Слайд 1ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ЧТЕНИЯ
Слайд 2Характеристика навыка работы с текстом
Ученик
довольствуется планом работы над текстом,
предложенным учителем, механически выполняет задания, ожидая от учителя пошаговой помощи
и нуждаясь в постоянном руководстве;
является заложником учительского контроля и отметки;
бездумно и заученно копирует образцы и примеры анализа текста, задаваемые педагогом;
работает сам по себе;
редко в явной форме демонстрирует свою работу другим людям;
растрачивает силы и время на бессистемные поиски в тексте нужной информации;
смотрит на чтение как на обременительную повинность.
Слайд 3Авторы метода: О. А. Кузнецов, Л. Н. Хромов, О. А.
Андреев, М. А. Зиганов, Ю. К. Пугач, Е. В. Васильева,
В. А. Бородина, Г. Я. Солганик, Л. М. Веккер
Метод эффективного чтения
основан на внедрении в процесс чтения текста программы умственных действий и операций в процессе чтения текста, позволяющей экономить силы и время, помогающей быстрее и качественнее усваивать информацию, а также дольше её сохранять.
Слайд 4Обучение приёмам работы по алгоритму эффективного чтения целесообразно построить следующим
образом:
Изучение дифференциального алгоритма чтения
Изучение семи блоков интегрального алгоритма чтения
Изучение зрительного
образа интегрального алгоритма чтения
Обучение составлению графической схемы алгоритма эффективного чтения
Отработка на текстах разных типов умения составлять графическую схему алгоритма эффективного чтения
Систематические замеры качества чтения
Отслеживание динамики результатов этих замеров
Слайд 5Дифференциальный
алгоритм чтения
Приём выделения
смысловых опорных пунктов представляет собой процесс фильтрации и сжатия текста
без потери основы
С помощью дифференциального алгоритма чтения можно разбивать каждый самостоятельный фрагмент текста на логические отдельные элементы:
1. Опорные слова
2. Опорная сеть
3. Значение (смысл, доминанта)
Слайд 6 Опорные слова несут основную смысловую нагрузку.
Они обозначают предмет, признак предмета, состояние или действие. Опорными они
называются потому, что они служат опорой конкретного текста.
Опорная сеть состоит из комбинаций опорных слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов, которые помогают в сжатом виде понять истинное содержание текста.
Слайд 7Мешочек со смыслом
Золотая рыбка, пойманная опорной сетью
В каждом параграфе,
В
каждом рассказе,
В сказке и песне, даже во фразе-
Ты только вдумайся,
только всмотрись-
Откроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой-
Ты только вдумайся, только всмотрись-
Откроется самая главная мысль.
С. Бондаренко
Слайд 8План работы по изучению понятий «опорное слово» и «опорная сеть»:
1.
Ознакомление с понятием «опорное слово» и «опорная сеть».
2. Коллективное составление
опорной сети из опорных слов.
3. Анализ правильного образца опорной сети.
4. Дополнение опорной сети нужными словами.
5. Продолжение опорной сети по готовому началу.
6. Анализ неправильного образца опорной сети, устранение ошибок.
7. Сравнение различных вариантов опорной сети к одному тексту, выявление лучшего.
8. Исследование готовой сети на её соответствие готовому тексту.
9. Полностью самостоятельное составление каждым учеником опорной сети к тексту.
Слайд 9Интегральный алгоритм чтения
Если дифференцированный алгоритм чтения
создаёт своеобразный количественный фильтр, защищающий мозг от избыточной информации, то
основное назначение интегрального алгоритма – обработка значимой информации, её сортировка и хранение.
Слайд 10Семь блоков интегрального алгоритма чтения
Наименование
Автор
Герои
События
Новизна (чего раньше не знал и
узнал только что)
Непонятное (неизвестные слова и понятия)
Идея (что самое главное)
Слайд 11Дополнительные понятия алгоритма
Универсальная схема для работы с текстами разных типов
Опорное
слово
Опорная сеть
Портретные слова
Оценочные слова
Слова эмоционального состояния героя
Метафорные слова
Сравнение
Мешочек со смыслом
Слайд 12Этапы работы над схемой интегрального алгоритма
Построение схемы или её фрагмента.
Дополнение
имеющейся схемы.
Исправление ложной схемы.
Оценивание схемы.
Выбор лучшего варианта схемы из нескольких.
Слайд 13Выводы и итоги
1. Сущность метода основан на
внедрении в процесс чтения текста программы умственных действий и операций
в процессе чтения текста и восприятия устной речи, позволяющей экономить силы и время, помогающей быстрее и качественнее усваивать информацию, а так же дольше её сохранять.
Слайд 14Область применения метода
Повышение продуктивности чтения.
Запоминание.
Подготовка к пересказу.
Подготовка к изложению.
Слайд 15Содержание метода
Преимущества составления схем при
использовании алгоритма эффективного чтения:
Организованность мышления.
Выделение и визуализация воспринимаемой информации.
Фиксирование и
использование полученной и сохранённой информации.
Гибкость, мобильность схемы, лёгкое воспроизведение её в памяти.
Слайд 16Сформированные у учащихся навыки эффективного чтения:
Помогут справиться с информационным взрывом.
Гарантируют
максимальное возмещение затрат времени и усилий, вложенных в чтение.
Помогут обрести
новые качества в организации внимания, памяти для дальнейшей успешной работы.
Активизируют познавательную деятельность, обеспечат учебную самостоятельность.
Слайд 17Использование на уроках работы по алгоритму эффективного чтения позволит учителю:
Реализовать
на практике деятельностный подход в обучении.
Реализовать приоритет диалого – дискуссионных
форм организации занятий и создать условия для поисково – преобразующей деятельности учащихся при работе с текстом.
Сделать одной из основных целей урока создание условий для проявления и расширения индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика.
Слайд 18Литература
1. Андреев О. А., Хромов Л. Н. Техника быстрого чтения.
– Минск: 1997
2. Королёва Г. В. Технология эффективного чтения. –
Ростов н\Д : Феникс, 2009. - 307 с.
3. Плешаков А. А. Природоведение: учебник для 4 кл. четырёхлетней нач. школы. М.: Просвещение.
4. Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В., Ладыженская Т. М., Детская риторика в рассказах и рисунках: учебник для 4 кл. – М.: Баллас.
5. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2001, 160 с.
6. Соболева А. Е. Чтение с увлечением. – М.: Эксмо, 2009, 128 с.
7. Большой энциклопедический словарь.
– М.: «Большая Российская энциклопедия».
2000. - 1456 с.
8. ФГОС