готовности к риску во имя достижения цели. Настя сошла с тропы из-за жадности, что тоже является обратной стороной типичного женского достоинства-экономности, бережливости.
Слайд 20Эту-то правду и перешепнул Травке старик Антипыч, выступающий в «Кладовой
солнца» как обобщенный образ человека, «хозяина» с множеством лиц, того
самого мудрого хозяина кладовой солнца, которой является природа. С Травкой связана развязка, встреча с собакой спасительна для детей.