Слайд 1Современный урок
как основное условие эффективного и качественного образования
Слайд 2Перед образовательной системой страны стоит непростая задача:
формирование
и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении
всей жизни.
Слайд 3По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. Еще
Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно
только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Слайд 4Современный урок –урок действенный,
имеющий непосредственное отношение
к интересам, личности
ребенка,
его родителей, общества, государства.
Современный урок – урок актуальный для
настоящего времени
Слайд 5Выделяют три постулата современного урока:
урок есть открытие истины, поиск
истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Слайд 7Человеческие ресурсы
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИКИ
РОДИТЕЛИ
Слайд 8Методические ресурсы
Формы
Технологии
Содержание
Методы
Приемы
Слайд 9Технологические ресурсы
ИКТ
Развивающее
обучение
Проектная
деятельность
Модульное
обучение
Интерактивная
доска
Здоровьесберегающие
технологии
Слайд 10Способы организации учебного процесса:
наличие у детей познавательного мотива (желания
узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что
именно нужно выяснить, освоить);
выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Слайд 11Модели современного урока
Триединая цель урока
План- конспект
Преобладающая фронтальная форма обучения
Методы и
приемы обучения
Типы уроков
Развивающая
деятельностная
компоненты
Ключевые и базовые компетентности
Проектирование урока
Разнообразные формы
обучения
Технологическая карта урока
Практический опыт деятельности
Слайд 12Применение
новейших
информационных
технологий
Формирование
потребности
учащихся в познании
и умений
учиться
(ОУУ)
Применение идей
личностно-ориентированного
и личностно-развивающего
обучения
Разнообразие
типов урока
Технологичность
обучения
Тщательное
проектирование
урока в процессе
его подготовки
Тенденции развития современного урока
Свобода в
выборе структуры
урока
Слайд 13Характеристика
современного урока
УРОК
Создание условий для формирования компетенций ребенка
Использование образовательных технологий
Практический,
деятельностный подход
Самостоятельная работа ученика, а не учителя
Личностно-ориентированный, индивидуальный характер
Компоненты содержания:
знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт
Слайд 14Универсальные учебные действия, формируемые на уроке в начальной школе
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Слайд 15I этап. Организация класса (орг.момент)
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний
и умений (повторение)
III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка
учебной задачи).
IV этап. Открытие нового знания.
V этап. Первичное закрепление.
VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль .
VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
VII этап. Рефлексия деятельности ( итог урока).
Структура урока в начальных классах
Слайд 161.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.
«Хочу, потому что могу».
• 1-2 минуты
• У учащихся должна возникнуть
положительная эмоциональная направленность;
• включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области.
Приёмы работы:
• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
• самопроверка домашнего задания по образцу.
ФГОС
Слайд 17Фрагмент урока русского языка во 2 классе
по теме: «Учимся
писать суффиксы –ик, -ек».
I этап. Организационный момент. «Психологическая установка на
работу»
Улыбнемся друг другу, дети.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться!
Слайд 18II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового
знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. 4-5
минут
2. Возникновение проблемной ситуации.
• актуализация ЗУН и мыслительных операций
(внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.
ФГОС
Слайд 19II этап. Актуализация знаний.
На минутку «Чистописание» предложено записать узоры, в
которых содержатся изученные суффиксы -онок, -ёнок.
О какой части слова пойдет
речь на уроке?
Работа с текстом карточки и определение знаком «+» того, что известно о суффиксе и знаком «-» того, чего ещё не знают.
Слайд 20Отметьте знаком «+» то, что вам уже известно о суффиксе,
и знаком «-» то , чего ещё не знаете.
1. Суффикс
– это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.
2. Чтобы выделить в слове суффикс нужно:
− Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.
− Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.
− Выделить в слове суффикс.
3. Суффиксы –ушк–, –юшк–, –к– имеют уменьшительно-ласкательное значение.
4.После мягких согласных, кроме [ч'], пишется суффикс – ёнок–: тигренок, теленок.
5. После твердых согласных и [ч'], пишется суффикс – онок–: волчонок, мышонок.
6.Есть два похожих суффикса: –ик– и –ек– : [дом'ик], [внуч'ик], [топор'ик], [молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.
Слайд 21III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений
(«Почему возникли затруднения?»,
«Чего
мы ещё не знаем?»);
проговаривание цели урока в виде вопроса,
на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
4-5 мин
ФГОС
Слайд 22III этап. Постановка учебной задачи.
Вспомните отрывок из сказки Лии Гераскиной
«В стране невыученных уроков».
– Какая проблема встала перед Витей
Перестукиным?
