Слайд 1Презентация из опыта работы воспитателя МДОУ «Детского сада общеразвивающего вида
№ 163» Вицкоп Ольги Степановны
На тему: «Развитие элементарных естественно-научных представлений
в дошкольном возрасте»
Слайд 2Содержание:
Введение
Цели и задачи опыта работы
Формы работы
Методы и приемы работы
Роль семьи
в развитии элементарных естественно-научных представлений в дошкольном возрасте
Вывод
Слайд 3«Расскажи – и я забуду, покажи и я запомню, дай
попробовать и я пойму» (китайская пословица)
Маленькие дети любознательны и
часто «докучают» взрослых вопросами. Те взрослые, которые отмахиваются от вопросов ребенка, совершают непоправимое: они задерживают его умственное развитие, тормозят духовный рост.
Слайд 4
Дошкольники – природные исследователи. И тому подтверждение – любознательность,
постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной
ситуации.
Одним из направлений моей работы явилось изучение особенностей детского экспериментирования и внедрения его в свою практику.
Слайд 5
Профессор Российской академии образования Н. Н. Поддъяков говорил: «Детское
экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития
ребенка», «… в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью полного познания и освоения».
Слайд 6
Работая по программе «Радуга», я обратила
внимание, что несмотря на то, что в дошкольном возрасте метод
экспериментирования является ведущим (он пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку), а в первые три года единственным познанием мира, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана не полно. В методических рекомендациях к программе запланирована экспериментальная деятельность, но она не удовлетворяет исследовательскую потребность ребенка.
Слайд 7Цель работы:
Обеспечить условия для развития у детей представлений о
физических свойствах окружающего мира, соответствие с их возрастными возможностями через
экспериментирование.
Слайд 8Задачи:
Учить детей устанавливать причинно-следственные связи
Знакомить ребенка с различными свойствами веществ
(твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.)
Знакомить с основными
видами и характеристиками движения: скорость, направления
Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.
Слайд 9Работу экспериментальной деятельности построила, учитывая следующие принципы:
«Позитивный центризм» - отбор
знаний наиболее актуальных для ребенка данного возраста
Непрерывность и преемственность педагогического
процесса
Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психических особенностей, возможностей и интересов
Рациональное сочетание разных видов деятельности
5. Деятельный подход
Слайд 10Формы работы:
Наблюдение
Эвристическая беседа
Создание опорных схем
Проведение опытов с водой, воздухом, с
сыпучими, несыпучими материалами, семенами, бумагой и т. д.
Создание группового дневника
по экспериментированию для фиксирования результатов наблюдения и опыта
Использование художественного слова
Слайд 11Методы и приемы:
Объяснительно-иллюстративный: приемы - беседа, сообщение, объяснение, показ действий
Метод
проблемного изложения: приемы – постановка проблемы, создание проблемной ситуации, рассказ,
поиск, анализ полученного результата, умение анализировать, выделять главное
Слайд 12Методы и приемы:
3. Частично-поисковый: приемы – эвристическая беседа, самостоятельная работа
с элементами исследования, игра, частичный эксперимент
4. Исследовательский метод: приемы –
анализ, оценка, эксперимент, самостоятельное выдвижение гипотезы, обобщение по проблеме в целом
Слайд 13
Реализовать поставленные задачи в полной мере можно только при
условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью
проводились консультации на тему: «Развитие творческой, исследовательской активности в процессе детского экспериментирования», «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности детей». В дни открытых дверей родители имели возможность участвовать в экспериментировании, что вызывало большую заинтересованность у детей. Взрослые помогли в оборудовании и пополнении необходимыми материалами уголков экспериментирования.
Слайд 14
Способствовали удовлетворению познавательных интересов в экспериментировании в домашних условиях,
вместе с родителями дети находили ответы на вопросы: «Почему греет
утюг?», «Может ли гореть газ?», «Почему вырос пирог в духовке?».
Слайд 15Вывод:
Главное достоинство экспериментирования, в том, что оно дает ребенку
реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память, активизирует
мыслительные процессы, учит рассуждать и аргументировать собственные утверждения, что является успешным переходом ребенка к новому этапу своей деятельности – обучению в школе.