-А как думаете вы? Какие суффиксы нужно записать в словах? (ответы детей: «-ик», - «ек»)
-Почему возникли затруднения? ( ответы детей: «не знаем где писать суффикс – ик-, а где – ек.)
-Чему мы должны научиться сегодня
на уроке? (ответы детей: «научиться
писать суффиксы –ик-, -ек-;
«правильно определять где
пишется -ик-, а где –ек-».)
КЛЮЧ___
ЗАМОЧ___
Слайд 23IV. «Открытие нового знания»
(построение проекта выхода из затруднения).
Цель:
решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
•
7-8 мин
• Способы: диалог, групповая или парная работа.
• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
• Организация самостоятельной исследовательской деятельности.
• Выведение алгоритма.
ФГОС
Слайд 24IV. «Открытие нового знания»
(построение проекта выхода из затруднения).
Предлагается поработать
со словами, записанными на карточках на доске и распределить их
в два столбика «есть», «нет»
Арбуз . к, бант . к, горош . к, кармаш . к, арбузика, бантика, горошка, кармашка.
Есть нет
арбуз…к арбузика
бант…к бантика
горош...к горошка
кармаш...к кармашка
-Как выбрать нужную гласную, чтобы правильно записать суффикс? Для этого проанализируйте слова второго столбика.
Что интересного вы заметили? (ответы детей: «в словах «арбузика» и «бантика» есть буква «и», а в остальных её нет»)
Как вы думаете зависит ли выбор написания суффиксов –ик-, -ек- в слове от наличия гласного –и- в форме этого слова ? (ответы детей: если при изменении слова гласный –и- остается, то пишется суффикс –ик-, а если нет, то пишется суффикс –ек-»)
Сравнение вывода с правилом в учебнике, просмотр отрывка из сказки.
Слайд 25Алгоритм применения правила
1. Выделяю в слове………, если [ ….]-?
2. Изменяю
форму слова , подставляя слова …., ….
3.Если […..]- …..
4. .Если
[ - ]- …….
1. Выделяю в слове корень, если [ ик ]-?
2. Изменяю форму слова, подставляя слова нет, много
3.Если [ ик]-
4. Если [ - ]-
Слайд 26V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде
опорного сигнала.
• 4-5 минут
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
•
Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
• выполнение заданий с проговариванием
в громкой речи
ФГОС
Слайд 27V. Первичное закрепление.
Фронтальное выполнение упражнения из учебника у доски
Слайд 28VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что
он уже умеет.
• 4-5 минут
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).
• Выполняется письменно.
• Методы: самоконтроль, самооценка.
ФГОС
Слайд 29VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Самостоятельное выполнение упражнения из учебника.
Проверка выполненного задания –сравнение с правильным
ответом, представленным на слайде.
Самооценка выполненного задания:
Справился быстро и самостоятельно;
Справился быстро, но потребовалась помощь при выполнении.
Не справился с заданием, было трудно.
Слайд 30VII. Включение нового знания
в систему знаний и повторение.
• 7-8
минут
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те,
которые содержат новый алгоритм или новое понятие.
• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
ФГОС
Слайд 31Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Выполнение упражнения из рабочей тетради, в которое включен материал по
новой теме и предыдущих уроков по теме «Суффиксы»
Слайд 32VIII.Рефлексия деятельности
(итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности),
самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
• 2-3 минуты
• Вопросы:
-
Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
ФГОС
Слайд 33Рефлексия
Дополните предложения, оценив свои способности:
-Я теперь знаю…
-Я теперь умею…
-Мне было
легко…
-У меня вызвало затруднения…
-У меня… настроение
Слайд 34Ребенок на современном уроке
Цель- готовность к саморазвитию
Умение самостоятельно делать выбор,
адекватный своим способностям
Умение ставить перед собой цель, принимать решения
Умение самостоятельно
находить выход в нестандартной ситуации
Умение проконтролировать себя, свои собственные действия
Умение адекватно оценить свои действия, выявить и скорректировать
Умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться
Слайд 35
Основные типы уроков
остаются прежними,
но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового.
2. Урок закрепления знаний.
3. Урок комплексного
применения знаний.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия,
исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.
Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет цель- определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Слайд 36В чем новинка?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы
работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитетный стиль общения между учителем
и учеником.
Слайд 37Высший пилотаж – это урок, на котором учитель лишь направляя
детей, даёт рекомендации в течении урока. Поэтому учащиеся ощущают, что
ведут урок сами.
Слайд 38В отличии от стандартов2004 года новый ФГОС вносит существенные изменения
в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за
собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь УЧИТЕЛЯ , обеспечивающего его.
Слайд 39Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт
корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя
зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Терпенья вам и творческих успехов
В такие непростые наши дни!